Влияние прогулки на развитие основных движений у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:47, дипломная работа

Описание

Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности ребенка. На современном этапе развития нашего общества по новому стоят задачи воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи крайне важно правильно поставить физическое воспитание в раннем возрасте, что позволит малышу накопить силы и обеспечить в будущем не только физическое, но и умственное развитие, хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. ………………………………………………………… 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………...5
1.1.Особенности развития основных движений у детей
среднего дошкольного возраста…………………………………………..5
1.2 Программные требования к развитию основных движений
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………8
1.3. Роль прогулки в развитии основных движений у детей
младшего дошкольного возраста………………………………………..11
1.4 Методика работы по развитию основных движений у детей
младшего дошкольного возраста. ……………………………………...16
1.5 Оборудование участка……………………………………………..20
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

                                                                                       

согласовывать  свои действия с действиями товарищей. Если на улице  холодно, сыро, то такую игру надо организовывать сразу, чтобы поднять эмоциональный  тонус детей, настроить их на бодрый лад.

 

Указания к  руководству играми и упражнениями

 

Разнообразие сюжетов подвижных игр связано с растущими представлениями и знаниями детей среднего дошкольного возраста о широком круге явлений окружающей жизни. Двигательная активность детей в играх во многом обусловлена запасом навыков и умений, хорошей пространственной

 

 

ориентировкой, стремлением  совместно выполнять движения, проявляя выдержку, ловкость, сообразительность.

 

Усложняются взаимодействия детей в игре. Включаются игры с  ловлей и увертыванием («Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Цветные автомобили», «Ловишки».)

 

Содержание подвижных  игр усложняется по мере усвоение движений. Внесение некоторых изменений  и дополнений не меняет основное правило  игры.

 

При планировании содержания игровой деятельности на прогулке следует  учитывать соотношение  программного материала по развитию основных видов движений, используемого в помещении и на открытом воздухе. Во время игр и упражнений закрепляем освоенные на занятиях основные виды движений. [12,17]

 

 

1.4 Методика  работы по развитию основных  движений у детей среднего дошкольного возраста.

 

 

Обогащение двигательного  опыта ребенка осуществляется последовательно - от одного возрастного этапа к  другому. При этом особое значение имеет  своевременное усвоение тех видов  двигательных действий, формирование которых обуславливается возрастным и индивидуальным развитием.

 

Всестороннее физическое развитие предполагает развитие основных движений у детей. Играя, двигаясь, ребенок  осваивает новые виды движений, становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность.

 

Во время игровой  деятельности важно [17,22]:

-создание благоприятных  условий для развития основных  видов движений, положительных и  эмоциональных качеств детей,  активизации детской самостоятельности;

-стимулирование индивидуальных возможностей ребенка.

 

 

Достигнутый уровень  развития основных видов движений, физических качеств, психологическая  готовность к большой концентрации

волевых усилий  обуславливает  новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Так постепенно достигается уровень физического совершенства, необходимый для определенного возрастного этапа.

 

Вместе с тем в  процессе занятий физической культурой  необходимо постоянно заботится о единстве всех сторон воспитания, о приобретении детьми определенного круга знаний, их эмоциональном развитии, формировании коллективизма.

 

Таким образом, в методике физического воспитания детей младшего дошкольного возраста должны быть слиты воедино средства, методы и приемы обучения движениям, развития физических качеств и способностей, а также нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания. Она основывается на принципах сознательности и активности, наглядности, доступности, учета индивидуальных возможностей детей, систематичности, постепенности и повышения требований. [3,69]

 

Спецификой методики физического воспитания является то, что в основе всех способов применения физических упражнений лежат регулирование  нагрузки (длительность и интенсивность упражнений), а так же  вариативность сочетания нагрузки с отдыхом. По воздействию на организм нагрузка может быть постоянной (равномерный бег) и переменной (бег с ускорением и замедлением), Она может иметь непрерывный или прерывистый (интервальный) характер, например, ходьба на лыжах на определенное расстояние, повторное прохождение отрезков дистанции через заданные интервалы времени. Отдыхая между упражнениями, ребенок может находиться в состоянии относительного покоя (сидеть, стоять) или заниматься другим видом деятельности (спокойно ходить после прыжков с разбега), т.е. отдыхать активно.

