Великий русский педагог К.Д.Ушинский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:23, контрольная работа

Описание

Константин Дмитриевич Ушинский (1854-1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода - Северского, Черниговской губернии, в небольшом имении родителей. Окончив гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1884 году, и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее.

Работа состоит из  1 файл

история педагогики КР.doc

— 70.00 Кб (Скачать документ)

Великий русский педагог К.Д.Ушинский

 

Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского.

Константин Дмитриевич Ушинский (1854-1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода - Северского, Черниговской губернии, в небольшом имении родителей. Окончив гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1884 году, и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее.

 Однако уже  через два года блестяще начатая  профессорская деятельность Ушинского  была прервана в связи с  беспорядками среди студентов  лицея, он был уволен из числа профессоров в 1849 году за свои прогрессивные убеждения.

 Ушинский  вынужден был после этого служить  мелким чиновником в министерстве внутренних дел, но чиновничья служба не удовлетворяла его.

 В 1854 году  Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

 В 1859 году  был назначен инспектором классов  Смольного института благородных  девиц. В этом учреждении, тесно связанном с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы, ее фаворитами. Ушинский, невзирая на продиводействия реакционных педагогов, смело провел реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, Широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. Для того чтобы подготовить воспитанниц к полезному труду, сверх общеобразовательных семи классов был введен двухлетний педагогический класс. В это время Ушинским также была составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861) в двух частях для преподавания в младших классах, содержащая много материала по естествознанию.

 Ушинский редактировал в 1860-1861 годах «Журнал министерства народного просвещения». Он совершенно изменил его программу, превратил сухой и малоинтересный официальный ведомственный

орган в научно – педагогический журнал.

1

 Воспользовавшись  обстановкой наступления реакции, начальница института, священник и уволенные Ушинским учителя усилили травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из смольного института. Царское правительство, чтобы завуалировать незаконное отстранение Ушинского, направило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. Эту командировку Ушинский  справедливо рассматривал как замаскированную ссылку.

 Ушинский  за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

 

Философские и  естественнонаучные основы педагогической системы К.Д.Ушинского.

 В своем философском развитии Ушинский шел от идеализма к материализму, однако путь этот остался незавершенным. Хорошо изучив различные философские системы, критически используя положительные элементы этих систем, он стремился выбрать свое, самостоятельное, оригинальное мировоззрение.

 В своих  воззрениях на природу Ушинский  следовал эволюционному учению Дарвина. В теории познания и в психологии у него много материалистических элементов. В противоположность метафизическим умозрительным абстрактным системам психологии, как например Гербарта, Ушинский пытался построить психологию на основах физиологии. Но в вопросах социологических он стоял на идеалистических позициях, как и большинство просветителей, признавая двигательной силой общественного развития разум, идеи.

 Во второй  половине 60-х годов, когда с  наступлением реакции всякое  положительное упоминание о материализме, малейшее выражение симпатий к нему встречалось правительственными кругами враждебно и преследовалось, Ушинский мужественно заявлял, что материалистическая философия «много положительного внесла и продолжает вносить в науку и мышление; искусство же воспитания в особенности чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению изысканий, преобладающему в последнее время».

 Ушинский  горячо приветствовал падение  крепостного права, мечтал о  свободном развитии России, но  считал, что это развитие 

2

должно совершаться  не революционным, а мирным путем. По политическим взглядам Ушинский был буржуазным демократом. Он признавал право народа управлять государством.

 В начале деятельности Ушинского религия в его мировоззрении занимала значительно большое место, нежели в последние годы его жизни. Сначала он считал христианскую (в частности, православную) религию основной морали и воспитания, рекомендовал ставить священников заведующими и учителями народной школы, считал школу «преддверием церкви».

 В конце  жизни Ушинский, оставаясь по-прежнему  верующим человеком, уже четко  разграничивал науку и религию.  Он писал в это время: «всякая фактическая наука – а другой науки мы не знаем – стоит вне всякой религии, ибо опирается на факты, а не на верования».

 

К.Д.Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитании.

 Ушинский  подошел к разработке теории  педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени.

 Отвергая  умозрительное, кабинетное построение  педагогической теории, Ушинский  предостерегал также против эмпиризма  в педагогике, справедливо указывая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы удачном, опыте воспитательной работы. Он требовал единства теории и практики. «Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вынести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли»,- писал Ушинский. Педагогическую практику без теории он уподобил знахарству в медицине.

