Теоретические основы характеристики задержки развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:19, реферат

Описание

Речь - это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна. [3, с.345]
В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольного внимания. Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа:

Содержание

1. Закономерности развития детской речи
2. Характеристика задержки речи у детей
3. Психо-физиологическая характеристика речевой деятельности
4. Причины задержки развития речи у детей
Причины заикания

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 37.15 Кб (Скачать документ)

     Отсутствие  взаимодействия с окружающими наблюдается  с самого рождения. В анамнезе у  большинства детей отмечается слабая выраженность голосовых реакций  на первом году жизни. Как правило, отсутствуют  певучее гуление, активный лепет, дети не используют лепет и жест как средство коммуникации. Отсутствует интонационная выразительность голосовых реакций, интонационно-мелодическая имитация простой фразы, не бывает попыток произнести вслед за взрослым звук или слог, к концу года не появляются такие типичные для здорового ребенка слова, как мама, баба. Дети с задержкой речи обычно не подчиняются речевым инструкциям и не обращают внимания на лицо говорящего, что делает здоровый ребенок первого года жизни. Нарушения в общении у аутичного ребенка широко варьируют: в более легких случаях ребенок может быть избирательно контактен в привычной для него ситуации и крайне заторможен в новой обстановке, в присутствии посторонних лиц. Часто при необходимости установления контакта он испытывает большое беспокойство и напряжение, нередко проявляет негативизм. В наиболее тяжелых случаях он полностью игнорирует окружающих, не замечает их. [2, с.154]

     Проявления  речевых расстройств многообразны и отличаются степенью выраженности: от почти совсем утраченной речи (остаются вокализации без обращений, бормотание, иногда - в состоянии аффекта - прорываются отдельные "слова - эхо", отражающие слышанную ребенком речь), до способности использовать в общении самостоятельную речь.

     Говоря  о речевой характеристике детей  с задержкой в развитии речи в  целом, следует отметить, что, несмотря на большое разнообразие речевых  нарушений, характерных для отдельных  вариантов, имеются и общие, специфичные особенности.

     Прежде  всего, здесь следует назвать  нарушение коммуникативной функции  речи. Ребенок избегает общения, ухудшая  возможности своего речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем, очевидно, сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения "Я" и других личных местоимений в первом лице.

     Характерной для всех вариантов речевого недоразвития является в той или иной форме  выраженная стереотипность речи; часта  склонность к словотворчеству, "неологизмам". Почти у всех детей становление  речи проходит через период эхолалий, частыми являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.

     При общем нарушении развития целенаправленной коммуникативной речи возможно увлечение  отдельными речевыми формами, постоянная игра звуками, слогами и словами, рифмование, пение, коверканье слов, декламация стихов наизусть "километрами". Но для дела используется только скудный набор речевых штампов.

     Таким образом, то, что в норме является основой организации речевого взаимодействия у детей с нормальным развитием  речи, для детей с задержкой речи становится объектом особого внимания, источником аутостимуляции - мы не видим активного словотворчества, свободной игры с речевыми формами. Развиваются речевые стереотипии (однообразные действия), позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатления. [5, с.235]

     У всех детей с разными вариантами проявления речевых нарушений встречается  недостаточность понимания, осмысления речи.

     Работа  по развитию речи детей должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка. Коррекционная работа по развитию речи трудна, требует большого напряжения и может растягиваться на годы.

     Основные  задачи этой работы представляются следующими:

      - дифференциация речевых нарушений,

      - установление эмоционального контакта с ребенком;

     - активизация речевой деятельности;

     - формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;

     - развитие речи в обучающей ситуации.

     Следует подчеркнуть, что развитие полноценной  речи у детей с задержкой развития речи требует адекватной коррекционной  работы. Начальные этапы работы по развитию речи проводятся в тесном взаимодействии психолога, логопеда, дефектолога и врача-психиатра. Ближайшей задачей коррекционной работы является адаптация в домашних условиях - для неговорящих детей; формирование уровня речевого развития, достаточного для введения в детский коллектив и обучения в школах различного типа, - для детей способных пользоваться самостоятельной речью.

 

      3. Психо-физиологическая характеристика речевой деятельности 

     Речевая деятельность связана с работой  больших полушарий головного  мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности.

     Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п.

     Речевая афферентация идет по трем каналам: двигательному, слуховому и зрительному.

     Речевые звуки возникают при подаче воздуха  из легких в вибраторы (голосовые  связки гортани), щели и затворы, образующиеся во рту при артикуляции языка  и губ. Синтез определенных для данного  звука составляющих (формант) происходит в резонаторах, включающих рот, глотку и полость носа. [6, с.134]

     Речевые зоны коры представлены несколькими  анализаторами, тесно взаимодействующими друг с другом и координационно-связанными со всей деятельностью нервной системы. Речь носит рефлекторный характер. Ее мозговую структуру составляют второсигнальные связи. Но первосигнальные компоненты тоже всегда включаются в речевой рефлекс в виде звучания (устная речь), оптических моментов (зрительная речь) и т.д. Однако своеобразие речи каждого человека объясняется, прежде всего, социальными факторами.

     По  вопросу о наличии центров  речи существует ряд точек зрения. Одна из них связывает каждый психический  процесс с определенным центром  в коре (узкая локализация функций). Это направление своими корнями  уходит в френологию Ф Галля. Другое отрицает существование специфических мозговых центров, связывая психические процессы с деятельностью многих мозговых центров.

     А.Р. Лурия на большом клиническом материале показал существование трех функциональных блоков:

  1. Энергетический блок, поддерживающий рабочий тонус коры.
  2. Блок приема, переработки и хранения информации.
  3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности.

     Выделяют  четыре центра, которые выполняют  свои функции во взаимодействии с  другими отделами системы. Выпадение  отдельных звеньев системы ведет  к нарушению различных видов  речевой деятельности.

     Центр Брокa расположен в верхней лобной извилине левого полушария; связан с громкостью произношения речи. Центр Вернике расположен в височной извилине левого полушария; связан с пониманием смысла. Зрительный центр расположен в средней лобной извилине левого полушария; связан с процессом чтения. Центр письма (графический) расположен в средней лобной извилине левого полушария; связан с письменной речью.

     Речевое общение с помощью языка представляет собой своеобразное кодирование  говорящим и декодирование слушающим  речевых сигналов. В восприятии речи можно выделить два уровня этого  процесса: 1) анализ и синтез звуков, 2) понимание речи, или анализ и  синтез сигнальных, смысловых характеристик  речи.

     То  общее, что человек слышит всякий раз, когда произносится какой-нибудь звук речи данного языка, называется фонемой. Фонеме соответствуют определенные области частот в акустическом спектре  звуков речи, называемые формантами речевого звука. Форманты отличаются друг от друга  частотой и амплитудой колебаний, что  и создает специфический тембр, по которому один звук отличатся от другого. Каждый звук речи имеет от двух до четырех формант.

     Способность анализировать и синтезировать  речевые звуки по тем постоянным признакам, которые свойственны  фонемам данного языка, называется фонематическим слухом. В обычных  условиях овладения родным языком он развивается в возрасте от 1 до 3 - 4 лет. При овладении вторым языком развитие фонематического слуха  требует длительных упражнений.

     Слово как звуковой сигнал не есть простая  сумма фонем. За счет разнообразного соединения звуков и акустических переходов  между ними слово всегда представляет собой целостный звуковой комплекс. Различие значений сходных по звучанию слов происходит за счет соотнесения слова с контекстом, в который оно включено, учета речевых интонаций (логических ударений, порядка слов и т. д.). Сигнальная функция речи (понимание ее) реализуется лишь при условии образования в предшествующем опыте соответствующих сигнальных нервных связей.

     Речь  связана с мышлением человека. В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга в целом, но не каких-то отдельных ее участков. В основе мышления лежит образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи. Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами. Отражение связей и отношении) между предметами становится возможным потому, что слова, как указывал И.П. Павлов, представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что, по мнению ученого, и составляет сущность человеческого мышления. Другими словами, вторая сигнальная система и открывает возможность обобщенного отражения окружающего мира.

     Что касается физиологических механизмов собственно речи, то эта второсигнальная деятельность коры также есть сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры головного мозга.

     Когда мы говорим друг с другом, то, с  одной стороны, воспринимаем слышимые (звуковые) и видимые (письменные) речевые  сигналы, с другой — произносим звуки  языка при помощи мышечного голосового аппарата. Соответственно в коре левого полушария головного мозга имеются, как уже указывалось в главе II, три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный. [7, с.332]

     Один  из таких центров (слуховой центр  Вернике) обеспечивает понимание воспринимаемых слов. При нарушении его работы человек теряет способность различать, узнавать слова, хотя ощущение звуков у него остается, вследствие чего утрачивается способность и к осмысленной речи. Двигательный центр речи Брока обеспечивает произнесение слов. При разрушении этого центра человек не способен произнести ни одного слова, хотя и понимает слова, которые слышит: у него остается только способность к крику и пению без слов. Работа зрительного центра обеспечивает понимание письменной речи, чтение. При поражении его человек утрачивает способность читать, хотя зрение у него сохраняется, Разумеется, выделение указанных центров в известной мере условно, так как в основе речевой деятельности лежит объединяющая работу этих центров деятельность коры в целом.

 

     4. Причины задержки развития речи у детей 

     При фонетико-фонематическом и общем недоразвитии речи отмечаются нарушения звуко-произношения, незаконченность процесса формирования фонематического восприятия и некоторое отставание лексико-грамматического развития. [8, с.141]

     Причины нарушений могут быть механические (органические) и функциональные.

     Механические  нарушения вызываются органическими  дефектами речевого аппарата, его  костного и мышечного строения. Это:

     - укороченная 'подъязычная 'связка;

     - малоподвижный язык — большой;

     - слишком маленький и узкий  язык;

     - дефекты строения челюсти:

     а) прогнатия;

     б) прогения;

     в) открытый прямой прикус;

     г) открытый боковой прикус;

     д) неправильное строение зубов;

     е) неправильное строение неба: готическое — узкое, высокое; низкое, плоское;

       толстые губы с отвислой нижней  губой 'или укороченной малоподвижной  верхней.

     К функциональным причинам относятся:

     - неправильное воспитание речи  ребенка в семье, в которой  взрослые “сюсюкают” с малышом;

Информация о работе Теоретические основы характеристики задержки развития речи