Труд - как средство нравственного воспитания дошкольников

Автор работы: v***********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 12:14, практическая работа

Описание

Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 5
Виды труда в старшем дошкольном возрасте 5
Содержание ручного труда 8
Содержание хозяйственно-бытового труда 9
Работа с семьёй 11
Практическая часть 12
Заключение 14
Литература

Работа состоит из  1 файл

Аналитический отчёт Чугановой Т.А..docx

— 31.29 Кб (Скачать документ)

 

     Практическая  часть

     Проводилось наблюдение за трудом детей во всех видах деятельности начиная с  младшей группы. Анализ результатов  диагностики показал, следующее: что  некоторые дети не проявляли к  трудовой деятельности никакого интереса, уклонялись от любого поручения или  не доводили начато дело до конца, а если и выполняли поручения, то с большим нежеланием. Тогда перед мной встала проблема – выбирать пути и методы воспитания для того, чтобы привлечь таких детей к трудовой деятельности. Для этого использовала разные методы и приемы: показ, пояснение, объяснение, наблюдение, экскурсии, совместный труд, поручения, поощрения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

     В младшей группе совершенствовали навыки в самообслуживании в процессе игр  с куклами, например: «Оденем куклу  на прогулку», «Разденем после прогулки», «Уложим спать» и т.д.

     С средней группе использовала так  же взаимопомощь детей, например (помоги Саше застегнуть пуговицы, поправь  воротничок Мише, подать салфетку, хлеб). Выполнение таких поручений является началом общественного труда. Детям, которые не доводили начатое дело до конца, оказывала помощь, чтобы они видели результат своего труда. Например: «Давайте вымоем игрушки, они будут чистыми», «Приберем игрушки и в группе будет порядок».

     В старшей группе помогала ребенку  мотивировать свой труд, обсуждали  с ними для чего и для кого нужна  данная работа, в чем её значение. Использовала наглядный материал и игры: «Знакомим детей с трудом взрослых», «Кем быть?», «Профессии», «Для чего нужны орудия труда», «Из чего сделано?» и т.д. Также с детьми ходили на экскурсию в школу, в пожарную часть, в парк.

     Вместе  с детьми перед занятием вспоминали трудовые правила (работать старательно, аккуратно должен каждый; необходимо помогать взрослым, воспитателю, младшему воспитателю и т.д.), напоминала, как  лучше сделать, советовала, как успешнее выполнить поручение, обязанность ребенка, привлекала в совместный труд. Например, на участке: зимой – убираем снег, строим снежные постройки, наблюдаем за работой дворника. Весной – вскапываем землю, садим цветы в клумбы, цветники. Летом – поливаем, полем, взрыхляем землю. Осенью – убираем опавшую листву с деревьев, собираем семена цветов, наблюдаем за уборкой овощей на огороде, заготавливаем различный природный материал для ручного труда (листья, веточки, шишки, камушки, семена и т.д.).

     Активное  участие по воспитанию трудолюбия принимают  и родители. Помогли нам сделать  деревянные лопатки, метелочки, принесли детские грабли, лопатки, совочки.

     Совместно с родителями и детьми оформили выставку поделок из природного материала  и назвали её «Самоделкин».

     Также для своей работы создала условия  для ручного труда, куда поместила  разный природный и бросовый материал: листья, ракушки, шишки, кора, семена, орехи, пластмассовые баночки, коробки  разных размеров, различные лоскуты  материала, нитки, пуговицы, иголки поместила  в специальные футляры. Сделала  схемы-подсказки по изготовлению поделок, выкройки для шитья.

     На  занятиях по ручному труду с детьми делали разные поделки, коллективные работы – выставки, например: «Царство диких  животных», «Мордочка котенка из ваты», «Картинки из осенних листьев», «Поделки из овощей и фруктов», «Елочные украшения и гирлянды», «Изготовление  сказочных героев для театра»  и  др.

 

     Заключение

     В процессе трудового воспитания у  дошкольников сформировались умения и  навыки, а также нравственные качества, такие как самостоятельность, настойчивость, чувство ответственности, добросовестности и т.д.

     Дети  научились самостоятельно находить себе дело, помогать взрослым, товарищам. Любят заниматься ручным трудом, собирать различный природный материал. Поддерживают порядок в группе и на своем  рабочем месте. По собственной инициативе дежурят по столовой и уголка природы. Всё это ещё раз подтверждает, что труд влияет на всестороннее развитие личности ребенка, только при систематически правильной организации трудовой деятельности воспитателя и воспитанников  способствуют приобретению опыта и  воспитывает привычку трудиться.

     Таким образом, данное исследование имеет  практическое значение. Предполагаю  далее изучать данную проблему и  проверить её эффективность экспериментальным  путем.

 

     Литература

  1. Буре Р.С. «Учите детей трудиться»
  2. Крупская Н.К. «Дошкольное воспитание детей»
  3. Маркова Т.А. «Воспитание трудолюбия у дошкольников»
  4. Островская Л.Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника»
  5. Ковальчук Я.И. «Индивидуальный подход в воспитании ребенка»
  6. Русскова Л.В. «Трудовое воспитании детей дошкольного возраста»

 

     Приложение

     Пословицы и поговорки о  труде

  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
  • Скучен день до вечера, коли делать не чего.
  • Пролениться – и хлеба лишиться.
  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Умелые руки не знают скуки.
  • Работе время, а потехе час.
  • Судят не по словам, а по делам.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Что сделано наспех, то и сделано на смех.
  • Дело мастера боится.
  • Было бы терпенье, будет и уменье.
  • Кто не работаем, тот не ест.
  • Делу – время, потехе – час.
  • Кто пахать не лениться, у того хлеб родится.
  • Лежа хлеба не добудешь.
  • Больше дела – меньше слов.
  • Без труда нет плода.
  • Всякая работа мастера хвалит.

Информация о работе Труд - как средство нравственного воспитания дошкольников