Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:49, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
Рассмотреть понятие культуры поведения;
Дать характеристику воспитанию культуры поведения в дошкольном возрасте;
3. Определить и рассмотреть методические приемы формирования
культурной воспитанности дошкольников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ, ЕЁ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Культура поведения и её компоненты……………………………………6
1.1.1. Культура деятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе - важный компонент культуры поведения…………………..9
1.1.2.Культура общения детей с взрослыми и сверстниками - составляющая основа культуры поведения………………………………………………………..12
1.1.3. Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения…….1 4
Глава 2
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методические принципы по формированию культуры поведения
детей дошкольного возраста……………………………………………………….17
2.2 Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста…………..20
2.3 Задачи формирования культуры поведения дошкольника ..28
Глава 3
ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Проведение диагностики ...31
3.2. Анализ полученных результатов…………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...40
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

Галя курсовая.docx

— 94.95 Кб (Скачать документ)

Департамент образования города Москвы

Московский  гуманитарный педагогический институт

Факультет педагогики и методики дошкольного  образования

Кафедра педагогики

и методики дошкольного образования 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

         

«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила:

студентка группы №10/474-зД

заочной формы обучения

Савченко  Г.В.

                  Научный  руководитель : Пасальская  Т.Л. 
                   
                   
                   
                   
                   

Москва 2011-2012 

                                                    

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1

ПОНЯТИЕ        КУЛЬТУРЫ       ПОВЕДЕНИЯ,        ЕЁ     КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ

  1. Культура  поведения   и   её   компоненты……………………………………6

1.1.1. Культура деятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе - важный   компонент культуры   поведения…………………..9

1.1.2.Культура общения детей с взрослыми и сверстниками - составляющая основа культуры поведения………………………………………………………..12

1.1.3. Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения…….1 4

Глава 2

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Методические принципы   по   формированию   культуры   поведения 
детей дошкольного возраста……………………………………………………….17

  1. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста…………..20
  2. Задачи формирования культуры поведения дошкольника ..28

Глава 3

ДИАГНОСТИКА    КУЛЬТУРЫ    ПОВЕДЕНИЯ    У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

3.1. Проведение диагностики ...31

3.2. Анализ полученных результатов…………………………………………….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..36

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ...40

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..42 
 
 
 
 

            Введение

     В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ  человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

     Культура  поведения – это неотъемлемая часть мировой цивилизации, 
составная часть общей культуры человечества.

     Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.

      Культура  поведения важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

     Опираясь  на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания им помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их. 
 

      Начиная активно пользоваться правилами  поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.

      Культурные  люди подчиняются дисциплине, т.е. самоконтролю и самокритике. Важно, чтобы дети поняли, что, следуя принципу: "Я хочу и буду делать то, что хочу, не считаясь ни с кем", они никогда не узнают, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. Такие личности никому не в радость. С честными, благородными, верными данному слову, уважающими других, радушными и гостеприимными людьми нам всегда хочется общаться, это доставляет нам истинную радость, обогащает нас духовно. Культурные люди держат под контролем свои эмоции, управляют ими. Они никогда не опустятся до оскорблений или крика, потому что унизят этим, прежде всего себя. Наблюдения показывают, что 50 % детей не владеют культурно – гигиеническими навыками, у 90 % детей не развита культура общения, а культура деятельности не развита у 30 % детей [14 с.54-59].

     Анализ  психолого-педагогической литературы по данному вопросу показал, что этой проблемой занимались А.В. Мудрик, Р.С. Буре, Т.Н. Николаева, С.И. Илларионов, В.А. Доскин, С.А. Козлова и другие. Изучение трудов этих авторов, а также изучение программ "Детство", "Азбука общения" позволило сделать вывод, что решение проблемы "Воспитание культуры поведения" в условиях образовательных учреждений для детей дошкольного возраста недостаточно проработано.

Цель  исследования – выявить уровень культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Объект  исследования – процесс воспитания культурного поведения.

Предмет – особенности формирования культурного поведения в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза  – воспитание     культуры     поведения     у старших дошкольников происходит при целенаправленной деятельности воспитателя, в процессе организованных занятий с использованием различных материалов.  

Задачи  исследования:

  1. Рассмотреть понятие культуры поведения;
  2. Дать характеристику воспитанию культуры поведения в дошкольном возрасте;

     3. Определить и рассмотреть методические приемы формирования 
культурной воспитанности дошкольников.

     При проведении работы были использованы методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, сравнительный анализ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                        Глава 1 

Понятие культуры поведения, её компоненты и содержание

    1. Культура поведения и её компоненты

     Активное  умственное развитие старшего дошкольника  способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6 – 7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.

     Понятие «нравственное поведение» тесно  граничит с «культурой поведения». Существует множество определений понятия «культура поведения». Так, например, в педагогическом словаре: «Культура поведения –  соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни».

      Здесь, термином «культура поведения» мы будем  понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности [22 с.121].

     Культура  поведения не сводится к формальному  соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями,  и в свою очередь, подкрепляет их.

     В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки [3 с. 23-26].

     Сущность  составляющих элементов культуры поведения  позволит более конкретно проследить задачи воспитания и их постепенное усложнение

  [16 с.160].

       Таким образом, культура поведения человека - это весь человек, во всей совокупности не только внешних проявлений, но и внутренних качеств. А это значит, что на каждом из нас лежит ответственность за собственную культуру поведения, за окружающих людей и особенно за растущих, за тех, кто идет на смену.

     Культура  поведения не бывает вне культуры общения, и наоборот. Культуру нельзя рассматривать только как среду, внешнее условие или обстановку развития.

      Общение не в меньшей степени, чем труд, служит средством развития сознания, которое по своей природе и по способу осуществления диалогично.

     Мы  говорим о культуре общения как  о приобщении к культурно-исторической среде, в которой мы живем. Ею опосредованы все факты культуры. Культура предстает и как образ мира, умение в нем ориентироваться, как овладение культурными стереотипами [23 с.232].

     Культура  общения обязательно предполагает взаимодействие всех его составляющих: точное отражение отдельных свойств индивида и его личности в целом, позволяющее построить адекватное отношение и на этой основе выбрать соответствующие средства и способы обращения. 
 
 

Таблица №1

     Компоненты  культуры поведения 

Культура  деятельности
    Культура  общения
Культурно-гигиенические  навыки
Проявлять в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка  культуру деятельности – значит воспитывать  у него умение содержать в порядке  место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам игрушкам. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным и содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном

возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

Предусматривать  выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту; предполагать:

- умение не только 
действовать нужным 
образом, но и 
воздерживаться от 
неуместных в данной 
обстановке действий, слов, 
жестикуляции

- культуру речи, т.е. наличие

достаточного  запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Важная составная  часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу

Информация о работе Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста