Технология индивидуального образовательного маршрута как средство педагогической поддержки учащихся в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 16:07, дипломная работа

Описание

Признание личности ребенка в качестве субъекта своей жизнедеятельности приводит к мысли о том, что педагогу чрезвычайно трудно предугадать, установить точно маршрут его индивидуального развития. Наряду с процессами функционирования, заданными извне, и ребенок, и школа в целом (как живой организм, «открытая система») -- субъекты синергетических процессов. Их динамика противоречива, «нелинейно», может иметь весьма неопределенную траекторию, поскольку образование всегда есть производное от множества действующих сил.
Первые упоминания понятия индивидуально-образовательного маршрута встречаются в научных трудах СВ. Воробьевой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой, А.П. Тряпицыной. В педагогической технологии «Продуктивного обучения» рассматривается понятие индивидуально-образовательного маршрута и методика его применения (М.И. Башмаков и др.).

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава І. Теоретические аспекты осуществления индивидуальной педагогической поддержки в начальном образовании
1.1.Сущность, виды и методы педагогической поддержки в образовании…....8
1.2. Понятие «технология индивидуального образовательного маршрута» (ИОМ)
1.2.1. Понятие «индивидуального образовательного маршрута».................22
1.2.2.Принципы реализации и структура ИОМ...............................................27
1.3. Особенности организации индивидуального обучения в начальной
школе………………………………………………………………………….…......32
Выводы по І главе…………………………….………………………….…..........40
Глава ІІ. Практическая работа по реализации элементов индивидуально образовательного маршрута в образовательном процессе начальной школы
2.1.Обоснование разработки индивидуально образовательного маршрута для учащихся 4«А» класса МОУ «СОШ» с. Толсты.………………………….….......41
2.2.Реализация элементов индивидуально образовательного маршрута в работе с учащимися…………………………………………………………………………...49
2.3.Оценка эффективности проведенной работы………...………………….…....61
Выводы по ІІ главе………………….…………………………………………....63
Заключение ……………………………..……………………………...……….…64
Список использованной литературы…..……………………

Работа состоит из  1 файл

Савко И. ВКР.doc

— 926.02 Кб (Скачать документ)

В классе имеются ребенок с нарушением зрения - Астафьева Анна, психическими отклонениями  Кудряшов Вася. Обязанности детей четко распределены, за их выполнением четко следит староста Жуанышева Марина. В классе  открытым лидером является Чикин Александр, его мнение во всех спорах и делах является самым главным. Закрытым лидерами мы можем назвать Жамакаеву Лолиту и Путяйкину Татьяну, так как они стремятся к лидерству, высказывают свои мнения, участвуют активно в делах школы и класса, стараются делать так, чтобы класс прислушивался именно к ним. Разработка индивидуального образовательного  маршрута предполагает,  то, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков.

11 учащихся, собранных вместе только по возрастному принципу без учета их интеллектуальных и индивидуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Ученики одного класса для выполнения одного и того же задания  могут тратить от 5 минут до 1,5 часов. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учебе. Это приводит к неуспеваемости. 

Поэтому при работе с таким коллективом  нам надо использовать индивидуально образовательный маршрут, для развития творческого и личностного потенциала.

    Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет, в конечном счете, на отношение к учебе и школе.

Для того чтобы простроить индивидуальный маршрут нам необходимо провести с детьми серию диагностик, по результатам которых мы отберем  двух учащихся для проведения с ними индивидуально образовательного маршрута, и выберем предмет по которому мы будем проводить данную работу.

Цель: изучить преобладающий тип памяти учащегося: зрительный, слуховой, двигательный или смешанный.

Материал: две карточки с написанными словами.

Задание: испытуемому предлагается поочерёдно 4 группы слов для запоминания:

 

 

      1.                       2.                       3.                     4.

Корабль Пароход          Самолёт            Волк

Лампа        Собака                  Чайник              Бочка

Яблоко Карта                    Бабочка           Коньки

Карандаш Сапоги                 Ноги                Самовар

Гроза            Сковорода          Бревно             Пила

Река            Калач               Свеча               Весло

Обруч  Роща                    Тачка               Загадка

Мельница Гриб                      Журнал            Прогулка

Попугай Шутка                     Машина            Книга

Листок Село                        Столб                Трактор

 

Процедура исследования

     Первый ряд слов экспериментатор читает с интервалом 4-5 сек. между словами (слуховое запоминание). После прочтения 10 слов первого ряда ученик записывает слова, которые он запомнил.