 Ушинский  совершенно правильно утверждал,  что педагогу недостаточно усвоить  принципы и конкретные правила  воспитательной работы, ему необходимо  также вооружиться знанием основных  законов человеческой природы  и уметь применять их в каждом конкретном случае. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде

3

 

узнать его тоже во всех отношениях», - заявил он.

 Ушинский правильно  считал, что воспитание зависит  от исторического развития народа. Сам народ прокладывает дорогу в будущее, а воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, поможет идти по ней и отдельным личностям и новым поколениям. Поэтому нельзя выдумывать систему воспитания или заимствовать ее у других народов, необходимо создавать ее творческим путем.

 

 

 

Цели и средства нравственного воспитания.

 К.Д.Ушинский считал, что человек  должен быть совершенным физически,  умственно и нравственно, гармонически  развит. Воспитание поэтому он  определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «…мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.

 Нравственное воспитание, по  мнению Ушинского, должно развивать  в ребенке гуманность, честность  и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность  и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

 Воспитание патриотизма, беззаветной,  деятельной любви к родине  занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы – народностью. Любовь к родине, писал Ушинский, -это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним. Нравственное воспитание должно развивать в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним.

 Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются: 1) обучение (в этом отношении замечательны его учебные книги, в которых умело сочетаются развитие речи, сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся); 2) личный пример учителя; 3) убеждение, которому он придавал большое значение; 4) умелое обращение с учащимися(педагогический такт); 5) меры предупреждения и :0 поощрения и взыскания.

 

 

4

 

Деятельность и активность ребенка. Труд и его воспитательное значение.

К.Д.Ушинский совершенно правильно  считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий  его воспитания и обучения. В соответствии с этим он придает большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности, развить стремление к деятельности. И в процессе нравственного воспитания и в обучении он всегда подчеркивает значение упражнений, требует, чтобы воспитание превращало положительные убеждения детей в дела и поступки.

 Ушинский считал, что  необходимым условием правильного  развития человека является труд. В обширной статье «Труд в  его психическом и воспитательном значении» он отмечал, что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь.

 По словам Ушинского,  «воспитание, если оно желает  счастья человеку, должно воспитывать  его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду.

 Ушинский придавал  большое значение физическому  труду, считал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности  сочетал физический и умственный  труд, подчеркивал большое воспитательное  значение сельскохозяйственного труда (особенно в сельских школах).

 Указания Ушинского  на  большое воспитательное значение  труда, его мысль о том, что  «учение есть труд и труд  серьезный…», представляют большую  ценность для педагогики и  наших дней.

 

Дидактика К.Д.Ушинского.

Дидактические взгляды  Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности, он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, т.е. произвольное, и пассивное, т.е. непроизвольное, Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем.

 Говоря о памяти  и заучивании, Ушинский указывал, что частым повторением, предупреждающим  забывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в своей памяти. Обучение, как говорил Ушинский, должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности. Во избежание переутомления нельзя

5

допускать в первые годы обучения перегрузки детей учебными занятиями.

 Исходя из психологических  особенностей детского возраста, Ушинский большое значение придавал принципу наглядности. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще…»; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком», - писал он.

 Обосновывая принцип  наглядности обучения с гносеологической  стороны, Ушинский указывал, что  единственным источником наших  знаний может быть «опыт, сообщаемый  нам через посредство наших  чувств». «Непосредственно воспринятые нами из внешнего мира образы являются, следовательно, единственными материалами, над которыми и посредством которых работает наша мыслительная способность».

 В процессе обучения  Ушинский различает две стадии. На первой стадии дети под  руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой ступени дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление. На второй ступени под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие. На третьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний.

 Ушинский был против  разделения функции воспитания  и обучения между воспитателем  и учителем. Он рассматривал обучение  как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.

 

К.Д.Ушинский об уроке и методах обучения.

Ушинский много внимания уделил в своей педагогической системе уроку. Необходимыми условиями успешной организации учебных занятий в школе, характерными чертами классно-урочной системы он считал класс с твердым составом учащихся как основное звено школы, твердое расписание классных занятий, фронтальные занятия со всеми учащимися данного класса в сочетании с индивидуальными занятиями при ведущей роли учителя.

Информация о работе Великий русский педагог К.Д.Ушинский