Влияние развития зрительного восприятия и анализа ребенка на формирование у него письма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 13:07, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить развитие зрительного восприятия и ребенка на формирование у него письма. Задачи:
* Изучить литературу по данной теме;
* Определить актуальный уровень развития зрительного восприятия и анализа ребенка на формирование у него письма;
* Выявить особенности зрительного восприятия и формирования письма у ребенка.

Содержание

Введение………………………………….3
Глава 1 Основные проблемы развития зрительного восприятия у младших школьников
1.1.Развитие зрительного восприятия у детей ………………5
1.2.Влияние ранней сенсорной депривации на формирования механизмов восприятия…………..6
1.3.Дисграфия. Виды нарушения письма……….9
Глава 2. Проблемы влияния зрительного восприятия 2.1. Основные проблемы в обучении……………13 2.2.Эстетичекое и нравственное воспитание учащихся в период становления почерка……………14
2.3.Профилактика оптической дисграфии у детей со зрительной патологией………..15
Вывод…………………23
Литература…………25

Работа состоит из  1 файл

Коррекционная психология.docx

— 61.28 Кб (Скачать документ)

• обязательное проведение физкультурных минуток  для снятия статического напряжения;

• обязательное проведение упражнений для глаз с  целью снятия зрительного утомления;

• знание особенностей неправвильно сформированного навыка письма.

ребенок держит пищущий предмет «щепотью», «горстсткой» пальцев,

ребенок держит ручку, фломастер слишком близко (или слишком далеко) от кончика, неправильное положение руки — кисть  вывернута так что конец ручки  направлен в сторону, или локоть висит, кисть жестко фиксирована, работают только пальцы слишком сильный нажим, неправильное положение тела (далеко или слишком близ ко отстала, изгибается в сторону), низкий наклон головы и  т ). Обнаружить у ребенка неправильный навык работы с карандашом фломастером  можно не только наблюдая за его  изобразительной деятельностью ,но при помощи специальных заданий. Про вести такой контроль нужно  не позднее четырехлетнего возраста, чтобы иметь достаточный запас  времени для исправления неправильного  навыка. Предложите ребенку закрасить  или нарисовать что-то на листе бумаги Активное поворачивание листа —  явный признак недостаточной  работы пальцев рук. Если ребенок  изображает на листе слишком маленькие предметы — это свидетельствует о жесткой фиксации кисти руки и т. д.

Первоначальные  упражнения по формированию у детей  графических навыков проводим обязательно  с игровой мотивацией помоги зверушкам  пройти по середине дорожки и найти  подарки, соедини точки и узнай  кто спрятался, проплыви с моряками по волнам, покажи, как капает дождик, и др. Постепенно игровая мотивация  сменяется четко поставленной дидактической  задачей. Все упражнения проводятся в системе от простого к сложному: проведение различных(непрерывных, пунктирных, волнистых) линий в разном направлении от заданного начала к заданному концу; проведение линий по заданному контуру, обозначенному точками, штрихами; проведение различных замкнутых линий, идентичных образцу; воспроизведение изображений (букв, цифр, фигур) по зрительно воспринимаемому образцу; работа в тетрадях в крупную клетку обведение и штриховка клеток, рисование узоров по заданному образу, дорисовывание изображений предметов, печатание букв, цифр; графические диктанты и др.; печатание слов (на основе сформированного звуко-буквенного анализа).                                                                                                                            В результате такой целенаправленной работы дети развивают зрительно-моторную координацию, успешно овладевают графическими навыками, которые будут хорошей основой для формирования письменной речи, требующей от ребенка решения сразу двух задач — соблюдения графических норм и сосредоточения внимания на содержании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод

Зрительное восприятие - сложный психофизиологический процесс, который включает поиск и обнаружение  объекта, различение его отдельных  признаков, эталонное сравнение  и опознание. Начальный этап восприятия - выделение и первичный анализ сенсорного стимула - осуществляется зрительной проекционной системой. В реализации последующих этапов зрительного  восприятия важнейшая роль принадлежит  ассоциативным областям коры и ряду других отделов мозга. Распознавание  объектов внешнего мира является основным назначением зрительной перцептивной системы. Зрительная перцептивная система формируется в течение длительного периода онтогенеза. Наиболее быстро созревает проекционная зрительная система. В возрасте от 2 до 6 месяцев интенсивно формируются периферические и центральные механизмы сенсорного анализа. В результате этого улучшаются зрительные функции, лежащие в основе зрительного восприятия ребенка.                                  Зрительное восприятие является одним из главных факторов формирования письма и чтения ребенка. Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве. Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи. К сожалению, нарушение одной структурной составляющей речевой системы влечет за собой вторичные и третичные нарушения. Среди них, как правило, общее недоразвитие речи, нарушения процессов чтения и письма, нарушения памяти, концентрации внимания, словесно-логического мышления и т.д. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Для предотвращения различных нарушений  в письме, речи, педагоги предпринимают  такие меры как: предъявления детям ярких, красочных, вызывающих интерес и эмоциональную реакцию парных персонажей-игрушек, далее рассмотрение парные предметные картинки, парные сюжетные картинки для выявления в них сходства и различия. В процессе выделения внешних признаков предметов (цвет, форма, размер, пространственное расположение и .т д. .) знакомят детей с условными обозначениями этих признаков и учим использовать их при описании и сравнении предметов. Для развития зрительной памяти проводят игры «Запомни слово», «Найди заданную фигуру среди множества», «Найди сходство и различием •«Что изменилось» (цвет, размер, пространственное расположение). С детьми старшего возраста проводят игры и упражнения, в которых необходимо: определить закономерность в изображении и дорисовать следующий или пропущенный предмет;запомнить фигуры или предметы, изображенные на одной карточке, затем найти новые предметы на другой;подобрать к изображениям предметов парные, но с противоположным значением и другие различные игры и упражнения.                                                              В ходе работы я изучила множество литературы по данной теме, определила, что проблема зрительного восприятия на сегодняшний день остается одной из актуальных, а также то, что зрительное восприятие влияет на множество факторов, в числе которых находится и формирование письма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                   
 
 
 
 
 

Литература

1.А.А.Леонтьев  Язык,речь, речевая деятельность / А.А.Ленотьев – М: 1969 – 301с.

2.А.Р.Лурия Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка/А.Р.Лурия-М:1962-250 с.

3.А.Р.Лурия Письмо и речь, нейролингвистические исследования /А.Р.Лурия-М: Академия 2002 - 172 с.

4.А.Р.Лурия Основные проблемы  нейролингвистики /А.Р.Лурия – М: издательство московского университета 1975 – 231 с.

5.А.Р.Лурия Об истории познавательных процессов / А.Р.Лурия – М:  издательство «Наука» 1974 – 275с.

6.А.Р.Лурия Речь  и интеллект в развитии ребенка / А.Р.Лурия – М: 1928- 187 с.

7.В.Б.Галкина,  Н.Ю.Хомутова Использование физических  упражнений  по развитию мелкой  моторики  пальцев рук при коррекции  нарушения устной речи у учащихся  начальных классов / В.Б.Галкина – М: 1987 – 97 с.

8.В.П.Дубьев Средства  развития тонкой моторики рук  у детей с нарушением речи / В.П.Дубьев - М: 1991 – 286 с.

9.Г.Ф.Кумарина  Коррекционная педагогика в начальном  образовании / Г.Ф.Кумарина – М: академия 2001 – 253 с.

10.Д.Б.Эдьконин  Детская психология / Д.Б.Эльконин – М: «Просвещение» 1960 – 189 с.

11.Е.Н.Потапова  Радость познания / Е.Н.Потапова – М: «Просвещение»

1990 – 79 с.

12.Л.С.Выготский  Избранные психологические исследования  / Л.С.Выготский – М: 1956 – 271 с.

13. Л.С.Выготский Развитие высших психологических функций / Л.С.Выготский – М: 1960 – 210 с.

14.Л.С.Выготский,  А.Р.Лурия Этюды по истории  поведения / Л.С.Выготский – М: 1930 – 197 с.

15.Л.С.Выготский  Мышление и речь / Л.С.Выготский – М: 1934 – 274 с.

16.М.М.Кольцова Двигательная активность  и развитие  функций ребенка / М.М.Кольцова – М: 1983 – 275 с.

17.М.Н.Садовникова Нарушение письменной речи и их преод оление у младших школьников /М.Н.Садовникова – М: 1995 – 198 с.

18.Н.И.Лепская Опыт определения зависимости слогообразования от структуры языка / Н.И.Лепская – М: 1968 – 185 с.

19.Н.П.Локалова  Как помочь слабоуспевающему  школьнику / Н.П.Локалова – М: Издательство «Альфа» 1993 – 197 с.

20.С.О.Филиппова  Подготовка дошкольников к обучению  письму. Влияние специальных физических  упражнений на эффективное формирование  графических навыков / С.О.Филиппова – М: «Просвещение» 1990 – 169 с. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Влияние развития зрительного восприятия и анализа ребенка на формирование у него письма