Технология индивидуального образовательного маршрута как средство педагогической поддержки учащихся в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 16:07, дипломная работа

Описание

Признание личности ребенка в качестве субъекта своей жизнедеятельности приводит к мысли о том, что педагогу чрезвычайно трудно предугадать, установить точно маршрут его индивидуального развития. Наряду с процессами функционирования, заданными извне, и ребенок, и школа в целом (как живой организм, «открытая система») -- субъекты синергетических процессов. Их динамика противоречива, «нелинейно», может иметь весьма неопределенную траекторию, поскольку образование всегда есть производное от множества действующих сил.
Первые упоминания понятия индивидуально-образовательного маршрута встречаются в научных трудах СВ. Воробьевой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой, А.П. Тряпицыной. В педагогической технологии «Продуктивного обучения» рассматривается понятие индивидуально-образовательного маршрута и методика его применения (М.И. Башмаков и др.).

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава І. Теоретические аспекты осуществления индивидуальной педагогической поддержки в начальном образовании
1.1.Сущность, виды и методы педагогической поддержки в образовании…....8
1.2. Понятие «технология индивидуального образовательного маршрута» (ИОМ)
1.2.1. Понятие «индивидуального образовательного маршрута».................22
1.2.2.Принципы реализации и структура ИОМ...............................................27
1.3. Особенности организации индивидуального обучения в начальной
школе………………………………………………………………………….…......32
Выводы по І главе…………………………….………………………….…..........40
Глава ІІ. Практическая работа по реализации элементов индивидуально образовательного маршрута в образовательном процессе начальной школы
2.1.Обоснование разработки индивидуально образовательного маршрута для учащихся 4«А» класса МОУ «СОШ» с. Толсты.………………………….….......41
2.2.Реализация элементов индивидуально образовательного маршрута в работе с учащимися…………………………………………………………………………...49
2.3.Оценка эффективности проведенной работы………...………………….…....61
Выводы по ІІ главе………………….…………………………………………....63
Заключение ……………………………..……………………………...……….…64
Список использованной литературы…..……………………

Работа состоит из  1 файл

Савко И. ВКР.doc

— 926.02 Кб (Скачать документ)

О.С. Газман связывает педагогическую поддержку с индивидуализацией как возможность перехода от декларативного постулата «Ребенок-субъект воспитания» и методической системе саморазвития личности в качестве помощи ребенку в самоопределении, самореализации, самоорганизации и самореабилитации в разных ситуациях, он считает, что следует дифференцировать процессы обучения, воспитания и педагогической поддержки, но не противоставлять их друг другу в целостном образовании личности. Педагогическая поддержка  - составляющая часть целого наряду с воспитанием и обучением. У каждой из них есть свои специфические задачи, но вместе они составляют целостность образования, дополняют друг друга,  педагогическая поддержка корректирует обучающую и воспитательную деятельность, постоянно удерживая реальную ситуацию ребенка [17,с.97].

Реализация процесса воспитания, построенного на принципах педагогической поддержки, отвечает новой парадигме образования - развитие субъектности и индивидуальности школьника (А.В.Петровский), однако переход от традиционных принципов и форм воспитательной деятельности к осуществлению педагогической поддержки диалектичен и непрост. В педагогической науке и практике идет экспериментальный поиск новых методов воспитательной работы со школьниками, методик и технологий поддержки процессов самопознания и самоопределения личности, помощи в социальной адаптации и личностном росте (И.В.Вачков, Е.А.Козырева, Б.М.Мастеров, С.Д.Поляков, Н.Н.Толстых, Г.А.Цукерман, и др.). При этом нерешенной остается проблема оказания целенаправленной, последовательной, систематической педагогической поддержки школьников в условиях учебно-воспитательного процесса.

Проблема педагогической поддержки касается всех возрастов, но особенно актуальна в отношении младших подростков, так как личностное развитие 10-12 летних школьников связано с преодолением трудностей адаптации к новым условиям учебно-воспитательного процесса при переходе в среднюю школу [22,с.123].

Педагогическая поддержка возникает только тогда, когда ребенок сталкивается с проблемой. Выбор решения находится совместно с ребенком и взрослым через отношения договора. Деятельность педагога действующего на основе педагогической поддержки основывается на следующих принципах:

        1.Принцип сознательности и активности. Практическая значимость этого  принципа заключается в соблюдении следующих правил педагогического  взаимодействия:

  • создание ситуации, где ребенку необходимо высказать свою точку

зрения;

  • совместное определение целей и задач предстоящей работы, наличие

перспектив, значимости, смысла в каждой деятельности;

  • использовать силу взаимообучения и взаимовоспитания учащихся;
  • показывать детям возможности альтернативы, вместо жесткой

регламентации «Так надо»;

  • аппелировать к созидательной воле каждого: «меняй обстоятельствать

чтобы было хорошо»;

  • быть приверженным к диалоговой форме общения, уметь слушать у

ученика.

2.Принцип эмоционального благополучия детей. Подразумевает ряд

правил:

  • Будьте аккуратны и помните, что первое впечатление повторить

невозможно. Поэтому реализация педагогической поддержки начинается с первых секунд встречи;

  • Создавайте для ребенка дополнительные возможности проявить

себя, опирайтесь на имеющиеся у ребенка интересы, потребности, ресурсы;

  • Содействуйте сохранению чувства собственного достоинства и

проживанию ребенком себя как носителя высоких потенциальных достоинств, свойственных человеку вообще;

  • Не забывайте, что лишь согласие ребенка на помощь определяет

степень вашего вмешательства.

         3.Принцип персонификации. Принцип опирается на следующее

положение: педагогическая поддержка реализуется в процессе взаимодействия людей, личностей, а не абстрактных ролевых концепций.                                                                            4. Принцип индивидуализации. Индивидуализация педагогического взаимодействия означает выявление и культивирование в каждом учащемся индивидуально специфических элементов общей и специальной одаренности, соответствие сензетивных периодов их возрастному и индивидуальному развитию [15 ,с.28].

Педагогическая поддержка предполагает тактическое многообразие. Н.Б. Крылова выделяет следующие тактики педагогической поддержки: тактика защиты, тактика помощи, тактика содействия [13,с.51].

Рассмотрим сущность каждой тактики.

Необходимость в педагогической поддержке как в защите испытывают не только дети, входящие в «группу риска». В том или ином виде защита оказывается необходимой каждому ребенку в ситуациях его взросления и развития. Получается, что позиция защиты несет в себе принципиально две составляющих. С одной стороны - опека, помощь ребенку через деятельность по реабилитации, приводящей к облегчению негативного состояния ребенка. С другой- это активная защита прав ребенка на предоставление ему необходимых условиях для развития: защитник активно действует по изменению самого источника причин и последствий, с которыми работает опекун и помощник. В этом, с одной стороны, обнаруживается различие существующих позиций, а с другой - возможность для их позиционного диалога, взаимодействия, взаимоусиления в рамках педагогической поддержки [13 ,с.103].

В отличие от  «защиты», педагог, следуя тактике «помощи», работает с проблемами, связанными не только с отсутствием условий для самореализации ребенка, сколько с теми причинами, которые не дают ему возможность их использовать. И в тоже время она направлена на создание условий, при которых ребенок получает возможность действовать в атмосфере эмоционального комфорта. Для того чтобы оказывать помощь, педагог, наблюдая и исследуя ситуацию, сам должен продвигаться и понимать причины и по возможности привлекать к этому ребенка. Чтобы педагог смог осуществить тактику «помощи», он должен узнать о том, что кто-то попал в затруднительную ситуацию и нуждается в помощи; понять, в чем суть ситуации, чего не знает или не может самостоятельно сделать ребенок, попавший в эту ситуацию; понять, что он сам  и может сделать такого, чего не может сделать ребенок, ждущий помощи; суметь предложить ребенку помощь в той форме, которую он сможет принять.Помощь восстанавливает у ребенка ощущение собственной значимости для других людей [13,с.52].

Тактика содействия как способ организации педагогической поддержки возможна только после того, как ребенок благодаря защите и помощи избавится от реальных и мнимых страхов не разблокирует свою активность для поиска и выбора путей выхода из проблемы. Главные условия перехода к тактике содействия:

-ребенок объективно и субъективно не является «жертвой обстоятельств»;

- у него достаточно стабильное эмоциональное состояние;

- его самооценка не занижена.

  Педагогическая поддержка - инновационная часть педагогической деятельности классного руководителя, и это  определяет ее стратегию. Стратегия педагогической поддержки находит свое отражение в ее основных тактиках, которые в свою очередь представляют практический интерес, поскольку представляют собой процесс развития способности ребенка быть субъектом собственной жизнедеятельности.

Метод -- способ решения конкретной задачи. Метод можно рассматривать как конкретный способ достижения цели и как систему целенаправленных и взаимосвязанных действий [21,с.45].

Методы педагогической поддержки ребенка в образовании -- индивидуальные способы действий педагога (совместно с ребенком), связанные с решением проблем этого ребенка и освоением  им способов самозащиты, самоопределения и саморазвития.

Методы, как и конкретные тактики поддержки, используются классным руководителем в ситуациях, когда у ребенка возникают  препятствия, которые он осознает, но не знает, как их преодолеть, а также в ситуациях, когда эти методы применяют превентивно, помогая ребенку решать проблему или не создавать себе дополнительную. Методы обеспечивают условия успешного развития и жизнедеятельности ребенка в период его обучения.

            В педагогической поддержке нет, и не может, быть рецептов, так как педагогическая поддержка возникает при живом общении ребенка и взрослого и всегда несет индивидуальный смысл для каждого. Указанные методы и формы на рис. 1 - только часть из тех, которые применяются в конкретных ситуациях, поэтому они могут быть неэффективными в других ситуациях, в «работе» с проблемой другого ребенка.

 

Формы

Методы

Средства

Индивидуальная консультация

 

Беседа

 

Разработка разноуровневых заданий

Самостоятельная работа

 

Упражнения

 

Дидактический материал


 

Рис. 1. Совокупность форм, методов и средств реализации технологии индивидуального маршрута

 

Эффективность реализации технологии индивидуального маршрута обеспечивается посредствам использования разнообразных форм, методов и средств обучения, к которым  относится индивидуальная, самостоятельная, фронтальная и домашняя  работа: беседа, упражнения, работа с книгой, совместная работа с родителями, разработка разноуровневых заданий, дидактический материал [15,с.46].

     Педагогическая поддержка является важным связующим звеном, имплицитно присутствующим наряду с такими эксплицитно представленными составляющими образовательного процесса, как обучение и воспитание.

             Идеи о необходимости осуществления педагогической поддержки школьника развиваются в трудах многих отечественных и зарубежных педагогов и философов гуманистической парадигмы образования, в частности: Ш.А. Амонашвили, О.С. Газмана, М.В. Ерховой, Е.Е. Кутейниковой, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, И.С. Якиманской. Сущность идеи педагогической поддержки может быть выражена следующим образом: «Если урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, и не будет делать никаких усилий, если урок слишком лёгок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы всё внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении. Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученикам. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик. Чем больше будет ученик предоставлен самому себе и занятиям, не требующим внимания учителя: переписыванию, диктованию, чтению вслух без понимания, заучиванию стихов, тем труднее будет ученику.

Приведем несколько фундаментальных условий использования методов, тактик или отдельных приемов, которые характеризуют поддержку в противовес педагогике воздействия:

-всегда доброжелательный диалог с ребенком;

-доверительная, уважительная, открытая форма обращения к ребенку;

-общение на равных и демонстрация заинтересованности в таком содержательном общении.

Защита интересов ребенка или его самого от тех взрослых и детей, кто вольно или невольно действует ему во вред, предполагает:

-открыто, но тактично вмешаться в конфликт (например, остановить драку, прекратить ссору или грубый спор);

-во время разговора с другими людьми по проблеме ребенка открыто встать на его сторону, оправдывая какие-либо его действия;

-«притормозить» острую эмоциональную реакцию ребенка в разговоре с третьими лицам по поводу проблемы ребенка;

-приостановить или уменьшить его отрицательные переживания;

-перевести бурное выяснение отношений в более спокойное русло.

Защита ребенка от «самого себя плохого или себя агрессивного»:

-показать ребенку его положительные стороны; приуменьшить недостатки в целях укрепить веру в возможность изменения ситуации;

- перевести «обидную» ситуацию в такую, в которой ребенок сохранил бы к себе самоуважение;

-использовать невербальные приемы для развития самоуважения ребенка: пожать руку, прижать к себе, погладить по плечу;

-спросить его что-либо на нейтральную или интересную ему тему;

-использовать спокойную музыку как фон беседы;

-показать позитивную перспективу преодоления трудностей или угрозы, исходящих от других людей, субъектов конфликта;

-использовать совместно выстраиваемый анализ для понимания ребенком действий, эмоциональных состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровья;

-переключить ребенка на те виды деятельности, где он успешен;

-перенести агрессию ребенка на допустимые для этого объекты, постучать рукой по столу, переведя стук в определенный ритм;

-предложить для смягчения ситуации творческое действие («нарисуй что-нибудь, слепи, спой, прочитай стихотворение»);

-использовать сравнение с проблемами, драматическими ситуациями других людей ради снижения значимости собственных переживаний ребенка (дать книгу с описанием аналогичной ситуации);

-раскрыть перспективу (картину) дальнейшего успешного развития ребенка после выхода из трудной ситуации.

Информация о работе Технология индивидуального образовательного маршрута как средство педагогической поддержки учащихся в начальных классах