Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:15, контрольная работа

Описание

Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.
Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В.Г. Афанасьеву):
- интегративные качества (такие, которыми не обладает ни один из отдельно взятых ее элементов);
- составные элементы, компоненты;
- структура (связи и отношение между частями и элементами);
- функциональные характеристики;
- коммуникативные свойства (связи с окружающей средой);
- историчность, преемственность.
Существенными характеристиками системы являются целевые ориентации и результаты.
В качестве основы, системообразующего каркаса целесообразно использовать новое для педагогики понятие - «технология» и новый - «технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов.

Содержание

Введение
1. Понятие педагогической технологии
2. Основные качества современных педагогических технологий
3. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)

Литература

Работа состоит из  1 файл

пед. технология.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

     По  характеру содержания: обучение + воспитание, религиозная, общеобразовательная, гуманистическая.

     По  типу управления: система «репетитор» + система малых групп

     По  организационным формам: альтернативная, клуб + академия, индивидуальные + групповые, дифференциация.

     По  подходу к ребенку: личностно  ориентированная с неформальным лидерством педагога.

     По  преобладающему методу: игра + диалог + творчество.

     По  категории обучаемых: все категории, без селекции.

     Целевые ориентации

  1. Воспитание призвано сформировать целостную личность:
  • стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самореализация, самоактуализация);
  • открытую для восприятия нового опыта;
  • способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
  1. Не столько знания, сколько способности (СУД + СЭН + ЗУН + СДП).
  1. Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия (СУМ).

     Концептуальные  положения

  • Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спонтанность свободного развития природных задатков; «исходя из ребенка», создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребенка.
  • Свободное воспитание и обучение. Все без принуждения, без насилия: духовного и телесного.
  • Свобода как средство воспитания.
  • Воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним.
  • Ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества. Поэтому не надо усекать «детство», интеллектуализировать развитие раньше времени.
  • Обучение неотделимо от воспитания: всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности.
  • Экология здоровья, культ здоровья.
  • Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства.
  • Подражание как средство обучения.
  • Соединение европейской и восточной культур: учение Христа и представление о личности как совокупности физического тела и эфирного, астрального.
  • Единство развития ума, сердца и руки.
  • Опора на авторитет педагога, школа одного учителя на 8-9 лет (во избежание стрессов).
  • Школа для всех.
  • Единая жизнь педагогов и учеников.

     Особенности содержания

     • Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практически-трудового аспектов образования.

     • Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.).

     • Межпредметные связи.

     • Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм (сложные узоры, графики), музыка (игра на флейте).

     • Большая роль отводится трудовому воспитанию. Особенности содержания по классам - обучение «по эпохам»: Дошкольный период: ходить, говорите; мыслить;

     I: прообразы и сказки; от образа к букве; пение, эвритмия; вязание на спицах;

     II: чудеса и легенды; письмо; арифметика; флейта, рисование, ручной труд;

     III: сотворение мира и Ветхий Завет; ноты, рисование форм, вязание крючком;

     IV: разрыв общего и частного; дроби; европейские мифы; орнамент, канон, вышивка;

     V: гармония и античность, Греция; десятичные дроби, оркестр, работа по дереву;

     VI: физика, проценты, геометрия, строгание;

     VII: пространство и Ренессанс; алгебра, стихи, шитье;

     VIII: революции, XIX век; экономика, химия, композиторы, работа с металлом;

     IX: экология, технический прогресс и нравственность, история искусств, столярное дело; X: политика, история, общество, физика, драматургия, керамика;

     XI: общество, литература, музыка, скульптура, переплетное дело;

     XII: история культуры, импровизация во всех сферах.

     Особенности методики

  • Педагогика  отношений, а не требований.
  • Метод погружения, «эпохальная» методика.
  • Обучение без учебников, без жестких программ (дидактические материалы, дополнительная литература).
  • Индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).
  • Отсутствие деления на классную и внеклассную работу.
  • Ученик подводится к открытию личностной значимости ЗУН и на этой мотивационной основе осваивает содержание предметов (областей).
  • Коллективное познавательное творчество на уроке.
  • Обучение самостоятельности, самоконтролю.
  • Много игры (учеба должна приносить радость).

     • Отрицание отметки.

     Позиция ученика.

  • Ребенок в центре педагогической системы.
  • Право выбора всего: от формы урока до его плана.
  • Право ребенка на ошибки.
  • Свобода выбора.
  • Право на свободный творческий поиск.
  • Отношения ответственной зависимости с коллективом.
  • Позиция учителя.
  • Деятельность учителя является приоритетом, учитель ведет детей в течение 8 лет по всем предметам.
  • Учитель - старший товарищ.
  • С детьми к предмету, а не с предметом к детям.
  • Не знания давать, а давать детям жить на уроке; совместная духовная жизнь ученика и учителя.
  • Ожидание созревания сил, заложенных природой.
  • Не говорить ребенку «нет», «нельзя».
  • Не делать замечаний (отсутствие выделения слабых и сильных).
  • Не ставить плохих отметок.
  • Не оставлять на второй год.

     - Принимать ребенка таким, какой он есть (все дети талантливы).

     Позиция Р.Штейнера по религиозному воспитанию: свободное христианское воспитание, которое находится вне общего распорядка школы, ведется как частное обучение в ее рамках.

     Очень важными сторонами вальдорфской педагогики являются внимание к здоровью детей, учительско-родительское самоуправление.

     Примечания, современные аналоги 

     В России создан и действует «Центр вальдорфской педагогики».

     Московская  свободная вальдорфская школа (научный руководитель А.А. Пинский) работает без обычного директора, завуча, других привычных административных атрибутов массовой школы. Всеми делами распоряжается выборная коллегия из детей, учителей и родителей.

     Работа  не делится на классную и внеклассную. Эти виды очень тесно переплетаются. После главного урока обязательно преподаются живопись, музыка, рукоделие, английский и немецкий языки (с первого класса одновременно), а также специфические для вальдорфской школы дисциплины - эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм - рисование сложных узоров, графика.

     Программой  предусмотрен сельскохозяйственный цикл, строительство деревянного домика (на уровне большой модели). Это в  начальных классах. А в старших - работа с металлом. Все дети также осваивают рукоделие - учатся шить, вышивать.

     Школа Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой осуществил на практике идею «свободного воспитания» в организованной им Яснополянской школе для крестьянских детей. Если представить «школу Л.Н.Толстого» как технологию, то можно отметить ее максималистскую концепцию:

  • воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, неплодотворно, незаконно, невозможно;
  • воспитание портит, а не исправляет людей;
  • чем больше испорчен ребенок, тем меньше нужно его воспитывать, тем больше нужно ему свободы.

     В последний период жизни Л.Н. Толстой перешел к другой крайности - педагогическому морализму с религиозным оттенком.

     Л.Н. Толстой довел свою концепцию до уровня методики, написав ряд учебных пособий для начальной школы.

     В настоящее время в ряде школ России (Ясная Поляна, Томск) делаются попытки  восстановить отечественную технологию свободного воспитания, основанную на идеях Л.Н.Толстого. 
 
 

Литература

  1. Селевко Г. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  2. Кукушин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. – Р н/Д., 2004.
  3. Беспалько В. П.  Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

Информация о работе Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)