Шпаргалка по "Педагогике"”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:04, шпаргалка

Описание

1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА УЧИТЕЛЯ
Человек представляет собой существо общественное. Его счастье или несчастье определяется не только его личным благополучием, но тем, насколько счастливы или несчастливы окружающие его люди. Учитель является профессионалом, сам род занятия которого всегда связан с высшей ценностью – человеком. В самой природе ребенка заложены громадные возможности и потребности.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 208.58 Кб (Скачать документ)

Адаптант (или фаза адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе). В работе педагога она связана со вхождением в практическую педагогическую деятельность, с непременным появлением нестандартных, подчас неожиданных ситуаций.

Интернет (или фаза интернала) – время, когда учитель становится опытным педагогом, который уже способен самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями.

Мастер. В этой фазе учитель выделяется своими специальными качествами, умениями или становится универсалом. Он может свободно ориентироваться в различных сферах профессиональной деятельности, приобретает свой почерк, индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, добивается постоянных положительных результатов.

Авторитет – учитель как мастер своего дела приобретает широкую известность в своем кругу или за его пределами, у него накоплен богатый педагогический опыт, за счет которого он благополучно решает любые профессиональные задачи.

Наставник (или фаза наставничества) – у учителя есть единомышленники, последователи, ученики среди коллег. Он делится своим опытом с другими, помогает им в их профессионально-личностном росте.

Огромная роль в успешном прохождении  учителем основных этапов профессионального  становления отведена системе его  подготовки и повышения квалификации, которая включает три основных составляющих: довузовскую, вузовскую и послевузовскую.

Много абитуриентов поступает в  педагогический вуз, не имея среднего педагогического образования, и  делает первые шаги своего профессионального  становления(выбор профессии)при условиях общеобразовательной школы или допрофессионального обучения (педагогические классы).

В нынешней сложной социокультурной  ситуации есть противоречие между растущими  требованиями к личности и деятельности педагога и фактическим уровнем  готовности (мотивационной, теоретической  и практической) выпускника педагогического  вуза к осуществлению своих профессиональных функций. Разрешение данного противоречия требует от системы педагогического  образования решения большого числа  проблем: преобразования целей профессиональной подготовки, совершенствования структуры  и содержания педагогического образования, обновления организационных форм и  методов.

Основные направления реорганизации  системы профессиональной подготовки педагогических кадров связаны с  основными тенденциями развития профессионального образования.

20. НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ

Непрерывность образования. Профессиональное образование считается сегодня непрерывным процессом, обусловленным потребностями современного производства в непрерывном профессионально-личностном развитии и совершенствовании специалистов, в развитии их возможностей в условиях качественного изменения труда как внутри одной профессии, так и в условиях смены сфер профессиональной деятельности.

Определение сути непрерывного образования  приведено в докладе ЮНЕСКО «Учиться быть», где под ним понимается такое изменение способа бытия  человека, когда он открывается новому опыту. Но трактовка этого положения  была сильно сужена стремлением свести непрерывное образование к постоянно  возобновляемому обучению или к  повышению квалификации через установленный  промежуток времени.

Смысл непрерывного образования состоит  преимущественно в том, чтобы  уже в условиях основного профессионального  образования сформировать систему  знаний, умений и качеств личности, которые позволяют самостоятельно продолжать образовывать и совершенствовать себя, легко ориентироваться в  сложном круге социальных и профессиональных проблем, благополучно адаптироваться к меняющимся условиям и добывать нужные знания и умения.

Основными свойствами профессионала  будут в данных условиях развитое системное мышление, владение методологическими  познаниями, которые позволяют не только оперировать имеющейся информацией, но и получать новую, осваивать разнообразные  виды деятельности; активная жизненная  и профессиональная позиция; готовность к профессионально-личностному развитию и совершенствованию.

Такая тенденция находит свое отражение  в сотворении системы многоуровневой педагогической подготовки, образовательных  программ, которые обеспечивают взаимосвязь  и преемственность содержания педагогического  образования на всех его ступенях (среднее, высшее, постдипломное). Эти  тенденции направлены на непрерывную гуманитаризацию образования, являются средством гуманизации и касаются прежде всего изменения структуры и характера содержания профессионального образования. При этом имеется в виду не только и не столько повышение доли гуманитарных предметов в структуре учебного плана, так как их число не всегда переходит в новое качество. Основанные на ана-литико-логическом изучении различных научных категорий и фактов, даже такие предметы, как этика, эстетика, история, литература, не всегда задевают глубоко внутренний мир личности, не создают эмоционально-ценностного отношения человека к миру и самому себе.

Гуманитаризация профессионального образования представляет собой путь, ведущий студента к культуре, к пониманию себя и своего места в мире природы, человеческих отношений, техники. Ее сущностью является «очеловечивание» знаний, превращение их в инструмент духовного формирования личности. Этот процесс может и должен происходить не только при изучении гуманитарных предметов, но и через гуманитарную направленность специальных курсов, их ценностно-смысловую наполненность.

21. ИНТЕГРАЦИЯ, ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Демократизация образования представляет собой следствие гуманизации и рассматривается как расширение прав всех участников педагогического процесса, прежде всего студентов, через предоставление им разнообразного спектра образовательных услуг, альтернативных форм получения образования: индивидуального обучения, экстерната, дистанционного обучения и т. д.; увеличения их роли в решении организационных проблем в учреждении образования, вырабатывания студенческого самоуправления.

Одними из проявлений этой тенденции  служат индивидуализация и дифференциация обучения, происходящие посредством  свободного выбора курсов, индивидуальных путей и способов прохождения  обучения.

Намного расширяются права учебного заведения в определении специальностей, по которым проводится профессиональное обучение, учебного плана и программ. Вместе с тем нужно учитывать  те опасности, которым подвержено профессиональное образование в условиях демократизации.

В системе образования каждой страны есть две объективные тенденции. Первая состоит в обеспечении  равных образовательных возможностей для любого человека, которые достигаются  единообразием образования. Вторая связана с удовлетворением нужды  личности в разнообразности и  вариативности образования, снабжающего  ее индивидуальные склонности и запросы.

Советская система образования  строилась в основном на принципе единообразия, которое дает, с одной  стороны, социальное равенство, с другой – реальные цели и задачи подготовки «среднего» ученика и «среднего» работника, которые могут в любом  случае найти свою социальную и профессиональную нишу. Именно единообразие системы  образования дало возможность в  стране обеспечить высокий уровень  общей и профессиональной подготовки на основе разработки единых программ, учебников и методических пособий, которые обязательны для исполнения во всех учреждениях образования.

Другая тенденция наиболее отчетливо  выражается в американской системе  образования и определяет развитие нынешней российской системы образования. Отмечая ее позитивное значение, которое  заключается в гуманизации и демократизации педагогического процесса, его личностной направленности, нужно учитывать те проблемы и недостатки, которые появляются при ее реализации. Американские педагоги беспокоятся по поводу снижения общего уровня образования при свободном выборе предметов, отсутствия государственных стандартов образования. По их мнению, американская система образования порождает специалистов, подобных корявому дереву, вытянутому в одном направлении, но недоразвитому и усеченному в другом.

Интеграция образования. Тенденция к интеграции определена необходимостью предоставления наибольших возможностей студенту в получении интегрированной профессиональной подготовки, которая дает его свободное перемещение в быстро изменяющейся сфере образования, успешную социализацию и вхождение в культуру. Группировка разных педагогических специальностей дает возможность расширить сферу федеральных интересов в подготовке специалистов на общеотраслевом и общепроизводственном уровнях.

22. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ

Появление тенденции интенсификации в профессиональном образовании связано с повышающимся усложнением характера профессиональной деятельности и социальной жизни, стремительно меняющимися социально-экономическими и производственными условиями, усиленным развитием науки и современных технологий, которым необходимы максимальная отдача студентов, готовность к напряженной интеллектуальной и практической деятельности.

Интенсификация может рассматриваться  как достижение максимальной эффективности  профессиональной подготовки на основании  системного улучшения процесса профессионального  образования. Подобная тенденция показывает не только социально-экономические  потребности общества и личности, но и психолого-педагогические и  медико-физиологические причины  ее развития. В основе этой тенденции  находятся представления отечественных  психологов об условиях интенсивного развития личности, образованные в  принципах развивающего обучения.

Тенденции интенсификации отражаются:

– в социальной насыщенности жизни  студентов;

– убыстрении учебного труда, обучении на вполне высоком уровне трудности, в напряженном темпе, который стимулирует активную творческую деятельность студентов;

– фундаментальной научной подготовке учителя;

– последующей унификации содержания образования при интеграции профессий, обеспечивающей мобильность специалиста;

– внедрении новых технологий образования, образующих условия для развития системного и продуктивного мышления студентов;

– подготовке студентов к работе с новыми компьютерными средствами, автоматизированными системами;

– оптимальном сочетании форм и методов обучения, технических средств и ЭВМ, которые повышают работоспособность и интерес к учению. Основные направления развития профессионального образования находят свое отражение в улучшении целей, структуры и содержания, организационных форм и методов подготовки педагогических кадров.

Перед педагогическим образованием, кроме основной цели, т. е. удовлетворения культурно-образовательных потребностей личности, обеспечения общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования  с учетом меняющихся потребностей экономики  и рынка труда, существует задача помочь будущему педагогу в осознанном выборе: своего профессионального пути, реализации самоопределения в педагогической профессии, формировании творческого  потенциала и профессионально значимых качеств личности.

Удовлетворение различных профессиональных и культурно-образовательных потребностей личности и общества осуществляется через вариативность и многоуровневость структуры и программ профессиональной подготовки педагогических кадров. Основой высшего педагогического образования является базовое педагогическое образование, которое реализовывается двумя путями:

1) моноуровневым – освоением основной образовательной программы подготовки учителя в педагогическом вузе в течение 4–5 лет;

2) двухуровневым – реализацией  двух программ: общего высшего  образования со сроком обучения 2 года и базового высшего педагогического  образования со сроком обучения 2–3 года.

23. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ,  САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Всегда учитель осознавал свою деятельность как особенную миссию – быть духовным наставником юношества, учителем жизни.

Если воспитывать и образовывать, т. е. учить жизни, помогать растущему человеку самоопределиться в ней, то учитель не может сам жить стихийно, не меняя себя.

В гуманистических педагогических воззрениях всех времен особое значение придавалось роли самоопределения, самосовершенствования и саморазвития в становлении персоны учителя. К.Д. Ушин-ский говорил, что стремление к поиску человеком своего места в жизни является врожденной потребностью человека, признавая, что учитель и вся воспитательная система определяют характер и результаты этого поиска.

Достижение человеком счастья  связывается им с выбором и  определением учителем главной цели, смысла жизни, которым должно быть то главное дело его жизни, тот труд, в котором обретается человеческое призвание и «выполнение которого значит для него больше, чем жизнь». Такое высокое значение в жизни имеет лишь свободный труд, такой, который является результатом осознанного выбора, произведенного в процессе серьезной духовной работы по самопознанию, осмыслению своего места в жизни, своей роли на земле. Работа учителя пронизана его убеждением в том, что помочь развивающейся личности в ее жизненном и профессиональном самоопределении может лишь воспитатель, который сам прошел подобный путь.

Л.Н. Толстой видел суть воспитания не в воздействии воспитателя  на воспитанников, а в образовании  той атмосферы, той среды, в которой  молодой человек развивается, поэтому  им упраздняется вопрос воспитания и  ставится вопрос о личности и образе жизни воспитателя, о его работе над собой. Убежденность в том, что  самым главным является личностное совершенствование, а не профессиональное, и в том, что необходима разработка целой области науки, ориентированной  на самосовершенствование воспитателя, проявляется в таком высказывании Л.Н. Толстого: «Для того чтобы воспитание детей было успешно, надо, чтобы воспитывающие  люди не переставая воспитывали себя, помогали бы друг другу все более  и более осуществлять то, к чему стремятся. Средств же для этого, кроме главного внутреннего –  работы каждого человека над своей  душой, – может быть очень много. Надо искать их, обдумывать, прилагать, обсуждать... думаю, что это целая  и важнейшая область науки  воспитания себя для воздействия  на детей».

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"”