Влияние эмпатии на конфликтность личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:50, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить характер влияния эмпатии на конфликтность личности.
Цель достигается решением следующих задач:
1. Выявить психологические характеристики эмпатии.
2. Рассмотреть имеющиеся в литературе данные о сущности конфликта, конфликтности личности.
3. Исследовать уровень развития эмпатии и конфликтности личности студентов;

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования эмпатии 5
и конфликтности личности
1.1. Психологические характеристики эмпатии
1.2. Общая характеристика конфликта 10
1.3. Конфликтность как характеристика личности 17
Глава II. Исследование влияния эмпатии на конфликтность личности 26
2.1. Методы исследования
2.2. Описание результатов исследования 27
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 250.00 Кб (Скачать документ)

Включает упражнения, которые помогают участникам вспомнить то, что происходило на тренинге, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Также упражнение помогает завершить тренинг живой, активной, запоминающейся манере.

      Каждый участник получает бумагу и карандаш и должен за 5 минут придумать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному тренингу. Например, активный, информативный и т.д. После чего они зачитывают полученный список прилагательных.

Обсуждение не обязательно. Можно попросить участников прокомментировать интересные идеи, которые они выскажут.

      Каждому участнику дается стикер, на котором он должен написать, что ему понравилось, что не понравилось. Затем свои стикеры они приклеивают на ватман.

      Диалог с участниками: оправдались ли их ожидания, в чем возникали трудности? Что мешало? Что доставляло дискомфорт? Что понравилось? Что не понравилось? Определение настроения, если изменилось, то, что этому способствовало.

После проведения серии занятий мы повторно исследовали возможные изменения в развитии уровня эмпатии и конфликтности. Результаты исследования приведены в таблицах 4 и 5.

Таблица 4

Показатели развития  эмпатии до и после проведения занятий (в %).

              Уровень эмпатии

  Этапы             

Низкий

Средний

Высокий

До

33

44

23

После

26

48

26

 

Как видно из таблиц, показатели развития эмпатии после проведения серии занятий несколько повысились, а уровень конфликтности снизился.  Мы понимаем, что для существенных изменений в данных личностных свойствах, характеризующихся устойчивостью требуется более длительный период и наши результаты позволяют говорить лишь о позитивной тенденции.

 

Таблица 5.

Показатели уровня конфликтности до и после проведения занятий (в %).

                     Уровни конфликтности                     

Этапы

Низкий

Средний

Высокий

До

25

42

33

после

26

45

29

 

После проведения занятий мы так же опросили участников, задав им несколько вопросов. Участники исследования отмечают, что они часто встречаются в жизни с конфликтными ситуациями и не всегда адекватно ведут себя в них. Проведенные занятия  помогли им лучше узнать себя и своих одногруппников, заставили задуматься над собой, своим поведением в конфликте. Многие обратили внимание на то, что улучшились отношения в группе, меньше стали ссориться и срываться. Студенты высказали предложение, что готовы продолжить данные занятия.

Выводы по главе II.

Результаты исследования показали, что студенты, имеющие высокий уровень конфликтности имеют, как правило, низкие показатели развития эмпатии и наоборот.

Анализ литературных данных позволил выявить основные направления развития эмпатии: совершенствование эмоциональной саморегуляции, идентификации, личностной рефлексии. Данные направления и легли в основу разработанных и апробированных нами практических занятий с элементами тренинга.

Результаты повторного исследования свидетельствуют о положительной динамике в уровне развития эмпатии и конфликтности личности.

 


Заключение.

Исследования эмпатии являются одной из важнейших психолого-педагогических проблем, от решения которой зависит успешность взаимодействия личностей. Данная проблема является предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых.

Несмотря на длительную историю изучения, нет единства взглядов в определении данного понятия. Чаще всего эмпатию рассматривают как понимание эмоционального состояния другого человека.

Способность к сопереживанию, к пониманию внутреннего мира другого живого существа, умение глубоко проникнуть в этот внутренний мир и готовность адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека есть характеристики эмпатии. Большинство исследователей рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включают в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты.

При возникновении критических ситуаций эмпатия может способствовать психологически благоприятному разрешению и выходу из нее. Низкий уровень эмпатии, наоборот, может повышать вероятность  неконструктивного развития события, так как неумение оперативно понять  состояние собеседника не позволит адекватно выбрать стратегию поведения.

Мы предположили, что уровень развития эмпатии может влиять на конфликтность личности. При этом под конфликтностью личности мы понимаем ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. В ходе нашего исследования мы выяснили, что люди с высоким уровнем конфликтности имеют более низкие показатели эмпатии, чем люди с низким и средним уровнем развития этого качества.  

Следует отметить, что эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий.  Только жизненный опыт индивида может усилить или ослабить ее. Эмпатия зависит от доступности и богатства жизненного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая собеседника, на одну эмоциональную волну с ним. Эмпатия и взаиморасположение начинают расти, когда общение становится достаточно открытым для того, чтобы выслушать точку зрения другой стороны. Таким образом, эмпатию можно и нужно развивать. Именно поэтому, учитывая влияние, которое эмпатия может оказывать на поведение человека в конфликте, мы разработали и апробировали занятия направленные  на развитие данного качества. Основными направлениями при проведении занятий стали развитие эмоциональной саморегуляции, эмоциональной идентификации и личностной рефлексии. Повторное исследование зафиксировало положительные изменения в уровне развития конфликтности личности.

Мы предполагаем, что наша работа может быть интересна и полезна студентам, обучающимся по педагогическим специальностям, классным руководителям, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования и всем заинтересованным лицам. 

 

 

 


 

2

 



Информация о работе Влияние эмпатии на конфликтность личности