 

Другая отличительная  черта методики физического воспитания связана с возможностью освоения  двигательных действий в целостном  виде или по частям в зависимости от их характера и сложности.

 

 

 

В процессе развития основных движений у детей младшего дошкольного  возраста как основные используются следующие методы: метод упражнений с четкой заданной программой действий, порядком их повторения, точной дозировкой нагрузки и установленными интервалами отдыха, игровой метод; соревновательный метод.

 

Игровой метод, близкий  к ведущей деятельности детей  дошкольного  возраста, наиболее специфичной и эмоционально эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно – образного и наглядно – действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы. В процессе игровых действий у детей формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.

 

Соревновательный метод  используется в играх с правилами  и состязаниях для сопоставления сил участников, борющихся за возможно более высокие качественные и количественные показатели. Обязательное условие соревнования-соответствие их физическим силам детей, воспитание морально-волевых качеств, а также правильная оценка своих движений и других детей на основе сознательного отношения к требованиям. Соревновательный метод используется во всех возрастных группах.

 

При развитии основных движений у детей широко применяется словесный  метод (рассказ, беседа, объяснение, указание, команда, распоряжение, оценка и др.). Словесные методы активизируют сознание ребенка, способствуют более глубокому  осмыслению поставленных перед ним задач, осознанному выполнению физических упражнений, пониманию их содержания, самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях.

 

Немаловажное значение имеют наглядные методы. Они формируют  представления о движении, чувственные и двигательные

ощущения, развивают сенсорные  способности. Наглядный метод включает в себя имитацию, поддержку и помощь, использование ориентиров.  [4,18]

 

В практике физического  воспитания перечислены методы, и  соответствующие приемы используют в тесной взаимосвязи. Они подбираются

 

воспитателем с учетом стоящих задач,  этапа обучения, возрастных особенностей и подготовленности детей, способов и характера упражнений, подвижных игр. В целом для  обучения основным движениям детей  среднего дошкольного возраста характерно комплексное применение методов и приемов.

 

В работе с детьми данного  возраста преобладают приемы опосредованного  обучения (игра) объяснение, сопровождающееся показом, выполнение детьми упражнений совместно с воспитателем. Применение последнего приема, т.е. выполнения упражнения совместно с воспитателем должно быть кратковременным. В противном случае ребенок привыкает к помощи взрослого и не стремиться к самостоятельному качественному выполнению движения.

 

 

В обучении детей среднего дошкольного возраста основным движениям используются наглядно-слуховые приемы, которые осуществляют  звуковую  регуляцию  движений, которые  выполняются  под  музыку, ритм  бубна, барабана,  стихотворения. Использование  слуховой  наглядности  улучшение  качества  движений , регулируем  темп  и  ритм , но  и  вызываем  у  ребенка  эмоциональный  подъем , стимулируем  желания  выполнять  движения .    

 

В  физическом  воспитании  дошкольников  используются  считалочки,  с их помощью выбирают водящих  в играх. Она способствует выработке таких необходимых качеств как честность, благородство, чувство товарищества (эстетический фактор). Само произведение в хорошем исполнении, в атмосфере увлеченности игрой доставляет наслаждение,  вырабатывает чувство ритма, необходимое в работе (эстетический фактор).

 

Музыкальность, ритмичность, художественность считалок вызывает у  детей  эмоциональный отклик. Они  легко запоминаются и используются в самостоятельных играх. [4,20]

 

К словесным приемам  относится образный сюжетный рассказ. Он чаще всего используется для объяснения сюжетных подвижных игр. Сюжет рассказа, его содержание должны быть понятны детям, поэтому этот прием требует планирования и продумывания педагогом

 

 

предшествующей работы. Сюжетный рассказ занимает те же отведенные методикой 1,5-2 минуты, а иногда даже меньше. Воспитательный же эффект высок, у ребенка развиваются воссоздающее воображение, фантазия. Сюжетный рассказ способствует вхождению в образ, воспитанию выразительности движений

                                                                  (Э. Степаненкова Т.Шубина)[4,21]

 

Содержание и методика развития основных движений определяется двумя ведущими направлениями - развитием  двигательных качеств и способностей, формирование скоординированных действий, новых способов действий, умения вариативно применять их в изменяющихся условиях. При этом важно добиваться осознанного восприятия детьми учебного материала, развития самостоятельности, проявления волевых усилий и творчества.

 

 

                            1.5. Оборудование участка.

 

На групповых площадках  для детей среднего дошкольного  возраста устанавливается оборудование, стимулирующее детей к разнообразной  деятельности: совершенствование основных движений, закрепления конструктивных навыков, развитие трудовых навыков. Для упражнения в лазании детей данного возраста рекомендуется вертикальная лесенка (гимнастическая лестница) высотой 2м.

 

 

Для упражнений в равновесие устанавливаются столбики одинаковой высоты, балансиры. Для забрасывания мяча, в горизонтальную цель можно использовать корзину, а в вертикальную обруч, прикреплённый к гимнастической стенке. Для упражнения в пролезании используются дуги, арки, тоннели.

    

  В оборудование  участка входит качели и качалки,  позволяющее развивать вестибулярный  аппарат и чувство равновесия. Качалки могут быть одно- , двухместные, простые и фигурные. Качели должны соответствовать росту детей: при росте 80, 90, 100см сиденья качелей устанавливаются на расстоянии 0,17, 0,20, 0,24 м от земли.                           

     

 

 

 Всё оборудование  должны иметь привлекательный  вид, быть прочным, хорошо обработанным, закреплённым и соответствовать  возрасту и силам детей.

      

В распоряжении детей  скалки, обручи, мяч, атрибуты для игр. Для подвижных игр, требующих  пространства, отведено свободное пространство посреди участка  из расчета 2-2,5м на одного ребенка. На участке установлена горка, со скатом   с плавным переходом  к приподнятому на 10-15см концу (это предохраняет детей от ушибов).

 

Необходимо создавать  условия для спокойных игр: строительных, игр с песком, куклами, конструкторами, крупными игрушками.

 

Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь беседки, домики разных форм и конструкций  для защиты от солнца и дождя.

 

В зимнее время на участке  следует строить горку, снежные сооружения.

 

Участок заканчивается  дорожкой, по которой дети могут  кататься на велосипедах, автомобилях.

 

Правильно оформленный  и оборудованный участок способствует значительному повышению двигательной активности детей, укреплению их здоровья.

 

 

 

 

Рис. Размещение оборудования на площадке для детей 4-5 лет

 

2.1 - столик для игр; 2.2 -скамья со спинкой для детей; 2.7 - песочница; 3.3 - качели; 3.5 - оборудование для профилактики плоскостопия; 3.6-столбики; 3.7 - балансир; 3.10 – лесенки-ступеньки; 3.11 - лестница наклонная; 3.13 – гимнастическая лестница; 3.14 - оборудование для лазания и игр с мячом; 3.17 - игровая стенка; 4.3 - автомобиль; 5.1 - чаша с водой; 6.1 - скамья для взрослых; 6.2 – цветочница.

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          ВЫВОД

 

Таким образом, в теоретической  части мы рассмотрим проблему влияния прогулки на развитие основных движений у детей среднего дошкольного возраста. Опираясь на взгляды и высказывания педагогов, мы показали особенности развития основных движений у детей в процессе организации прогулки. Раскрыли влияние прогулки на формирование основных видов движений. Проанализировали требование программы, показали методику формирования основных движений на прогулке, дали характеристику оборудованию на участке.

На основе этого можно  сделать вывод, что данным вопросом в учебно-метадической литературе уделяется достаточное внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Информация о работе Влияние прогулки на развитие основных движений у детей среднего дошкольного возраста