Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:15, методичка

Описание

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы? Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

современный урок.doc

— 1.82 Мб (Скачать документ)

3.  Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

4.  Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

5.  Ученик не может воспроизвести определения понятий, правил, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов с целью предупреждения неуспеваемости школьников

1.  Развитие у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности.

2.  Выявление и учет специфических для школы, класса причин отставания, их устранение и профилактика

3.  Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.

4.  Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства обучения и воспитания, установление межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с родителями.

5.  Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.

6.  Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.

7.  Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений проблем и вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.

8.  Постоянный контроль за реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, специальный контроль за работой с наиболее «трудными» школьниками, строгий учет результатов этой работы.

9.  Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.

Рекомендации по анализу и самоанализу урока

В. А Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд...». Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда учителя. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависит педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.

Схема самоанализа урока

1.  Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чем его специфика?

2.  Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока? Была ли опора на диагностику общеучебных или специальных умений?

3.  Какие задачи решались на уроке:

•   общеобразовательные;

•   воспитательные;

•   развивающие (что?)

Была ли обеспечена их комплексность? Какие задачи были главными, стержневыми, как учтены в задачах особенности класса и отдельных групп школьников?

4.  Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли было выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между различными этапами урока.

5.  На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?

6.  Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!).

7.  Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объем или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?

8.  Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких нормах и какими методами он осуществлялся?

9.  Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?

10.  За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?

11.  За счет чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель вел себя в критической ситуации? Как было организовано воспитательное влияние личности учителя?

12.  Как и за счет чего обеспечивалось на уроке (и в домашней работе учащимися) рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?

13.  Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?

14.  Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи, задания ? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируется выполнение нереализованных заданий, задач?

Самоанализ урока с позиций здоровьесбережения

1. Какие образовательные, развивающие, воспитательные и здоровьесберегающие цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? В чем их взаимосвязь?

2.  Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место урока в разделе, теме, курсе?

3.  Как учитываюсь индивидуальные особенности учащихся при планировании урока?

4.  Рациональна ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельных этапах урока с учетом особенностей учащихся?

5.  На каком этапе урока был сделан главный акцент? Почему?

6.  Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?

7.  Как отбирались для урока формы обучения?

8.  Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?

9.  Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?

10.  За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?

11.  Каким образом предупреждалась перегрузка учащихся?

12.  Как проявлялась забота учителя о здоровье учащихся на уроке?

13.  Какие методы здоровьесберегающей педагогики были использованы?

14.  Достигнуты ли поставленные цели и почему?

15.  Какие изменения можно было бы внести при подготовке и проведении урока?

Анализ урока

•  Анализ целей урока Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса Постановка и доведение целей урока до учащихся.

•  Анализ структуры и организации урока Соответствие структуры урока его целям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выполнения учителем. Оборудование урока Рациональная организация труда учителя и учащихся.

•  Анализ содержания урока. Соответствие содержания урока требованиям учебной программы. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока Генерализация основных идей урока (темы, курса), Связь урока с жизнью, трудовым воспитанием. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к восприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний. Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности класса Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность), Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).

•  Анализ методики проведения урока. Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока,

учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся.

Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения.

•  Анализ работы и поведения учащихся на уроке. Общая оценка работы класса Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Индивидуальная работа со слабыми учениками. Качество знаний, умений и навыков. Глубина, осознанность и прочность знаний. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки. Накопляемость, объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер.

•  Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Цель, объем. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность. Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

•  Оценка санитарно-гигиенических условий урока

•  Оценка самоанализа урока, сделанного  учителем.

•  Общая оценка степени достижения развивающих, воспитательных и учебных целей урока. Общая мотивированная оценка результатов урока оптимальность обучающих действий учителя; качество знаний, умений и навыков учащихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности. Аргументированная характеристика достоинств урока

•  Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.

•  Недостатки урока. Диагностика причин и тенденций в их развитии. Предложения по их устранению.

•  Научная обоснованность вывода и оценок, опора на достижения психолого-педагогической науки и передовой педагогический опыт. Конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.

•  Общие выводы и предложения

•  Рекомендации учителю по самообразованию на основании выводов и предложений.

•  Заключительное слово учителя Стиль беседы с учителем. Доброжелательность, уважительность и тактичность разговора с учителем, опора на положительное. Учет индивидуальных особенностей учителя: характер, тип нервной деятельности, стаж и степень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция.

 

Педагогические требования

к современному уроку на разных этапах

 

Организационный этап

1. Дидактическая задача

этапа

Подготовить учащихся к работе, определить цели и задачи урока.

2. Содержание этапа

Приветствия, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

3. Условия достижения

положительных

результатов

Требовательность, сдержанность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.

4. Показатели выполнения

дидактической задачи

урока.

Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

5. Требования к реализации

дидактической задачи

урока.

Требовательность, сдержанность преподавателя; стимуляция деятельности учащихся, ее направленность

6. Способы активизации

на уроке

Запись на доске цели урока. Сообщение консультантов о готовности класса.

7. Ошибки, допускаемые при реализации

Нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность.

Информация о работе Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения