Влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание

Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………………………….стр.2
Глава 1. Социально- психологические проблемы неблагополучных семей
1.1.Понятие и виды неблагополучных семей в современном обществе …….стр.6
1.2. Социально - психологические проблемы неблагополучных семей…….стр. 11
1.3. Влияние неблагополучной семьи на отклоняющее поведение
подростка ……………………………………………………………………………………..стр.14
Глава 2. Выявление влияния семьи на отклоняющее поведение подростка
2.1. Методы диагностики отклоняющего поведения подростка 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов 25
2.3. Рекомендация по работе с неблагополучными семьями и подростками с отклоняющим поведением 30
Заключение 31
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков.docx

— 67.98 Кб (Скачать документ)

 в. Способствует возрождению эффективной коммуникации между отцом и сыном. 

 с. Способствует  возрождению коммуникации жены  с мужем именно как с мужем,  а не как с опекаемым. 

 Можно сделать  вывод, о том, что рекомендация  по работе с семьями должна  быть направлена на то, что  позиция старшеклассника в семье  во многом определяется господствующей  атмосферой . Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим. 

 Заключение 

 Если мы хотим  изменить мир, нужно изменить  семью 

 Семья - важнейший  институт социализации, т.к. является  средой существования, развития  человека от самого рождения  и до смерти. 

 Семья - сложная  система взаимосвязанных процессов.  Внутрисемейные взаимоотношения  - один из компонентов этой  системы, которые, в свою очередь,  имеют тоже сложную структуру. 

 Взаимоотношения  детей и родителей складываются  под влиянием ряда факторов: психологический  микроклимат в семье, личностные  свойства и качества самих  детей. 

 В результате  исследования мы достигли цели  работы, доказав, что неблагоприятные  отношения в семье между родителями  и детьми, влекут за собой отклоняющее  поведение подростка. А также  были выполнены задачи : 

- были подобраны  и реализованы методы исследования  влияния неблагополучной семьи  на отклоняющее поведение подростка, 

- предложены рекомендации  по работе с неблагополучными  семьями и подростками с отклоняющим  поведением. 

 И на основе  исследований сделаны следующие  выводы: 

 Неадекватное  отношение родителей к подростку  обуславливает его тревожное  состояние, эмоциональный психологический  дискомфорт и как следствие  - отклоняющее поведение ребенка. 

 Уровень развития  личности подростка зависит и  от создания условий родителями. 

 Негативные взаимоотношения  между взрослыми и подростком  формируются при неблагоприятном  климате в семье, и подросток,  протестуя против таких отношений,  может до конца не осознавая  свои поступки идет на крайние меры, иногда в виде девиантного поведения. 

 На основе этих  выводов можно сделать заключение  о том, что наша гипотеза  о роли родительского отношения  к детям получила свое подтверждение.  В юношеском возрасте ребенок  избавляется от детской зависимости  и переходит к отношениям, которые  основаны на взаимном доверии,  уважении и относительном, но  неуклонно растущем равенстве.  В большинстве семей процесс  проходит болезненно и воспринимается  как вызывающее поведение. 

 Подростковый  возраст -- время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. 

 Так начинается  отделение подростка от родителей,  противостояние им. Ребенок может  стать грубым, резким, критиковать  родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не  замечали в ребенке, верили  в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы  свержение их с пьедестала. Происходит  это потому, что в глазах подростка  мать и отец остаются источником  эмоционального тепла, без которого  он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся  наказаниями и поощрениями, и  примером для подражания, воплощающим  в себе лучшие человеческие  качества, и старшим другом, которому  можно доверить все. Но со  временем эти функции меняются  местами. 

 В связи с  этим в неблагополучных семьях  возникает определенная сложность  общения с детьми старшего  школьного возраста Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто заняты или уделяют должного внимания детям, поэтому не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию. 

 Взрослые должны  всегда помнить, что подросткам  хочется видеть в родителях  друзей, которые помогут решить  проблемы самосознания и самоопределения.  Самому сделать это бывает  не под силу, появляется чувство  безысходности, и не от отсутствия  информации, а от отсутствия взаимопонимания,  сочувствия. 

 Литература 

1. БеличеваС. А. Основы превинтивной психодлогии./ C.А.Беличева - М.: Просвещение , 1993- 241с. 

2. Буянов М. И.  Ребенок из неблагополучной семьи:  Записки детского психиатара./М.И.Буянова- М.: Просвещение, 1988- 154с. 

3. Варга А. Я.  Системная семейная психотерапия. Курс лекций./А.Я.Варга - СПбю:АРГУС, 2001- 252с. 

4. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида / Я.И.Гилинский // Человек и общество.- Вып.9.- 2002.- С.67 

5. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии/ Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб.: Питер, 2001 - 148с. 

6. Гончарова Т.  Неблагополучные семьи и работа  с ними/ Т.Гончарова // Народное  образование. 2002.- № 6- С.98 

7. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. / Н.Ф.Дивицына - Ростов на Дону.: Бином , 2005- 274с. 

8. Дубрович А.Б. Кто в семье психотерапевт?/ А.Б.Дубрович - М.: Просвещение, 1985 - 373с. 

9. Макаренкова И.В.. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого - педагогические основы коррекционно - профилактической работы)/ И.В.Макаренкова, А.В.Мисько - М.:АРГУС, 2004- 267с. 

10. Макеев Г. А.  Семейная жизнь и дети./ Г.А.Макеев.- Волгоград.: Просвещение, 1987- 253с. 

