Умственное воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:22, контрольная работа

Описание

Умственное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее, чем в более поздние возрастные этапы, поэтому педагогические ошибки, допущенные в период дошкольного детства, трудно исправляются в старшем возрасте и отрицательно сказываются на дельнейшем развитии ребенка. Если не создать условий для развития умственных способностей, то мышление человека окажется ограниченным узкими рамками, не сформируются интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно, выходить за пределы конкретной практической задачи.

Содержание

Глава 1. Умственное и сенсорное воспитание детей дошкольного возраста, основные подходы к проблеме……………………………………..6
1.1. Умственное воспитание детей дошкольного возраста…………………6
1.2.Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста………………….12
1.3. Педагогические условия и принципы умственного воспитания дошкольников…………………………………………………………………. 26
1.4. Средства умственного воспитания ……………………………………..27
Глава 2. Выявление уровня умственного воспитания и разработка перспективного плана по умственному развитию детей………………….32
2.1. Выявление уровня умственного развития детей младшего дошкольного возраста…...…………………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………..……34
Список литературы………………………………………………………..…..37
Приложение 1.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по Дошкольной педагогике.doc

— 200.00 Кб (Скачать документ)

В жизнь  ребенка рано входят как важнейшие  средства умственного развития предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства и т. п.

В последние  годы все активнее в качестве средств  умственного воспитания стали использоваться произведения национальной культуры: народные песни, танцы, фольклор, утварь, костюмы и одежда, украшения; народные традиции, обычаи, праздники. Познавательное содержание национальной культуры очень велико. На конкретном материале у детей формируются первоначальные исторические представления о жизни и быте народа, о его национальных чертах, о ремеслах и т. п.

За рубежом, а в последние годы и в нашей  стране как комплексное средство умственного воспитания детей используются музеи (краеведческие, художественные, исторические). Многие музеи организуют на своей базе студии, кружки для детей дошкольного и младшего школьного возраста, развертывают специальные экспозиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА ПО УМСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ.

2.1. Выявление уровня  умственного развития  детей младшего  дошкольного возраста.

Предметный  мир. Младший дошкольный возраст.

Выявляется  умение ориентироваться в предметах  ближайшего окружения, различать близкие предметы (видовые понятия), использовать их по назначению.

«Мишкин чемодан» В ходе игры с ребенком из чемодана игрового персонажа по очереди появляются картинки с изображениями 8 – 10 сходных предметов.

Взрослый  спрашивает: «Что это?» «Как называется это предмет? Как ты узнал, что это чулки? А Мишка думает, что это колготки. Почему он не прав?». Для удобства анализа полученных результатов целесообразно воспользоваться ниже приведенной таблицей, где фиксируются правильность названия предмета ребенком, а также признаки предмета.[1. с.81] 
 

Название  предмета Назвал  его правильно Назвал  неправильно (как) Не

смог 

назвать

Не 

Может

Объяснить,

Как узнал

Не

Существенные  признаки

Существенные  и не существенные признаки Существенные  признаки
Чашка              
Стакан              
Кружка              
Чулки              
Гольфы              
Носки              
Кастрюля              
Сковорода              
Плащ              
Пальто              
Шуба              
Брюки              
Рейтузы              
Шорты              
Свитер              
Кофта              
Рубашка              
Кровать              
Диван и др.              
 

Нарисовать  предметные картинки с изображением названных предметов.

Оценка  компетентности ребенка в предметном  мире осуществляется в зависимости  от возраста по следующим параметрам.

Младший дошкольный возраст:

    • Низкий уровень компетентности – не владея видовыми понятиями, ребенок путает предметы ближайшего окружения; слова, обозначающие предметы, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь;
    • Средний уровень компетентности – ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части предметов и их назначение; умеет пользоваться предметами в соответствии с их назначением и свойствами;
    • Высокий уровень компетентности – ребенок устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; с помощью вопросов взрослого может объяснить, почему предмет таков.
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, умственное развитие детей  дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Умственное  воспитание осуществляется как процесс  усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т. п.

На протяжении дошкольных лет ребенок, посещающий детский сад, овладевает двумя категориями  знаний. Первую категорию составляют те знания, которые он усваивает без специального обучения, в повседневной жизни, общаясь со взрослыми, сверстниками, в процессе игр, наблюдений. Они нередко хаотичны, бессистемны, случайны, а порой и искаженно отражают действительность. Более сложные знания, относящиеся ко второй категории, могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях. На занятиях уточняются, систематизируются, обобщаются знания, которые дети приобретают самостоятельно.

Исследования  А. В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова, П. Г. Саморуковой и др. выявили, что наиболее высокого уровня умственного развития можно добиться в том случае, если давать детям не разрозненные сведения, а систематизированный круг знаний, отражающих существенные связи и зависимости в той или иной области действительности (связь между ростом растений и условиями их существования и др.).

Сенсорное воспитание на занятиях является основой  организации  чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются условия для планомерного руководства формированием ощущений,  восприятий и представлений детей.

Итак, в процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются и уточняются уже сформированные представивши детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитании заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д.

Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.

Усвоение  систематизированных знаний развивает  у ребенка умение вычленять основные стороны действительности и увязывать их в целостные знания о мире, создает важные предпосылки для овладения такими формами теоретического мышления, которые особенно ценны при современных требованиях к обучению в начальной школе.

В жизнь  ребенка рано входят как важнейшие  средства умственного развития предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства и т. п.

Приобщение  детей к культуре, ознакомление с  произведениями искусства, восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии требуют осознания, осмысления, что невозможно без участия воображения, мышления, памяти. Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия - предпосылка для формирования оценочных суждений, в которых проявляются наблюдательность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления.

Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается  на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретении привычки к здоровому образу жизни.

В последние  годы все активнее в качестве средств  умственного воспитания стали использоваться произведения национальной культуры: народные песни, танцы, фольклор, утварь, костюмы и одежда, украшения; народные традиции, обычаи, праздники. Познавательное содержание национальной культуры очень велико. На конкретном материале у детей формируются первоначальные исторические представления о жизни и быте народа, о его национальных чертах, о ремеслах и т. п.

За рубежом, а в последние годы и в нашей  стране как комплексное средство умственного воспитания детей используются музеи (краеведческие, художественные, исторические). Многие музеи организуют на своей базе студии, кружки для детей дошкольного и младшего школьного возраста, развертывают специальные экспозиции 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Готовимся к аттестации! Методологическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб: «Детство-Пресс», 1999 год.
  2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика.- М., 1998 год.
  3. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н. Н. Подъякова, В. Н. Аванесовой.- М.: Просвещение, 1981 год.
  4. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Н. Н. Подъяков, С. Н. Николаева, Л. А. Парамонова и др.; Под ред. Н. Н. Подъякова, Ф. А. Сохина.- М.: Просвещение, 1988 год.

Информация о работе Умственное воспитание детей дошкольного возраста