Влияние эмпатии на конфликтность личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:50, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить характер влияния эмпатии на конфликтность личности.
Цель достигается решением следующих задач:
1. Выявить психологические характеристики эмпатии.
2. Рассмотреть имеющиеся в литературе данные о сущности конфликта, конфликтности личности.
3. Исследовать уровень развития эмпатии и конфликтности личности студентов;

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования эмпатии 5
и конфликтности личности
1.1. Психологические характеристики эмпатии
1.2. Общая характеристика конфликта 10
1.3. Конфликтность как характеристика личности 17
Глава II. Исследование влияния эмпатии на конфликтность личности 26
2.1. Методы исследования
2.2. Описание результатов исследования 27
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 250.00 Кб (Скачать документ)

Ведущий называет только тот признак, которым он на данный момент обладает. Когда участники меняются местами, он должен занять чье-нибудь место. Оставшийся без стула участник становится ведущим. Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать “Ураган”, и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.

«Олени»

Участники образуют два круга (внешний и внутренний), встают лицом друг к другу. Ведущий спрашивает: “Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? А хотите узнать, как они это делают?”. Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо партнера, а в завершении приветствия нужно потопать ногами! После этого внешний круг смещается на 1 человека, и церемония повторяется. Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не “поздороваются” друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.

«Театр Кабуки»

Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются, кого будут изображать: принцессу, дракона или самурая.

Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы, дракона, самурая.

Принцесса: кокетливо делает реверанс; дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед; самурай: делает движение взмаха саблей. После того, как команды выбрали себе роль, ведущий сообщает:

“Принцесса очаровывает самурая. Самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу”. Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и по команде ведущего характерным движением показывают роль, которую выбрали.

По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной. Например:

Принцесса и самурай (1 очко получает принцесса, потому, что она его очаровывает).

Самурай и Дракон (1 очко получает самурай, потому, что он его убивает).

Дракон и Принцесса (1 очко получает дракон, потому, что он съедает принцессу).

Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и Самурай (никто не получает очка).

Побеждает та команда, которая набрала, больше баллов.

«Пираты»

Все участники игры становятся в круг, ведущий объясняет правила. Все участники объединяются в группы, имитирующие определенные фигуры (по 1-5 человек) в зависимости от вида команды, данной ведущим:

“Капитан на мостике” – каждый должен приложить руку к виску (“отдать честь”);

“Маячок” – 2 человека качаются, взявшись за руки;

“Человек за бортом” – 3 человека, двое, взявшись за руки, имитируют лодку, а третий стоит посередине между ними;

“Обед” – 4 человека имитируют еду ложками;

“Шлюпки на воду” – 5 человек становятся друг за другом и имитируют греблю веслами.

Участники игры, которые не успевают сгруппироваться в определенную фигуру, становятся пиратами. Они стоят в стороне и поют песенку: “Мы – пираты, мы – пираты, все к нам”.

Игра заканчивается, когда все участники становятся пиратами.

«Бразилия»

Играющие иллюстрируют движениями слова ведущего. Играющие повторяют за ведущим слова и движения.

У меня в Бразилии живет бабушка!

У нее вот такой палец! (показывает большой палец, все повторяют).

У меня в Бразилии живет бабушка!

У нее вот такой палец! (все показывают).

И вот такой рот (кривит рот, все повторяют).

У меня в Бразилии живет бабушка!

У нее вот такой палец! (все показывают).

И вот такой рот! (все показывают).

Вот такие глаза (таращат глаза, все повторяют).

К этим фразам добавляются все новые и новые:

Вот такие плечи (правое плечо вверх, левое - вниз).

Она постоянно прыгает (все показывают).

И кричит: «Ах, какая я красивая! Почему меня никто не любит?» (все кричат).

После паузы, когда стихнет смех, ведущий говорит:    «Какова бабушка, таковы и внуки».

«Искра»

Все участники сидят в кругу. Задача как можно быстрее всем хлопнуть по очереди в ладоши так, чтобы получилось очень-очень быстро.

«Зоопарк».

Все садятся в круг так, чтобы один стул был свободным. В центре круга стоит водящий. Каждый участник, сидящий в кругу, называет себя каким-нибудь животным. Участник, сидящий слева от свободного стула, хлопает правой рукой по нему и называет какое-нибудь животное. Тот, кто услышал название животного, выбранного им, должен занять свободный стул. Участник, справа от которого освободился стул, должен хлопнуть по нему и назвать другое животное. Задача водящего – успеть занять стул до хлопка. Тот, кто не успел хлопнуть, становится водящим.

«Сантики – фантики - лимпомпо».

Ребята становятся в круг. Выбираются двое водящих. Один из них будет по условиям игры показывать различные смешные движения, которые все должны синхронно повторять, постоянно меняя движения. Задача второго – угадать кто это. Если угадает, то первый становится угадывающим, а ребята незаметно выбирают нового водящего. Процесс угадывания происходит под слова, повторяемые дружно всеми ребятами: «Сантики – фантики – лимпомпо».

«Букет».

Ведущий предлагает три цветка, участники выбирают себе один. Ведущий называет один из 3 предложенных цветов, а кто выбрал их, меняются местами. Водящий должен успеть занять место.

3. Основная часть включает в себя упражнения:

                        Направленные на саморегуляцию.

Игры и упражнения направлены на подготовку и определение психофизического состояния человека. Отработка саморегуляции своего внутреннего мира.

«Знакомство»

Участникам предлагается закончить предложения: Больше всего я люблю…Я хотел бы …Я хотел бы быть…Я чувствую себя счастливым, когда …Мне очень грустно, когда…Я надеюсь, что когда-нибудь …Я хотел бы быть более …

«Интроспекция»

Участники принимают удобную позу сидя на стульях, закрывают глаза. После некоторого мышечного расслабления необходимо «внутренним взором» проследить, все ли мышечные зажимы сняты. Затем следует сконцентрироваться на своем психо-эмоциональном состоянии, отвечая самому себе на вопросы: как я себя чувствую? Что я ощущаю? Каково мое настроение? В чем его причина? Надо ли что-то изменить?..

«Переключение внимания»

Переключение внимания с негативных «накручивающих» мыслей. Осуществить это можно, используя то, что всегда с нами: дыхание. Для этого необходимо сфокусировать внимание: на движении воздуха по дыхательным путям; на движениях грудной клетки; на температуре вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, улавливая  разницу.

«Мудрец»

Участники  закрывают глаза и представляют себе. Ведущий занятия читает. «Вы идете по лесной узкой тропинке. Светит солнце. В воздухе пахнет полевыми цветами. Щебечут птицы. Тропинка приводит вас к пещере, вы заходите туда. В пещере прохладно и темно. Но в глубине пещеры вы видите свет. Вы идете туда и приходите в небольшую комнату, освещенную светом. В комнате сидит Мудрец. Вы знаете, что у него есть ответы на все вопросы. Вы подходите к нему и задаете свой самый важный вопрос. Послушайте, что ответит вам Мудрец. Поблагодарите его. Пришла пора прощаться. Вы покидаете комнату и двигаетесь к выходу. И вот вы снова на лесной тропинке. Вы идете на встречу солнцу и чувствуете, что полны мудрости, сил и энергии. И вы знаете, что если в вашей жизни возникнут трудности, вы всегда можете придти к Мудрецу и получить от него помощь и поддержку».

«Рисунок»

Каждому участнику даются чистый лист бумаги и краски. Каждый рисует свое эмоциональное состояние на данный момент. Когда рисунки закончены, каждый рассказывает и поясняет, что он нарисовал.

После каждого упражнения участникам задаются вопросы: Что вы чувствовали? Какие мысли и чувства у вас возникли? В чем испытали трудности?

                        Направленные на развитие эмоциональной идентификации.

Данные задания и упражнения помогают отрабатывать наиболее точную передачу эмоций и чувств.

«Переброска эмоций»

Играющие рассаживаются на стулья по кругу. Один из них, задумав какую-то эмоцию, старается передать ее соседу слева, используя для этого вербальные и невербальные средства. И так каждый, но лучше чередовать: положительная – отрицательная.