11. Методика диагностики  и профилактики психологического  неблагополучия в семье подростка  (Методическое пособие для специалистов  муниципальных служб) // Журавлева  Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. - М.: МГУ, 2003- 195с. 

12. Митина Л.М.  Личностное и профессиональное  развитие человека в новых  социально-экономических условиях/ Л.М.Митина // Вопросы психологии. 1997- . №4 - С.36 

13. Мудрик А.В.Социальная  педагогика./ А.В.Мудрик - М. , 2002- 378c. 

14. Новикова Е .В. О некоторых характеристиках общения между супругами /Е.В. Новикова // Семья и формирование личности. М.: Просвещение, 1981- 301с. 

15. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства./ Р.В.Овчарова - М.: Мысль 2003- 268с. 

16. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт./.Н. Пезешкиан.: М.: Просвещение, 1993 - 306С.

Аспирантура

04.08.2009, 04:17

17. Пиаже Ж. Избранные  психологические труды. - М.: Просвещение, 1994.- 345с. 

18. Практикум по  возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А. - СПб, 2001 

19. Психодиагностика: Конспект лекций/Сост. Посохова С. Т. - М., 2004- 278с. 

20. Смирнова Е.  О.. Структура и динамика родительского  отношения/ Е.О. Смирнова Е.  О..// Вопросы психологии.- 2000 - № 3- С.67 

21. Социальная педагогика: Курс лекций/под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000- 276с. 

22. Социальная психология // под ред Петровского А.В. - М.:Просвещение, 1987.- С.364с 

23. Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. / Ч.Шеффер, Л.Керри - Спб.: Питер, 2000 - 286с. 

24. Шнейдер Л.Б.  Психология семейных отношений.  Курс лекций. - М., 2000. 

25. Эйдемиллер Э.Г. и др.. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов./ Э.Г. Эйдемиллер И.В. Добряков, И.Н.Никольская. - СПб.: Питер, 2003 - 275с. 

26. Эйдемиллер Э.Г.Психология и психотерапия семьи. / Э.Г. Эйдемиллер , В.Юстицкий - СПб.: Питер, 1999 - 307с. 

 Приложение №1 

 Опросник по выявлению подростков с отклоняющим поведением: 

1. С кем проживает ребенок (мать, отец, приемные роди-тели, мачеха, отчим, бабушка, дедушка, опекун)? 

2. Материальное положение  семьи (крайне низкое, ниже среднего, среднее, достаточно высокое,  высокое). 

3. Жилищные условия  семьи (отдельная квартира, комму-нальная квартира, общежитие). 

4. Условия жизни  ребенка (отдельная комната, уголок  в общей комнате, свой письменный  стол, отдельное спаль-ное место, общая кровать с кем-то). 

5. Кто из родственников бывает с ребенком в течение дня (отец, мать, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие родственники, соседи, няня). 

6. Продолжительность  рабочего дня матери (с _ до __ ; не работает). 

7. Продолжительность  рабочего дня отца (с _ до __ : не работает). 

8. Посещает ли  ребенок секции, кружки, если да, то от-водит ли его кто-нибудь или он делает это самостоя-тельно? 

9. Если ребенок  заболел и ему необходимо каждый  день посещать поликлинику, его  кто-нибудь отводит или он делает  это самостоятельно? 

10. Часто ли ребенок  не ночует дома? 

11. Вредные привычки  матери (курение, употребление ал-коголя, употребление наркотиков). 

12. Вредные привычки  отца (курение, употребление алко-голя, употребление наркотиков). 

13. Часто ли в  доме устраиваются праздники  (1 раз в месяц. 1 раз в неделю, чаще чем 1 раз в неделю)? 

14. Имеет ли мать  инвалидность, связанную с ограничени-ем передвижения? 

15. Имеет ли отец  инвалидность, связанную с ограничени-ем передвижения? 

16. Употребляет ли  подросток спиртное? 

17. Употребляет ли  подросток наркотики? 

18. Состоит ли  подросток на учете у участкового  инспектора? 

19. Состоит ли  подросток на учете в КДН? 

20. Часто ли подросток  приходит в школу без тетрадей? 

21. Часто ли подросток  приходит в школу грязный? 

22. Приходит ли  подросток в школу с синяками? 

23. Часто ли подросток  дерется? 

24. Пьет ли подросток  в присутствии родителей? 

25. Употребляет ли  подросток наркотики в присутствии  роди-телей? 

26. Занимается ли  подросток попрошайничеством? 

 Приложение №2 

 СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ 

(заполняется на  всех учащихся) 

1. Ф.И.О. ребенка. 

2. Домашний адрес  (место регистрации и место  жительства) 

3. Возраст, дата  рождения. 

4. Школа, класс 

5. Образование матери: 

1 Незаконченное  среднее 2 Среднее 3 Среднее специальное  4 Высшее 

6. Образование отца: 

1 Незаконченное  среднее 2 Среднее 3 Среднее специальное  4 Высшее 

7. С кем проживает  ребенок (подчеркнуть): 

1 мать 

2 отец 

3 приемные родители 

4 ма-чеха 05 отчим 

6 бабушка 

7 дедушка 

8 опекун 

9 братья, сестры 

8. Материальное положение  семьи: 

1 крайне низкое 

2 ниже среднего 

3 среднее 

4 достаточно высокое 

5 высокое; 

9. Жилищные условия  семьи: 

1 отдельная квартира 

2 коммунальная квартира 

3 общежитие 

Информация о работе Влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков