Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 22:08, шпаргалка
1. Феноменология заикания. Основные клинические признаки.
2. Этиология заикания.
3. Исторический аспект проблемы заикания и современный взгляд на проблему.
Авторская методика лечения состоит из трех основных этапов:
I этап –
пропедевтический – длится не
менее полугода и строится
на динамической
II этап лечения,
в основе которого метод
III этап лечения
– активная групповая
Методика групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой выстроена на следующих принципах: выявление «внутренней картины здоровья» пациента в отличие от традиционной «внутренней картины болезни» (Р.А. Лурия); парадоксальность методов и приемов воздействия; коллективное сотворчество пациента и психотерапевта в организации лечебно-педагогического процесса; принцип диалогического взаимодействия в процессе общения; преемственность как этапов, так и используемых разнообразных приемов и методов воздействия.
Основанная на методе эмоционально-стрессовой терапии К.М. Дубровского, данная методика опирается на следующие научные теории: теорию отношений В.Н. Мясищева, теорию общения А.А. Бодалева, теорию коммуникативной функции речи Н.И. Жинкина, теорию психических состояний Ф.Д. Горбова, а также на достижения творческой педагогики перевоспитания человека А.С. Макаренко и К.М. Дубровского. Она предполагает максимальную активизацию личности пациента и его сотворчество с психотерапевтом, что делает возможным демонстрацию и анализ механизмов формирования новых черт личности и тем самым вносит существенный вклад в теорию и практику воспитания.
на всех этапах
групповой семейной логопсихотерапии
в процесс излечения вовлекаются следующие
стороны мотивационной сферы личности
пациентов: побудительная, направляющая
и ориентирующая, организующая, познавательная,
а главное — личностно-смысловая, что
подтверждает динамическое и содержательное
строение мотивации.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И РОДСТВЕННИКОВ пациентов
также четко выстроены содержательная
и динамическая стороны деятельности,
в которой реализуется потребность помощи
своему близкому человеку: на I этапе —
так же как и для пациента — участие в
динамической психотерапевтической диагностике;
на II этапе — присутствие на сеансе эмоционально-стрессовой
психотерапии и активное сопереживание
всему происходящему на сцене и поддерживание
в последующие после сеанса дни режима
молчания для пациента; на III этапе — активное
участие в групповом логопсихотерапевтическом
процессе, включенность во все предлагаемые
формы совместной с пациентами работы;
на IV этапе — так же как и на предыдущем
— участие в групповых занятиях, ежедневное
ведение дневниковых записей с анализом
происходящих изменений как с пациентом,
в группе, так и собственных; участие в
текущей диагностике, а также в подготовке
и проведении выпускного вечера, который
является своеобразным экзаменом для
всей группы.
26. Методика коррекционной работы при брадилалии.
Приемы будут направлены на:
1. Воспитание
более быстрых и четких
2. Убыстрение речевых реакций.
3. Убыстрение темпов письма и чтения.
4. Работа
над выразительными формами
5. Развитие просодической стороны речи
Брадикинезия – замедленность движений. При выраженной брадикинезии нужно нормализовать общую моторику, координацию, целенаправленно развивать зрительное и слуховое внимание.
Основные упражнения – произношение речевого материала различной сложности по подражанию темпу речи логопеда.
- чтение сначала сопряженное, затем отраженное, затем самостоятельное.
- слушание
и последующее воспроизведение
речевого материала в
- заучивание
диалогов с акцентированием
Нормализации темпа и движений способствуют занятия по логоритмике. Это ходьба и маршировка под бодрую музыку в сочетании с прыжками и активными танцевальными движениями, пение мелодий ритмичного характера, подвижные сюжетные и не сюжетные игры.
29. Речевые и неречевые нарушения при баттаризме и полтерн.
Баттаризм (парафразия) – патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы, слова произносятся нечетко, не договариваются.
Этиология- привычка, расстройство внимания, несоответствие между желанием говорить и речемоторной возможностью, органические изменения в мозгу.
Патогенез: проглатывание и перестановка слогов. Потеря концентрации внимания в логически важных частях речевого потока, что делает речь спотыкающейся, хаотичной.
Речевые нарушения касаются внешней, внутренней и письменной речи. Характерны поспешность, малая понятность, расстройство в образовании отдельных звуков, слогов, целых фраз. Читают также как и говорят – длинные фразы предпочитают делить на короткие, не запоминают содержание прочитанного. В процессе письма происходит тоже самое. Нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и экспрессивная речь, просодия, голос, речевое дыхание и моторика.
Неречевые нарушения: расстройство общей моторики, внимания, мышления, поведения. Речь сопровождается быстрыми, часто беспорядочными движениями лица (гримасы), рук и всего тела. Внимание неустойчивое. Плохое слуховое внимание. Они недостаточно осознают свой дефект.
Полтерн – патологически ускоренная речь, сопровождающаяся необоснованными паузами, запинками, спотыканием.
Полтерн (спотыкание) – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи не судорожного характера.
Этиология: врожденные конституционные аномалии развития.
Патогенез: речь при полтерне носит поверхностный и одновременно абстрактный характер, является рубленной, нечеткой по смыслу высказывания и способу артикулирования. В ней проявляются элементы агграматизма и нарушений синтаксиса, которые отражают внутренний беспорядок мышления.
Чистые формы полтерна делятся на группы:
1. с моторными
расстройствами. Симптомы: ускоренная
речь и отклонения в
2. с сенсорными расстройствами. Симптомы: трудность нахождения необходимых слов, нарушение слухового внимания.
3. с общей
трудностью формирования речи, несмотря
на достаточный словарный
4. со спотыканием при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных или вставлением восклицаний, отражающие постоянные трудности в выборе слов или общих формулировок речи.
30. Методика коррекционной работы при баттаризме и полтерн.
В логопедической работе по преодолению баттаризма и полтерн на первом месте стоит формирование понятий на конкретной основе и их словесное грамматически правильное выражение.
1. Необходим
подход к речи как к системе
в единстве с другими
2. Воспитание
логического мышления в
3. Преодоление
дефектов внутренней речи. С этой
целью содержание высказывания (замысла)
реализуется с помощью
4. Развитие
слухового внимания, умения слушать
речь на материале фраз, текстов.
Полезны магнитофонные занятия,
на которых ребенок
1. Работа
над упорядочением темпа речи:
счетные упражнения с
2. Работа
вне логопедических занятий, чтобы
закрепить замедленное и
Преодоление баттаризма и полтерн требует раннего начала занятий, систематического длительного логопедического воздействия и последующего периодического контроля из-за частых рецидивов. Работа по преодолению этих расстройств во многих случаях является профилактикой заикания.