Теоретические основы характеристики задержки развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:19, реферат

Описание

Речь - это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна. [3, с.345]
В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольного внимания. Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа:

Содержание

1. Закономерности развития детской речи
2. Характеристика задержки речи у детей
3. Психо-физиологическая характеристика речевой деятельности
4. Причины задержки развития речи у детей
Причины заикания

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 37.15 Кб (Скачать документ)

     Теоретические основы характеристики задержки

     развития  речи 

     1. Закономерности развития  детской речи

     Речь - это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под  речью понимают использование человеком  языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна. [3, с.345]

     В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная  функция речи. От своевременного появления  этой функции зависит, как скоро  ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольного внимания. Овладение речью как средством  общения проходит три основных этапа:

     I этап – довербальный период. Ребенок не понимает речи взрослого, но складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем.

     II этап – этап возникновения речи. Ребенок понимает речь взрослых, произносит свои первые слова.

     III этап – развитие речевого общения.

     Исследования  ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать.

     Навык чтения формируется у ребёнка  только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

     То  есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому  анализу и синтезу.

     В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного  языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

     Эта способность формируется у детей  постепенно, в процессе естественного  развития. Ребёнок начинает реагировать  на любые звуки со 2-4 недели от момента  рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

     К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

     Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные  возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н. Гвоздев). Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

     Несовершенное фонематическое восприятие, с одной  стороны, отрицательно влияет на становление  детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без  которых полноценное чтение и письмо невозможны.

     Формирование  правильного произношения зависит  от способности ребёнка к анализу  и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического  слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в  ходе взаимодействия поступающих в  кору слуховых и кинестетических  раздражений. Постепенно эти раздражения  дифференцируются, и становится возможным  вычленение отдельных фонем. При  этом большую роль играют первичные  формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

     При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.

     Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

     Готовность  к обучению грамоте заключается  в достаточном уровне развития аналитико-синтетической  деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала. [4, с.125]

     Звуковой  анализ в отличие от фонематического  восприятия (при нормальном речевом  развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

     А.Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной. Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.» Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:

     определение порядка слогов и звуков в слове,

     установление  различительной роли звука,

     выделение качественных основных характеристик  звука.» (4)

     Фонематическое  восприятие – первая ступень в  поступательном движении к овладению  грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в  более позднем возрасте. И наконец фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

     Обозначим указанные отличительные факторы  следующим образом (в порядке  их описания):

     Дидактический, порядковый, возрастной, содержательный.

     Остановимся подробнее на связи фонематического  восприятия и произношения.

     По  данным Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.

     А.Н. Гвоздев и Н.И. Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д.Б. Эльконин)

     Р.Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать  как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и его различия среди  других.

     В поступательном развитии фонематического  восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных – согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, С.Н. Ржевкин).

     Одновременно  с развитием фонематического  восприятия происходит интенсивное  развитие словаря и овладение  произношением. Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. С.Бернштейн утверждает, что правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить.

     Только  при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь  между звуком и соответствующей  буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. [4, с.174]

     Необходимыми  предпосылками для обучения грамоте  дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа. Подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны  и взаимообусловлены. 

     2. Характеристика задержки речи у детей 

     Речевые расстройства в основном являются одним  из симптомов заболевания или  одним из его последствий. Задержка развития речи может возникнуть вследствие тугоухости и потери слуха, дефектов и повреждений костно-мышечного  речевого аппарата, соматических заболеваний (инфекции, эндокринопатии и пр.), поражений  центральной и периферической нервной  системы и т.д. Задержка развития речи может возникать также вследствие неправильной речи окружающих. [1, с.155]

     Современная классификация речевых нарушений, которая ведет к задержке развития речи, имеет очень широкий диапазон, это: алалия, сигматизм свистящих звуков, открытая ринолалия, дизартрия, тахилалия, ринолалия, заикание, дислалия, афазия и др. нарушения речи.

     Главные виды речевых расстройств:

  1. косноязычие, при котором звуки произносятся искаженно или с замещениями и пропусками; косноязычие вызывается дефектами речевого аппарата, недостаточной способностью к дифференциации звуков и пр.;
  2. гнусавость - носовое произношение всех звуков с изменением артикуляции большинства из них;
  3. афазия - утрата речи, возникающая вследствие повреждений аппаратов речи коры головного мозга;
  4. дизартрия - расстройства произношения звуков вследствие заболеваний головного мозга или периферической нервной системы;
  5. немота, при которой происходит задержка в развитии речи ребенка при сохранности у него слуха и при достаточном для речи умственном развитии;
  6. заикание - речь прерывается судорогами мышц речевого аппарата;
  7. тахилалия - чрезмерно быстрая речь; возникает при неправильностях речевого воспитания и при невротических состояниях с явлениями общей возбудимости;
  8. афония - отсутствие звучности голоса;
  9. логопатия - судорожное повторение слога или слова.

     Одним из наиболее характерных проявлений неправильного произношения является отклонение в речевом развитии, на что указывали L. Kanner, В.В. Лебединский, О.С. Никольская и другие исследователи.

     Нет ни одной семьи, которая, обращаясь  за помощью к специалистам, не задавала бы вопросов по поводу речевых сложностей своего ребенка.

Информация о работе Теоретические основы характеристики задержки развития речи