«Понимание 1»

Участники разбиваются на пары. В течении нескольких минут участники в паре не разговаривая разглядывают друг друга. Попытаться понять, что чувствует партнер. Затем пытаются описать это словесно.

«Понимание 2»

Участники разбиваются на пары,  закрывают глаза и берутся за руки. В течении нескольких минут участники в паре не разговаривая. Попытаться понять, что чувствует партнер. Затем пытаются описать это словесно.

«Поддержка»

Участники сидят в кругу, передовая мяч. Тот, у кого оказывается мяч, пытается найти и передать определенные средства поддержки для выбранного им партнера, если ему кажется, что тот нуждается в поддержке. Участники, которые не участвовали в этом упражнении, делают анализ того, насколько точно осуществляется эмоциональная поддержка.

«Превращения»

Участникам называется любое место действия, например аудитория, превращается в летний сад. Тогда участники, сообразно заявленным обстоятельствам превращаются в деревья, птиц, траву и животных.

«Животные»

Участникам предлагаются карточки, на которых написаны названия животных. Ребята по очереди вытягивают карточку с названием. Его задача показать данного животного с помощью мимики, жестов, звуков, но не давать прямой подсказки. Остальные участники должны отгадать.

«Перевоплощение»

Участникам предлагаются карточки, на которых написаны эмоции, чувства, какие-то действия связанные с эмоциями и чувствами.

Ребята по очереди вытягивают карточку с названием. Его задача показать эмоцию или то, что у него написано в карточке, с помощью жестов и мимики, нельзя использовать звуки. Остальные участники должны отгадать.

«Живые руки»

Игроки рассаживаются по парам друг напротив друга, закрывают глаза. Ведущий одному человеку из пары на ухо говорит какое-либо чувство. Он руками передает его партнеру. Задача партнера определить, какое чувство ему пытались передать.

После каждого упражнения участникам задаются вопросы: Что вы чувствовали? Какие мысли и чувства у вас возникли? В чем испытали трудности?

                        Направленные на развитие личностной рефлексии.

Здания и упражнения помогут проанализировать внутреннее и эмоциональное состояние.

«Пальчики»

Участники рассаживаются в круг. Руки каждого игрока кладутся на колени, пальцы сжаты в кулак. По команде «Начали» игроки выбрасывают определенное количество пальцев. Их задача, не разговаривая и не жестикулируя одновременно выбросить одинаковое количество пальчиков.

«Карабас»

Все участники сидят в кругу. Ведущий показывает на вытянутых руках какое-то количество пальцев. Задача участников, не разговаривая и не жестикулируя одновременно встать со стульев, причем столько человек, сколько показывает пальцев ведущий.

«Чувствование»

Участники встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Все не открывая глаз, стараются сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание на ладони соседа справа. Что можно сказать о состоянии партнера?

«Озвучивание»

Участники делятся на две команды. Одна из них придумывает какую-либо ситуацию и разыгрывает сюжет с помощью невербальных средств. Затем другая команда посмотрев, придумывает звуковое сопровождение и повторяет то, что показала первая команда.

«Двойники»

Участники делятся на пары, затем договариваются, кто и за кого будет сейчас отвечать. Затем участник садится на стул, а тот, кто будет отвечать встает за стул. Остальные задают вопросы сидящему, а отвечает за них стоящий, стараясь отгадать, как бы ответил на этот вопрос сидящий.

«Интонация»

На отдельных листочках участники пишут разные эмоции и чувства. Затем эти листочки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Затем группа решает, какую фразу они возьмут за основу дальнейших действий. После этого каждый участник произносит эту фразу с той эмоцией или чувством, которое у него на листочке. Остальные должны догадаться.

«История предмета»

Каждый играющий по своему желанию выбирает для себя какой-либо предмет или вещь. Задача участника представить себя этим предметом его характер, внутренний мир, эмоциональный фон, настроение. Затем каждый по очереди начинает рассказывать о себе (предмете), свою историю.

После каждого упражнения участникам задаются вопросы: Что вы чувствовали? Какие мысли и чувства у вас возникли? В чем испытали трудности?

4. Подведение итогов. Завершение тренинга.

Информация о работе Влияние эмпатии на конфликтность личности