Труд - как средство нравственного воспитания дошкольников

Автор работы: v***********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 12:14, практическая работа

Описание

Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 5
Виды труда в старшем дошкольном возрасте 5
Содержание ручного труда 8
Содержание хозяйственно-бытового труда 9
Работа с семьёй 11
Практическая часть 12
Заключение 14
Литература

Работа состоит из  1 файл

Аналитический отчёт Чугановой Т.А..docx

— 31.29 Кб (Скачать документ)

Министерство  общего и профессионального образования 

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение № 2- детский сад «Колокольчик» 
 
 
 
 
 

Аналитический отчет 

за период педагогической работы 2006-2011г.г.

Тема: «Труд - как средство нравственного воспитания дошкольников» 
 
 

                Составитель: Чуганова Т.А., воспитатель МКДОУ№ 2 –детский сад «Колокольчик» 
                 
                 
                 

Бисерть, 2011г. 

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 5
Виды  труда в старшем дошкольном возрасте 5
Содержание  ручного труда 8
Содержание  хозяйственно-бытового труда 9
Работа с семьёй 11
Практическая  часть 12
Заключение 14
Литература 15
 

 

Введение

     Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим  воспитателем, когда он входит в  духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления  трудностей, открывает все новую  и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское  чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». Очень важно  с маленьких лет прививать  ребенку уважение к труду взрослых, вырастить человека трудолюбивого, скромного и отзывчивого, стремящегося приносить своим трудом пользу людям, работать для блага общества.

     Разнообразие  трудовой деятельности старших дошкольников дат представление о его воспитательной ценности: именно в труде развивается  и совершенствуется личность, формируется  нравственная направленность, не только положительное отношение к трудовой деятельности, но и ко всему нас окружающему, к миру, к себе, к другому человеку, а также развиваются качества личности такие как: самостоятельность, инициативность, терпение, смекалка, выдержка, добросовестность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность и т.д.

     Формирование  нравственно-волевой сферы –  важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет  воспитан дошкольник в нравственно-волевом  отношении, зависит не только го успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

     Недооценка  важности воспитания волевых качеств  приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей  к излишней опеке, это может стать  причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах.

     Поэтому темой моей работы является «Труд  – как средство нравственного  воспитания дошкольников».

     За  период педагогической работы ставила перед собой следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Составить перспективное планирование.
  3. Создать условия для развития трудовых умений и навыков во всех видах деятельности.
  4. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
  5. Воспитывать любовь, доброту, уважение к труду взрослых, к сверстникам, радоваться результатам своего труда.
 

 

Теоретическая часть

Виды  труда в старшем  дошкольном возрасте

     Трудовую  деятельность детей старшего дошкольного  возраста можно разделить на четыре основных вида: самообслуживании, хозяйственно-бытовой  труд, труд по уходу за растениями и  животными, ручной труд.

     Каждый  вид трудовой деятельности имеет  свои особенности, свою цель, свое содержание. Такое разделение труда дает нам  возможность определить работы, к  которым целесообразно привлекать детей старшего дошкольного возраста, а также их значимость в процессе трудового воспитания. Давая детям  те или иные задания, возлагая на них  обязанности в семье и детском  саду, родители и воспитатели должны учитывать индивидуальные особенности  каждого ребенка: состояние здоровья, наличие навыков и умений, склонности, интересы и т.д.

     Если, например, самообслуживание большее  воспитательное значение имеет в  младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к  преодолению трудностей, вооружает  навыками, то на ступени старшего дошкольного  возраста этот труд не требует усилий, для детей он становиться привычным. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает ребенка к систематическому труду, трудовые обязанности становятся  их повседневными потребностями.

     Самообслуживание  – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, соблюдение гигиенических правил: самим одеваться, раздеваться, складывать вещи, умываться, есть, убирать за собой игрушки на свои места.

     Хозяйственно-бытовой  труд – это труд, как ни какой другой, дает возможность воспитывать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок; бережно относиться к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, наводить порядок в помещении, на участке, с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы. При этом, от ребят требуется слаженность действий, умении устанавливать правильные деловые отношения, желание работать для всех. Оказание помощи товарищу, воспитателю, няне, маме способствует формированию таких качеств, как трудолюбие, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, тем самым зарождается мотив трудовой деятельности, а вместе с тем коллективизм, начал личности дошкольника.

     Труд  по уходу за растениями и животными создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважении к людям, которые им занимаются. Живая природа часто и без особых усилий вызывает у ребят и любопытство, и симпатию, и желание помочь, заботиться, ухаживать. Рыбка погибнет, если её не накормить, не поменять воду в аквариуме; красивый цветок завянет, если его не поливать. Нужно разъяснить детям, стараясь пробудить в них такие эмоциональные переживания, как сочувствие, нежность, жалость, например, к маленькому щенку, котенку, к птичке в неволе. Труд в природе помогает воспитывать любовь к ней, через правильную организацию трудового процесса, через результат труда, осуществляется эстетическое воспитание детей.

     Ручной  труд развивает конструктивные способности  детей, полезные практические навыки и  ориентировки, формирует интерес  к работе, формирует интерес к  работе, готовность к ней, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как  можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническим  приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыт усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что её можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом – листья, шишки, орехи, солома, кора и т.д. – дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием го качеств: цветом, формой, твердостью.

 

     Содержание  ручного труда

     Составная часть трудового воспитания в  детском саду является ручной труд, который позволяет развивать  конструктивные умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих способностей. Этому виду детского труда так же важно уделять  должное внимание: формировать интерес, желание изготовить своими руками игрушку, поделку, сувенир, украшение.

     Старшего  дошкольника увлекает сам процесс  работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т.п.) и конечно, её результат. Ведь с игрушкой, которую он смастерил, например, из картона, старых коробок, можно играть, можно подарить её младшим брату или сестре. Вышитая салфеточка, закладка для книг, корзиночка – сувенир из природного материала – хорошие подарки взрослому члену семьи ко дню рождения, к любому другому празднику. А это уже проявление внимания к родным со стороны ребенка.

     Необходимо  поощрять совместный ручной труд братьев, сестер школьного возраста со старшими дошкольниками. Это интересно, к  тому же сближает членов семьи, делает содержательнее их общение.

     Для ручного труда ребенку понадобятся  коробки разной величины. Из них  можно делать игрушечную мебель (например, из спичечных коробок можно сконструировать  и склеить столы, кресла, кровати) автобусы, грузовики и др. Целесообразно  показать ребенку, как можно создавать  разные конструкции. Пригодится ему  для изготовления игрушек – самоделок  разный бросовый материал (поролон, пенопласт, лоскуты материи, картон, бумага разных цветов, пластмассовые баночки и  др.).

     Из  природных материалов (шишки, желуди, мох, кора, солома) можно научить  детей мастерить сувениры в виде фигурок животных (рыбок, зайчиков, петушков, поросят) корзиночки, ведерки  и др.

     Хранение  инструментов и материалов надо организовать так, чтобы дошкольник мог сам  убирать их на место, закончив работу. Материалы, необходимые для ручного труда, удобно хранить на полках или ящике, разделённом на несколько частей. Приучая детей к порядку, взрослые вначале помогают им раскладывать всё по местам, затем лишь контролируют до тех пор, пока у ребенка это не войдет в привычку. 

     Содержание  хозяйственно-бытового труда

     Дети  старшего дошкольного возраста могут  выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой  труд»:

  1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки.
  2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).
  3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.
  4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака.
  5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.
  6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.
  7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.
  8. Приносить воду в небольших ведерках, колотые дрова, переворошить сено возле дома, сгрести его в небольшие копны.
  9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).
  10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.

     Помощь  детей старшего дошкольного возраста часто оказывается весьма полезной и их радует, когда родные это  замечают.

 

     Работа  с семьёй

     Особое  значение в процессе нравственного  воспитания ребенка имеет труд. В  труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность  и инициатива. Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства  ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качество в семье имеются  самые благоприятные условия. Здесь  все дела и заботы общие. Совместный с родителями или с другими  членами семьи труд побуждает  ребенка помогать друг другу, делать что-то для всех. Таким образом, у  него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни  в обществе.

     Для родителей проводим консультации, беседы на темы: «Воспитание детей в труде», «О труде ребенка в семье», «Труд  и умственное развитие детей», «Труд  дошкольника».

Информация о работе Труд - как средство нравственного воспитания дошкольников