     Затем ученику предлагается второй ряд слов, написанных на карточке. Ученик молча читает не менее 30 сек., а затем записывает (зрительное запоминание).

      После  10-минутного перерыва предлагается третий ряд слов: экспериментатор читает слова, а испытуемый шепотом повторяет их и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывает те из них, которые запомнил.

      В заключение предъявляются слова четвёртого ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет каждое слово (смешанный тип - зрительно-слухо-моторное запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются.

     Обработка и анализ результатов:   

    О преобладающем типе памяти ребёнка можно сделать вывод, подсчитав

                                                                                                            а

коэффициент типа памяти (с) по формуле        С=         10    , где а - количество правильно воспроизведённых слов.

     Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к 1, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

             Определение уровня развития памяти:

      Высокий уровень: широкий объём памяти (8-10 воспроизведённых слов). Точное и прочное запоминание.

     Средний уровень: объём памяти несколько снижен (6-7 слов). Недостаточная быстрота и прочность запоминания, быстрое забывание.

     Низкий уровень: Объём памяти резко снижен (1-5 воспроизведённых слов ). Процесс запоминания не выражен или избирателен. Воспроизведение с грубыми неточностями.

Проведение диагностики на развитие памяти показали следующие результаты

Исследование  показало, что у 11% учащихся снижен объем памяти, у 22% на высоком уровне, только у 99% память развита на среднем уровне. Для развития памяти, я использовала следующие приемы: как рисование, лепка, списывание с доски, рисование узоров по клеточкам, собирание пазлов. Кроме того, дети всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа: на определенное ограниченное время предъявляла какую-либо сюжетную картинку, содержание которой дети должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. Затем предъявляют схожую картинку, в которой недостает каких-то деталей или, напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить дети.

Похожие упражнения легко придумать самим, варьируя условия, материал и сюжеты игр на развитие зрительно-моторной и зрительной памяти.

Развитие логического мышления имеет немаловажную роль, в учебном процессе, т.к  достигнутый в младшем школьном возрасте уровень развития мышления, позволяет успешно изучать основы наук. Содержание изучаемых предметов требует самостоятельности мышления, способности к абстрагированию, обобщению, сравнению, умения рассуждать, доказывать.

Поэтому была проведена методика на развитие логического мышления учащихся:[Приложение№2]

Цель: определить уровень логического мышления младших школьников.

Материал:  Тест  состоит из 3 субтестов, включающих в себя вербальные задания. Задания читаются вслух учителем. И показал следующие  результаты:

Исследование показало низкий уровень, развития логического мышления преобладает у большинства школьников 77%, средний уровень показали 44%, а высокий уровень 11%.

В начальной школе хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. В связи с этим, подчёркивая педагогическое значение  внимания, Л.С.Выготский писал: «Управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ к образованию, формированию личности и характера». В начальной школе идёт интенсивное развитие всех его свойств.   Хорошо развитые свойства непосредственно определяют успешность обучения в младшем школьном возрасте.     Исследования О.Ю. Ермолаева показывают, что при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму; усвоение русского языка связано с распределением внимания, а обучение чтению - с устойчивостью. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость учащихся по разным учебным предметам.

Особенно резко в младшем школьном возрасте увеличивается объём внимания (в 2 раза). Например, на уроках математики учащиеся запоминают числа, складывают их в уме. Полезны и разнообразные дидактические игры и  упражнения на развитие объёма внимания, которые основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

   Повышается устойчивость и концентрация внимания, учащиеся могут сохранять внимание непрерывно в течение всего урока (40 мин.). Внимание будет более устойчивым, если учитель будет делать перерывы в работе, нужны физкультминутки [22, с. 102].

   Для развития концентрации внимания  очень полезны корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 мин в день) в течении 3-4 месяцев, или цифры.

Проведение исследования устойчивости внимания по методике «Проба   Мюнстерберга»

Цель: исследование устойчивости и сосредоточенности внимания.

Материал:  бланк с  бессмысленным набором букв, где вставлены слова существительные (10 слов - трех-, четырёхсложных), ручка. См. Приложение. Показал уровень внимания:    

                      


Таким образом,  уровень внимания, у учащихся довольно таки большой и составляет 66%, средний уровень 44% и низкий уровень 11%.

Подводя итог проделанной работе, мы будем  строить образовательный маршрут, по итогам диагностики и подбирать упражнения на развитие внимания, памяти и внимания на уроках математики, т.к. именно на  этом уроке можно проследить, как развиты познавательные процессы у учащихся.

 

       2.2.Реализация элементов индивидуально образовательного маршрута в работе с учащимися 

В практическую работу по индивидуальному обучению младших школьников на уроках математики, обучающихся по программе «Вариативные курсы традиционной системы», мы включили разнообразные элементы работы с учащимися: карточки с упражнениями разной сложности , творческие задания на составления примеров, упражнения на устный счет, составление таблиц и схем по задачам на движение в противоположные направления.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам обосновать приёмы индивидуального обучения на уроках математики по программе «Вариативные курсы традиционной системы». В исследовании практической части работы, нами была определена цель: определить особенности использования технологии индивидуального образовательного маршрута в рамках осуществления педагогической поддержки младших школьников. Исследователи проблемы реализации дифференцированного подхода в начальной школе отмечают необходимость его применения именно на уроках математики. Это обусловлено особенностью содержания математического образования, его сложностью и абстрактностью. Так, М.А. Бантова и Г.В. Бельтюкова отмечают, что «специфика уроков математики обуславливается особенностями усвоения детьми математического материала: абстрактный характер материала требует тщательного отбора, наглядных средств, активных методов обучения, разнообразие видов деятельности учащихся в течение урока». И.М. Осмоловская указывает: «…чтобы организовать продуктивную деятельность школьников, необходимо осуществлять на отдельных этапах уроков дифференцированное обучение» .

Следовательно, основным требованием к проведению современного урока математики в начальной школе является реализация дифференцированного подхода, что позволяет обеспечить личностно ориентированный образовательный процесс.

Какие вообще способы реализации дифференцированного подхода предлагают исследователи и передовой педагогический опыт?

В.С. Кукушин и  А.В. Болдырева-Вараксина  описывают следующий способ  уровневой дифференциации в классах, которая состоит в том, что к каждому уроку учитель готовит пакет дидактических материалов не менее чем в 3-х вариантах.

1 вариант заданий -- самые простые. Они включают необходимый для усвоения темы теоретический материал, где нужно восстановить полностью неоконченную запись формулы, теоремы, определения; образец решения простого примера или задачи по изучаемой теме и один пример, который ученик должен решить сам по образцу.

Задания для 2-й группы включают теоретические вопросы по теме (но без подсказок!) и аналогичный пример, который ученик должен выполнить сам по образцу; предлагается также простой пример, который нужно решить самостоятельно.

Задание для 3-й группы включает в себя проверку знаний по теории (возможно, по ранее пройденным темам), более сложный пример или задачу, но с рекомендациями по решению, и задание, в котором нужно применить нестандартный подход к решению.

Очевидно, что от одной группы к последующей повышается трудность выполнения задач. Такая организация обучения и закрепления учебного материала на практике способствует переходу учеников из одной группы в другую, и даже в другой класс с более высоким индексом интеллекта.

В описании школьной практики опытных учителей можно встретить такой вариант организации дифференцированной работы, как разноуровневая помощь, т.е. одно и то же задание, адресованное разным ученикам, может сопровождаться различными подсказками, помогающими ребенку справиться с заданием. Создание таких материалов требует  больших затрат сил и времени от педагога, но безусловно, является более эффективным способом реализации дифференцированного подхода, чем упомянутый выше. В готовом виде таких материалов нигде нет, и их создание зависит толь от методического мастерства и желания учителя.

Система мер-заданий (листы для работы)- большая система заданий, методически и графически организованных таким образом, чтобы  по мере их выполнения ребенок мог самостоятельно подойти к пониманию сути и способа выполнения нового вычислительного приема, а затем закрепить новый способ деятельности. Такой лист можно предлагать ребенку на уроке или вместо домашнего задания «с отсроченным сроком исполнения», который учитель либо устанавливает ученику индивидуально, либо позволяет ему самому установить для себя срок его выполнения.

Информация о работе Технология индивидуального образовательного маршрута как средство педагогической поддержки учащихся в начальных классах