Толерантность и образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:39, реферат

Описание

Помни, что ты только человек!

Слова эпиграфа заимствованы из триумфального ритуала римских полководцев. Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Тогда они звучали как предостережение против установления тирании.
Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Это предостерегает нас от попыток применения насилия, давая понять, что никто не обладает абсолютной властью над другим, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Индивидуум не властен над мыслью, действием, жизнью себе подобного. Данная сентенция особенно актуальна для многонационального государства, каким является Россия. Бытует мнение, что монокультурное — в отличие от поликультурного — общество в своей основе «деструктивно, патологично, ведет к пограничности, государственному продуцированию законов насилия и жестокости, дегуманизации социума и самого себя».

Содержание

Помни, что ты только человек (Введение)
1 Определение категории «толерантность»
2 Толерантность и образование

3.1. Толерантность во взаимоотношениях

3.2. Основные критерии и показатели толерантности

3.3. Основные идеи и принципы образовательной стратегии формирования толерантности

3.4. Роль педагога в формировании толерантности

3.5. Формирование межкультурной толерантности у будущих учителей как одна из перспектив развития высшего образования

3.6. Межкультурное образование в детском возрасте – актуальная проблема современности (по материалам отечественных и зарубежных исследований)
Практическая часть

4.1. Семья и проблемы межнационального общения. Опыт исследования.

4.2 «Знаем ли мы друг друга?»

4.3. «Мигрантская педагогика» в научной коле Е.В. Бондаревской в 90-е г. ХХ века.

5. Заключение

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

Помни, что ты только человек!

     Слова эпиграфа заимствованы из триумфального ритуала римских полководцев. Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Тогда они звучали как предостережение против установления тирании. 
      Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Это предостерегает нас от попыток применения насилия, давая понять, что никто не обладает абсолютной властью над другим, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Индивидуум не властен над мыслью, действием, жизнью себе подобного. Данная сентенция особенно актуальна для многонационального государства, каким является Россия. Бытует мнение, что монокультурное — в отличие от поликультурного — общество в своей основе «деструктивно, патологично, ведет к пограничности, государственному продуцированию законов насилия и жестокости, дегуманизации социума и самого себя». 
В монокультурных государствах человеку не всегда предоставляется возможность интеграции в различные социальные общности. Существует одна, «единственно верная» норма с четкими правилами, идеологическими установками, стереотипами поведения. Если человек склонен к иному мировоззрению, а декларируемые обществом «постулаты жизни» ему чужды или просто не близки, то он либо становится диссидентом, своеобразным «аутсайдером общества», либо «перешагивает» через собственные установки и — при удачном стечении обстоятельств — благополучно вливается в общество в качестве конформиста.  Поликультурное, полинациональное государство имеет собственные и весьма серьезные проблемы. В одном ареале, в одном государстве «соседствуют» различные общности людей не только с разными культурными ценностями и социальным опытом, но и с биологическими различиями (физиологические характеристики, специфика гормональных процессов и питания), с особенностями в психической структуре личности (темперамент, акцентуации характера, особенности становления основных психических процессов и т.д.). В любом из этих аспектов любая нация, народность оригинальна. Подобная оригинальность сохраняется даже в процессе многовековых миграций целых народов. Ассимилируясь в ту или иную полиэтническую среду, народ сохраняет свою специфику и оригинальность, хотя, разумеется, не полностью и не в «чистом виде».  
Примерами такой консервации служат и многовековой процесс расселения евреев в поликультурные государства, когда действует основной принцип: «Принимать культуру других народов, сохраняя свою», и обычаи, сложившиеся в современных русских, армянских, украинских кварталах городов США. Однако в современных условиях социально-экономической дестабилизации стремление сохранить оригинальность той или иной нацией, народностью характеризуется иногда негативными проявлениями. 
Особенно ярко эти проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов на ее территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным ущемлением «национального достоинства». Оттенки этого опасения различны: от индифферентности до агрессии, от холодного безразличия до проявлений ксенофобии (страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации). Отчасти такие проявления могут рассматриваться в качестве своеобразной избыточной защитной реакции на действительные или мнимые угрозы со стороны представителей иных этносов. Так или иначе, россиянин (в частности, русский) забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная «забывчивость» ведет — среди людей — к усилению агрессивности, распространению — в обществе — шовинистических и фашистских идей. Ближайшими следствиями легко могут стать кровопролитные распри, войны, погромы, террористические выпады против мирных граждан. Последние события, связанные со вспышками террора, — своеобразный показатель нравственной патологичности поликультуры. Стоит задуматься хотя бы над тем фактом, что наиболее кощунственным террористическим нападениям подвергаются две «поликультурные супердержавы» — Россия и США. Встает вопрос: возможно ли в таких условиях говорить о проблеме толерантности? Какое, например, толерантное отношение может проявляться к террористам, убийцам неповинных людей? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности, а сама проблема достаточно противоречива. Но данный вызов не должен оставаться и не остается без ответа. Его ищут теоретики и практики, люди, неравнодушные к тому, что происходит. Мы попытаемся подойти к проблеме с определения основополагающей категории.

 

Определение категории «толерантность»

Во многих культурах  понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи.

Толерантность (от латинского — терпение) — это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

Справочники по социологии определяют толерантность  как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Безусловно, актуальность терпения отражает закономерность приоритета общечеловеческих ценностей. Не секрет, что нетерпимость к образу жизни, манере поведения, культуре и иных социальных слоев населения обостряется в периоды экономической и политической нестабильности. Проблема состоит в том, чтобы определить каким образом и возможно ли максимально сгладить имеющиеся коллизии между ценностными ориентациями различных социальных групп с одной стороны, а с другой — согласовать вербальные утверждения нравственности с вариантом объективного выбора поведенческой стратегии субъектов.

Действенность социального терпения обнаруживается на уровне мировоззренческих позиций  и отражается в поступках. В обзоре толерантности можно выделить взаимосвязанные понятия человеколюбия, умеренности, разумности, мудрости, добродетели, дружбы, прощения , равенства, милосердия, компромисса, сотрудничества и согласия.

В системе этических  взглядов Древнего мира принципиальным считалось развитии умеренности, нашедшее свое обоснование в учении Демокрита и воззрениях Сократа. Последнему Платон приписывает высказывания о значимой чувственной толерантности, базирующейся на представлении о том, что красота одного тела родственна красоте любого другого. Апелляция к Богу, ориентация на перспективу наказания за грехи, тождественны нарушению установленных норм — таков типичный для Средневековья актуальный метод контролирования поведения и вариант закрепления терпимости в жизни общества. Достоинства принципа ахисмы, связанного с «законом любви» и «законом страдания» получили подтверждение в борьбе народа Индии за независимость. Неру утверждал, что понятие ахисмы вкладывается конкретный смысл, раскрывающийся на примере стремления личности обуздать гнев и ненависть, избежав агрессивных намерений. А. Г. Зиммель вероятно первый европейский социолог, который обратился к конкретным взаимодействиям между людьми, фактически определил тактичность как действующую установку толерантности, которая заключается в «ограничении индивидуальных порывов там, где этого требуют права других».

Существование и развитие человеческой культуры убеждает, что терпение (толерантность) в качестве морального основания для построения человеческих отношений сохраняет свою значимость постоянно. Следует подчеркнуть, что толерантность в истории культуры выполняет функцию идеальной модели формирования взаимоотношений в обществе. Поэтому оказывается закономерным наличие рассогласования между декларативным и действительным, поведенческим вариантом принятия данной ценности. Для разрешения выделенного противоречия существует несколько условий, среди которых важнейшими являются: активное пропагандирование социального терпения на уровне культурных традиций общества; знание особенностей восприятия этических моделей; использование имеющихся социально-психологических механизмов закрепления толерантности в сознании с помощью акцентирования, рефлексии.

Многие авторы понимают социокультурную толерантность как моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной, либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, правам, привычкам. Социокультурная толерантность необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения заявления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Структурными компонентами социокультурной толерантности, составляющими так называемую «триаду толерантности» являются уважение, симпатия (эмпатия), доброта.

Декларация определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам. Она определяет положение толерантности по отношению к международным инструментам защиты прав человека, выработанных на протяжении 50 лет. Декларация подчеркивает, что государствам следует разрабатывать новое законодательство, при возникновении необходимости обеспечения равенства в обращении и в возможностях для всех групп людей и отдельных членов общества.

Толерантность и образование

Толерантность во взаимоотношениях

Активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости — основные компоненты понятия «толерантности.  
Естественно, что эти компоненты не возникают на пустом месте, ниоткуда, и не являются — как и любое социальное качество — врожденными. Следовательно, и активная нравственная позиция вместе с психологической готовностью формируются, стимулируются (прежде всего — «изнутри») и корректируются. Целью формирования данных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентаций.  
В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии, которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и «толерантность».  
Данная типология (автор Л.В.Байбородова) представляет следующие типы взаимодействия: 
— диалог,  
— сотрудничество,  
— опека,  
— подавление,  
— индифферентность,  
— конфронтация,  
— конфликт.

Позитивной толерантности  соответствуют первые три типа взаимодействия. 
В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою личность.  
Подобная характеристика диалогового взаимодействия является фундаментом толерантности и уровнем толерантных убеждений. Своеобразие диалогового взаимодействия выявлено еще древним философом Платоном. Всем известно его высказывание «Познай себя!», которое может трактоваться как «узри себя в других» (понимая других, пойми себя). Такому диалоговому взаимодействию следует учить с раннего детства, ибо оно является первоосновой позитивного социального опыта. 
Второй тип взаимодействия — сотрудничество — подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения, который может быть охарактеризован следующими признаками:  
— контактность; 
— доброжелательность
(отсутствие агрессии, в том числе и самоагрессии); 
— отсутствие тревожности; 
— мобильность действий; 
— вежливость
(учтивость);  
— терпение; 
— доверительность; 
— социальная активность
.

Опека является видом взаимодействия, также соотносимым с понятием толерантности. Опека подразумевает заботу, причем эта забота не унижает достоинства опекаемого, являясь естественной нормой субъекта и объекта. Данный вид взаимодействия возможен только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся. Данный уровень толерантных отношений характеризуется следующими признаками:  
— эмоциональная стабильность; 
— высокий уровень эмпатии; 
— экстравертность; 
— социальная активность; 
— умение прийти на помощь.

Все перечисленные  признаки характеризуют человека, свободного от догм, стереотипов, страхов, от чрезмерной потребности в опеке и стремления к подавлению окружающих. 
Следовательно, диалог и сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как «свобода» (такую связь можно проследить в работах многих ученых, в частности С.Соловейчика, В.Матвеева, О.Газмана, И.Иванова). 
Характеризуя эту связь, необходимо уделить внимание ведущей мысли теоретиков и практиков педагогики сотрудничества:  
«Если предоставить детям полную свободу, но не создать при этом отношения сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне свободного человека — обострение совести. Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям». 
В межнациональном сотрудничестве «тонкая игра усилий» — необходимое, базовое понятие, определяющее толерантное отношение взаимодействующих сторон, т.к. «совестливое отношение к людям», которое формируется благодаря этим усилиям, является основой демократического полинационального государства. 

Основные  критерии и показатели толерантности

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения  самого понятия (толерантность — активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды). Следовательно, те признаки, по которым мы описывали в предыдущей главе диалоговое взаимодействие, сотрудничество и опеку с целью формирования толерантных убеждений и поведения, могут рассматриваться и в качестве критериев.  

См. сл. стр. 
 

Критерии Показатели
Устойчивость 
личности
Эмоциональная стабильность; 
Доброжелательность, вежливость, терпение; 
Социальная ответственность; 
Самостоятельность; 
Социальная релаксация
Эмпатия Чувствительность  партнера; 
Высокий уровень сопереживания; 
Учтивость; 
Экстравертность; 
Способность к рефлексии
Дивергентность 
мышления
Отсутствие  стереотипов, предрассудков; 
Гибкость мышления; 
Критичность мышления
Мобильность 
поведения
Отсутствие  напряженности в поведении; 
Отсутствие тревожности; 
Контактируемость, общительность (коммуникабельность); 
Умение найти выход из сложной ситуации; 
Автономность поведения; 
Прогностицизм; 
Динамизм
Социальная  
активность
Социальная  самоидентификация; 
Социальная адаптированность; 
Креативность; 
Социальный оптимизм; 
Инициативность

Эти критерии можно  развить, уточнив, что: 
устойчивость личности — сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей; 
эмпатия — адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека; 
дивергентность поведения — способность необычно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения); 
мобильность поведения — способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств; 
социальная активность — готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе.

Информация о работе Толерантность и образование