Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:15, методичка

Описание

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы? Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

современный урок.doc

— 1.82 Мб (Скачать документ)

«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые:

еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные   представители группы встают в круг,  задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

         Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо  обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от  учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения помогают - развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания,  развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

          - Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому - не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.   А применять ее или нет это уже дело его и его творчества.

 

Создание ситуации успеха на уроке

“Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений”

Л.Н. Толстой

Учение - это целенаправленный и мотивированный процесс. Цепочка, по которой происходит этот процесс, выглядит так: потребность - мотив - цель - действие - рефлексия (самоанализ собственной деятельности). Новизна в методах обучения и воспитания в том, что учитель:

1) переходит с позиций носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. учитель управляет познавательной деятельностью ученика;

2) мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается либо интереса, либо устойчивого положительного отношения к предмету;

3) организует творческие и самостоятельные работы на уроке;

4) использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную деятельность, организует взаимопомощь;

5) организует работу ученика с учеником или источником знаний;

6) организует помощь в деятельности ученику, проявляет внимание к его деятельности, что подчёркивает её значимость;

7) создаёт ситуацию успеха, т.е. разрабатывает такое задание и такую методику, при которой ученик обязательно справится с работой;

8) создаёт обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции;

9) организует гуманную систему взаимоотношений учитель-ученик, ученик-учитель при сочетании требовательности и уважения к личности, положительных эмоций и общения;

10) организует самоанализ собственной деятельности ученика и её самооценку.

Таким образом, для учащихся наиболее интересны те уроки, на которых:

- чётко организован учебный процесс, где школьников вовлекают в активную познавательную деятельность, приносящую им успех, радость познания и труда;

- умелое сочетание различных методов, приёмов и средств обучения;

- эрудиция учителя;

- эмоциональное изложение;

- мастерское использование различных наглядных пособий и технических средств обучения.

Задача учителя в том, чтобы сделать “ трудное- привычным, привычное - лёгким, лёгкое - приятным”, и тогда учёба в школе будет доставлять детям радость.

Хочу поделиться опытом работы по данной теме и продемонстрировать фрагмент урока по предмету “ Мы и окружающий мир” 3 класс по теме: “Смешанный лес. Этажи леса.”.

. Класс разбивается на группы по 6-7 человек с разным уровнем развития: средний – низкий, высокий – средний. В каждой группе назначается или выбирается старший, который помогает учителю в организации работы. У каждой группы на столе: альбомные листы, краски, кисточки, ножницы, картинки с различными видами животных разных природных зон, загадки о лесе, учебники, тетради, листок с самооценкой и оценкой группы.

Ход урока

- В какую природную зону отправимся на уроке догадаетесь сами, отгадав загадку, которая находится на вашем столе. (Ученики читают свои загадки о лесе и дают ответы.)

- Правильно, мы отправимся в лесную зону. Какие виды лесов вы знаете? (Ребята показывают таблички с названиями лесов по виду деревьев: лиственные, хвойные, смешанные.)

- Кроме деревьев, что ещё может расти в лесу? (кустарник, травы). Всё это произрастает на почве со всеми населяющими её живыми организмами. Сейчас вы сами вырастите такой лес. Каждая группа получает своё задание: первая группа будет выращивать высокие деревья: берёзу, дуб, клён , сосну, ель; вторая группа - меньшие по высоте деревья: осину, ольху и др.; третья группа - кустарник ; четвёртая - травы, ягоды, папоротник и т.д. и почву. Для этого у каждой группы на столе лежат: альбомные листы, краски, ножницы. Используя воду, краски, выполняем следующую работу:

1. Чистую воду кистью наносим на лист.

2. Мазками наносим краску соответствующего цвета (зелёный, жёлтый, коричневый, красный) на мокрый лист бумаги.

3. Складываем лист пополам горизонтально или вертикально - всё зависит от высоты объекта.

4. Прорисовываем недостающие детали (ствол, ветки, ягодки и т.д.

5. Берём ножницы (техника безопасности) и вырезаем растения леса.

6. Первая группа при помощи воды крепит на доске высокие деревья; вторая - деревья пониже; третья - кустарники; четвёртая – травы, ягоды, папоротник, почву.

- Растения в любом лесу располагаются этажами – ярусами (вывешивается табличка со словом ярус, проводится словарная работа.) Количество ярусов зависит от типа леса. Главное - растения не должны мешать друг другу. Самые высокие деревья образуют первый - верхний ярус. Деревья пониже образуют второй ярус. Ниже деревьев растут кустарники. Это третий ярус. Под кустарниками на почве селятся растения четвёртого яруса - травы. Самым нижним ярусом является почва со всеми населяющими её живыми организмами. Количество ярусов зависит от типа леса. Мы какой лес вырастили? Вы догадались, какую тему будем изучать на уроке? (Ответы детей.) Тема урока записывается на доске и в рабочие тетради учащихся.

- Какие животные живут в смешанных лесах в каждом ярусе? (Каждая группа выбирает тех животных, которые относятся к данной природной зоне и данному ярусу и размещает их в своём ярусе).

Далее проводится работа с материалом учебника (выборочно) и каждая группа рассказывает о растительном и животном мире своего яруса.

Затем каждая группа заполняет листы самооценки, оценки группы и выставляет баллы по десятибалльной шкале. Подводятся итоги работы каждой группы и итог урока.

