Тревожность школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание

Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при доминировании эмоционального. В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ВСЯ.docx

— 94.78 Кб (Скачать документ)

  Уже из этих примеров видно, что возможностей для проявления инициативы, и использования этого поля деятельности для реализации творческой активности для реализации творческой активности учащихся, у учителей достаточно. Важно обеспечить сочетанное решение воспитательных  задач с задачами здоровьесбережения.

  Эмоционально  – поведенческое  пространство здоровьесбережения школы – также являющееся собственной частью ЗПШ, представлено совокупностью поведенческих паттернов, действий поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в школе. Характеристиками этого пространства могут служить:

  • уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов;
  • характеристики эмоционально – психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также – в педагогическом коллективе школы;
  • стиль поведения учащихся и учителя на уроке;
  • формы и характер поведения учащихся на переменах;
  • забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения (что можно рассматривать в качестве определяющего признака интеллигентности в целом) и т.д.

  Усилиями  педагогов и психологов изученность  этих сторон  работы школы находится  на хорошем уровне, чего нельзя сказать  о достигнутых результатах, которые  устраивали учителей. Отметим здесь  лишь несколько моментов, отражающих взаимосвязь этих сторон школьной культуры со здоровьем учащихся и педагогов.

  В психофизиологии  уже несколько  десятилетий  назад доказаны тесные связи между характером напряжений различных групп мышц  тела человека и его работоспособностью, утомляемостью, эмоциональным состоянием. На этих закономерностях построена кинезиология. По рисунку телодвижений и поз можно достаточно поставить психологический диагноз состояния. Скованность движений, стереотипность поз, наличие мышечных «зажимов» и т.п. являются свидетельством и одной из причин эмоционального дискомфорта, дезадаптированности, нерациональной траты организмом энергии. Длительное существование таких проявлений  особенно у растущего организма, приводит к их фиксации и развитию стойких патологических синдромов, как со стороны опорно-двигательного аппарата, так и других систем и органов (нервной, сердечно-сосудистой и др.). Поэтому не только сгорбленная или «скособоченная» поза ученика должна быть объектом внимания учителя, но и более тонкие проявления, о которых упоминалось выше. Например, когда ученик пишет, индикатором общего напряжения служит напряжение кисти его руки, которое часто неоправданно сильно. А раз рука устает, устает и сам ребенок. Мы, конечно, не призываем к переходу на перьевые ручки с чернилами, поскольку в распоряжении учителя имеется арсенал педагогических средств для уменьшения воздействия этого патогенного фактора. Научить ребят писать, не напрягая руку - значит помочь им сберечь частичку сил на каждом уроке, что в сумме (за день, месяц, год!) даст заметный  прирост здоровьесбережения. Существуют и специальные упражнения для кисти, которые можно включать в физминутки. Для воздействия на мышечные группы других частей тела в программах физминуток можно предусмотреть элементы массажа и взаимомассажа (последнее - с разделением по полу!). Фактором снижения напряжения, преодолением утомления, активизации позитивных физиологических процессов в организме могут служить музыкально-ритмические занятия, эмоционально-голосовые упражнения антистрессовой направленности, хоровые упражнения (например, по методу Огороднова) и другие.

  Во  время ответа  ученика у доски  индикаторами его нерационального  напряжения служат поза, характер голоса, движения пальцев рук. Понятно, что  оценка знаний школьника, отвечающего  в неадекватно напряженном состоянии, не может быть обыкновенной. Но еще  важнее воздействие таких состояний  на здоровье учащегося. Грань между  тренирующим и патогенным воздействием  напряжения не очевидна, но опыт и наблюдательность педагога должны подсказать ему правильное решение. Задача - не допустить, чтобы  нежелательные привычки закреплялись, мешая подростку реализовать  свои возможности, как в школе, так  и в дальнейшей жизни. Как этого  достичь - это тема отдельной работы, предназначенной  для учителя.

  Но  и самому учителю следует  обратить внимание  на то, как он  держится в классе, какие позы для него  характерны, как эмоциональное  состояние  отражается на характеристиках речи, какие мышечные "зажимы" мешают телу. А данные самодиагностики открывают  перспективы для самокоррекции или обращения к помощи специалистов. Напоминаем принципиальный педагогический тезис, особенно значимый для проблемы здоровьесбережения: пример учителя по всему спектру внешних проявлений - образец для учащихся, причем, во многом на подсознательном уровне.

  Умение  «дирижировать» состоянием активности учащихся (и управлять своими  собственным) - важный  критерий оценки здоровьесберегательности  используемых учителем педагогических технологий.  Отдельные позы, жесты, действия, эмоциональные посылы учителя,  периодически повторяясь на уроке, могут стать стимулами, запускающими  определенные реакции и состояния у учащихся. Когда это находится под контролем учителя, т.е.  служит инструментов его воздействия на класс, то это, конечно полезно. В других случаях, когда визуальное и вербальное обращение учителя противоречиво (независимо от его желания), у учащихся  формируются противонаправленные тенденции, что дезорганизует их деятельность, формирует стресс. Отслеживать эти закономерности самому учителю сложно и здесь на помощь прийти метод супервизии (наблюдения специалиста), что и составляет одну из задач присутствия учителей на уроках друг друга.

  Эмоционально-поведенческие  проявления  школьников на переменах - также важный элемент оценки этой стороны ЗПШ. Возможность переключения, деятельности физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки на переменах - условие  восстановления к следующему уроку, которые школа  должна создать, а ученики - использовать.

  Еще одна актуальная проблема, тестирующая  компетентность учителя, директора  школы в вопросах здоровьесбережения - так называемая  «канализация агрессии» учащихся педагогическими средствами. Причин для проявления агрессивности у населения вообще, и у подростков, в частности, достаточно. Это стрессы, фрустрации, неудовлетворенность условиями жизни, зависть, агрессивность окружающей среды, потеря  ориентировки и т.д. Проявление агрессивности на уроках нарушают дисциплину, разрушают эмоциональный климат, деформируют ход учебного процесса. Всё это, включая непосредственно агрессивное напряжение, имеет отношение к здоровью субъекта, проявляющего агрессивность, и всех, кто его окружает. Именно здесь психолого-психотерапевтическая грамотность учителя позволяет находить оптимальные пути нормализации ситуации, с учётом индивидуального подхода к подростку.

  Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического  общения. О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Учитель без чувства юмора  и умения проявить его в необходимый  момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают  в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьёзность  – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся к школьнику состояния утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья «встряска» происходит и с мыслительным процессом, оживляя творческий настрой, причём не только учеников, но и учителя. Отдельная сторона оценки использования шуток на уроке – воспитательная. Примитивно – злобный стереотип шуток, как проявление самоутверждения за счёт других, наносит непоправимый ущерб личностному развитию, культурному росту. К сожалению, образцов именно такого юмора (в повседневной жизни, на телеэкране) гораздо больше, чем умного и доброго. Задача учителя – попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.

  Вербальное  пространство характеризуется феноменами речевого поведения всех субъектов образовательного процесса. Точная стенограмма (магнитофонная запись) речи учителя на уроке может быть проанализирована на предмет оценки его вербального воздействия на состояние и здоровье учащихся. Критериев при этом насчитывается более 20. Наряду с такими обобщёнными, как «культура речи», «чёткость формулировок», «последовательность и ясность изложения мысли» и т.п., предметом анализа может быть употребление отдельных типичных слов, таких, например, как «давайте!».

  Культурологическое  здоровьесберегающее пространство отражает феномены культуры и искусства, интегрированные в образовательные процессы школы и через это влияющие на здоровье учащихся и педагогов. Воздействие средств искусства на здоровье человека отмечали философы и врачеватели ещё много столетий назад. В XX веке появились такие понятия и направления работы как «арттерапия», «библиотерапия», «музыкотерапия», «изотерапия» и т.п. И хотя эти термины касаются в основном лечебных процедур, значительная часть этих программ имеет профилактическую, коррекционную и развивающую направленность. Ролевые игры и тренинги, хоровое пение, художественное оформление школы – всё это не лечебные, а образовательные формы работы. Именно в этом смысле мы и будем рассматривать возможность их использования в образовательных учреждениях.

  Если  внеурочная воспитательная работа часто  включает занятия сценических студий, секций изобразительного искусства, музыкально-хоровых  кружков и т.п., то на уроках, кроме  пения, такие формы учебной работы – исключение. Вместе с тем, определённую часть учебного материала, особенно по предметам гуманитарного цикла, можно трансформировать в формы и методы, присущие сфере искусства. Разыгрывание сценок исторических событий и литературных сюжетов – самый часто встречающийся на практике вариант интеграции сценического искусства, ролевых игр в уроки истории и литературы. При этом не только повышается эффективность образовательного процесса, интерес к урокам, но и достигается позитивный результат для здоровья учащихся. Нейтрализация напряжения и стресса, эмоциональная разрядка, повышение коммуникативной компетентности, в том числе при разрешении конфликтов, преодоление эгоцентрической позиции через идентификацию с историческими, литературными или вымышленными героями – вот лишь краткий перечень психологических эффектов, которые возникают при таких формах проведения уроков. Использование здоровьесберегающих технологий при решении именно воспитательных задач в наибольшей степени может быть успешно реализовано именно в этом пространстве.

  2.4. Показатели рациональной  организации учебного  процесса

 

  Показателями  рациональной организации учебного процесса являются:

  • объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • нагрузка от дополнительных занятий в школе – факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
  • занятие активно-двигательного характера – динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

  2.5. Рациональное расписание  учебных занятий

 

  Физиолого-гигиенические  требования к составлению расписания уроков в школе определяются динамикой  изменения физиологических функций  и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. Рационально  составленное расписание должно учитывать  сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В  качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов .

  Шкала трудности  предметов для младших классов

     Предмет   Балл
  1.   Математика   8
  2.   Русский (национальный) язык   7
  3.   Природоведение   6
  4.   Русская (национальная) литература   5
  5.   История (4 класс)   4
  6.   Рисование и музыка   3
  7.   Труд   2
  8.   Физкультура   1
 

  Наиболее  трудные предметы рекомендуется  включать в расписание вторыми или  третьими (но не первыми и не последними) уроками. Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд (например, физика, математика, иностранный язык), лучше чередовать их с менее трудными (например, история, математика, география). Уроки физкультуры, труда, пения, рисования, дающие возможность переключения с умственной деятельности на физическую, более эмоциональные, лучше всего использовать во второй части (четвертыми или пятыми), но не в самом конце учебного дня. Следует учесть, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором (сложностью материала или эмоциональностью), а определенным сочетанием, совокупностью трех основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональным состоянием учащихся.

Информация о работе Тревожность школьника