Практика показывает, что такого вида уроки очень продуктивны, интересны, вызывают положительные эмоции, создают ситуацию успеха каждого ученика.

 

Уроки-тренинги

            в начальных классах

 

 

Важным условием формирования знаний, умений, навыков учащихся является хорошо продуманное, организованное повторение, закрепление и обобщение учебного материала.

Одной из форм этой работы считается проведение обобщающих уроков. Если эти уроки рассматривать с точки зрения эффективности, то результатом их является насколько учащиеся продвинулись в усвоении знаний, поднялись на очередную ступень своего развития.

Взаимопосещение обобщающих уроков с последующим анализом выявило многие недостатки такой формы организации обобщения знаний учащихся. Не каждый ребенок активно включался в работу, не всегда учебный материал был ему интересен, отсюда не все учащиеся высказывали свои суждения.

Пришли к выводу, чтобы каждый ученик имел возможность говорить, его надо объединить в пару или группу с другими учениками. Вместе они начнут активно работать и развивать свои творческие способности.

По нашему мнению, такой формой проведения обобщающих уроков являются уроки-тренинги.

Как следствие проведения уроков-тренингов является усиление коммуникативного аспекта в обучении, повышение уровня абстрактного мышления, логического мышления учащихся. Процесс закрепления повторения, обобщения знаний становится более творческим, осознанным. Таким образом, речь идет об оптимизации обучения.

Оптимизация - максимально многомерный процесс, проявляющийся в последовательной реализации принципа, критериев, алгоритма и влияющий на получение результата. Говоря об оптимизации учебного процесса необходимо более пристальное внимание к процессу формирования творческой активности учащихся. Процесс творчества связан с реализацией индивидуальности и активности, является актом самовыражения, который осуществляется в единстве интеллектуального и эмоционального. Начальным этапом процесса творчества является

                    накопление материала;

                    переработка материала;

                    процесс изменения.

Первый и второй этапы творческого воображения возможны только на основе хорошо развитого интеллекта.

В своей работе учителя в достаточной степени используют задания на развитие мыслительных операций. От самых простых - сравнение, классификация, выделение признака, анализ до сложных - теоретическое обобщение, абстрагирование, синтез и т.д. На своих уроках учителя развивают не только традиционное КОНВЕРГЕНТНОЕ мышление, но и творческое ДИВЕРГЕНТНОЕ. Конвергентное мышление развивается при решении проблем, задач, имеющих один правильный ответ. Дивергентное мышление характеризуется разрушением шаблонных стереотипов, большей свободой выбора. Реальные ситуации с которыми человек сталкивается в своей жизни, не имеют однозначных ответов. Поэтому важно учащимся предлагать учебные задачи, имеющие множество правильных решений. Так если говорить об уроках математики, то наиболее подходящие темы для развития дивергентного мышления:

        часть и целое;

        пространственно-временные отношения;

        задачи с неполными, лишними и нереальными данными;

        составление простейших уравнений и задач;

        алгоритмы и т.д.

Психологи доказали, что креативность подтвержена влиянию многих внешних условий:

        оценок;

        отсутствие критики;

        стресса;

        использование учителем ситуативных и личностно-ориентированых педагогических оценок.

В то же время учителю необходимо уделять внимание специальному обучению различным аспектам творческого мышления:

        поиск проблемы;

        оригинальность в выдвижении гипотез;

        оценке разработанности идей.

Задачи педагога:

        создать для учащихся условия для самостоятельной работы;

        вооружить учащихся методами и приемами для творческой деятельности;

        обеспечить учащимся основные условия для творческой деятельности;

        предоставить учащимся время для осуществления всех четырех фаз творчества;

Что же такое уроки-тренинги?

Это урок активной мыслеречевой деятельности учащихся. Форма - организационно-правовая. (В 1 классе – работа в парах, со 2 класса – работа в четверках.)

Тренинги могут быть использованы при изучении нового материала, при закреплении пройденного.

Учителя нашей школы особую целесообразность использования уроков-тренингов при обобщении и систематизации знаний.

Задача учителя на этом уроке переключать и концентрировать внимание. Ученик – главное действующее лицо.

Отчего зависит эффективность уроков-тренингов?

1. Высокая организация урока (продуманность рабочих пар (четверок), опыт совместной работы учащихся). Пары (четверки) должны формироваться:

        из детей с различным типом восприятия (зрительный, слуховой, моторный);

        с учетом их активности.

2. Мастерство учителя.

СТРУКТУРА УРОКА-ТРЕНИНГА

1. Постановка цели.

Учитель вместе с учащимся определяет основные цели урока, включая и социокультурную позицию, которая неразрывно связана с раскрытием “тайны слов”. Каждый урок имеет эпиграф, смысл которого раскрывается в конце урока. Чтобы понять его, нужно “прожить” урок.

Мотивация на работу подкрепляется в ресурсном круге. Дети встают в круг, берутся за руки. Задача учителя, чтобы каждый ребенок чувствовал поддержку, доброе отношение к нему. Чувство единения с классом, учителем помогает создать атмосферу доверия, взаимопонимания.

2. Самостоятельная работа.

Принятие собственного решения. Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и несколько вариантов ответов (обычно 3). Правильным может быть 1, 2, а то и все 3 ВАРИАНТА. Выбор скрывает возможные типичные ошибки учащихся. Перед тем как приступить к работе, дети проговаривают “правила”, которые помогут им организовать диалог. Проговаривание их в громкой речи создает установку на участие всех детей.

Информация о работе Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения