Шпаргалка по "Логопедии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 22:08, шпаргалка

Описание

1. Феноменология заикания. Основные клинические признаки.
2. Этиология заикания.
3. Исторический аспект проблемы заикания и современный взгляд на проблему.

Работа состоит из  1 файл

логопедия ответы.docx

— 100.43 Кб (Скачать документ)

Авторская методика лечения состоит из трех основных этапов:

I этап –  пропедевтический – длится не  менее полугода и строится  на динамической психотерапевтической  диагностике, в основе которой  метод библиотерапии – лечение  книгой (А.М. Миллер, И.З. Вельвовский (42, 43)). Данная диагностика позволяет выявить неповторимые личностные черты пациента и на основе этого «портрета неповторимости» выстроить стратегию и тактику последующей логопсихотерапевтической работы.

II этап лечения, в основе которого метод эмоционально-стрессовой  психотерапии К.М. Дубровского, –  представляет собой подготовленное  пропедевтическим этапом публичное  индивидуально-групповое воздействие  психотерапевтического и педагогического  содержания. На сеансе за 1,5 часа  происходит «снятие» симтомокомплекса заикания через «реконструкцию личности» (К.М. Дубровский) во фрустрирующей ситуации.

III этап лечения  – активная групповая логопсихотерапия: в течение 2–3 месяцев проводятся ежедневные 8–9-часовые занятия, основная цель которых – формирование саногенных (оздоравливающих) психических состояний, приводящих через последовательное вызывание, пролонгирование и закрепление их к стойким новообразованиям личности. Этому служат нетрадиционные методы: библиотерапия – лечение книгой; символотерапия – разновидность психотерапии, использующей в качестве лечебного воздействия символическую функцию слова и речи; кинезитерапия – разновидность психотерапии, направленной на коррекцию психического состояния человека через работу с телом (парадоксальная дыхательная гимнастика А.С. и А.Н. Стрельниковых, методика двигательной асимметрии Е.М. Харитонова, гуманно-структурированный танец Г. Аммона), а также психотерапевтические беседы и специальная система речевых упражнений в форме коммуникативного тренинга. Каждая из названных форм и методов работы выполняет, помимо логопсихотерапевтической, прогностическую, коммуникативную, мотивационно-стимулирующую функции, а также диагностическую.

Методика групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой выстроена на следующих принципах: выявление «внутренней картины здоровья» пациента в отличие от традиционной «внутренней картины болезни» (Р.А. Лурия); парадоксальность методов и приемов воздействия; коллективное сотворчество пациента и психотерапевта в организации лечебно-педагогического процесса; принцип диалогического взаимодействия в процессе общения; преемственность как этапов, так и используемых разнообразных приемов и методов воздействия.

Основанная на методе эмоционально-стрессовой терапии К.М. Дубровского, данная методика опирается на следующие научные теории: теорию отношений В.Н. Мясищева, теорию общения А.А. Бодалева, теорию коммуникативной функции речи Н.И. Жинкина, теорию психических состояний Ф.Д. Горбова, а также на достижения творческой педагогики перевоспитания человека А.С. Макаренко и К.М. Дубровского. Она предполагает максимальную активизацию личности пациента и его сотворчество с психотерапевтом, что делает возможным демонстрацию и анализ механизмов формирования новых черт личности и тем самым вносит существенный вклад в теорию и практику воспитания.

на всех этапах групповой семейной логопсихотерапии в процесс излечения вовлекаются следующие стороны мотивационной сферы личности пациентов: побудительная, направляющая и ориентирующая, организующая, познавательная, а главное — личностно-смысловая, что подтверждает динамическое и содержательное строение мотивации.  
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И РОДСТВЕННИКОВ пациентов также четко выстроены содержательная и динамическая стороны деятельности, в которой реализуется потребность помощи своему близкому человеку: на I этапе — так же как и для пациента — участие в динамической психотерапевтической диагностике; на II этапе — присутствие на сеансе эмоционально-стрессовой психотерапии и активное сопереживание всему происходящему на сцене и поддерживание в последующие после сеанса дни режима молчания для пациента; на III этапе — активное участие в групповом логопсихотерапевтическом процессе, включенность во все предлагаемые формы совместной с пациентами работы; на IV этапе — так же как и на предыдущем — участие в групповых занятиях, ежедневное ведение дневниковых записей с анализом происходящих изменений как с пациентом, в группе, так и собственных; участие в текущей диагностике, а также в подготовке и проведении выпускного вечера, который является своеобразным экзаменом для всей группы.

 

26. Методика коррекционной работы  при брадилалии.

Приемы будут направлены на:

1. Воспитание  более быстрых и четких движений  в процессе речи.

2. Убыстрение  речевых реакций.

3. Убыстрение  темпов письма и чтения.

4. Работа  над выразительными формами сценической  речи.

5. Развитие  просодической стороны речи

Брадикинезия – замедленность движений. При выраженной брадикинезии нужно нормализовать общую моторику, координацию, целенаправленно развивать зрительное и слуховое внимание.

Основные упражнения – произношение речевого материала различной сложности  по подражанию темпу речи логопеда.

- чтение сначала  сопряженное, затем отраженное, затем  самостоятельное.

- слушание  и последующее воспроизведение  речевого материала в ускоренном  темпе.

- заучивание  диалогов с акцентированием речевых  особенностей персонажей.

Нормализации темпа и движений способствуют занятия по логоритмике. Это ходьба и маршировка под бодрую музыку в сочетании с прыжками и активными танцевальными движениями, пение мелодий ритмичного характера, подвижные сюжетные и не сюжетные игры.

 

 

 

29. Речевые и неречевые нарушения при баттаризме и полтерн.

Баттаризм (парафразия) – патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы, слова произносятся нечетко, не договариваются.

Этиология- привычка, расстройство внимания, несоответствие между желанием говорить и речемоторной возможностью, органические изменения в мозгу.

Патогенез: проглатывание и перестановка слогов. Потеря концентрации внимания в логически важных частях речевого потока, что делает речь спотыкающейся, хаотичной.

Речевые нарушения касаются внешней, внутренней и письменной речи. Характерны поспешность, малая понятность, расстройство в образовании отдельных звуков, слогов, целых фраз. Читают также как и говорят – длинные фразы предпочитают делить на короткие, не запоминают содержание прочитанного. В процессе письма происходит тоже самое. Нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и экспрессивная речь, просодия, голос, речевое дыхание и моторика.

Неречевые нарушения: расстройство общей моторики, внимания, мышления, поведения. Речь сопровождается быстрыми, часто беспорядочными движениями лица (гримасы), рук и всего тела. Внимание неустойчивое. Плохое слуховое внимание. Они недостаточно осознают свой дефект.

Полтерн – патологически ускоренная речь, сопровождающаяся необоснованными паузами, запинками, спотыканием.

Полтерн (спотыкание) – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи не судорожного характера.

Этиология: врожденные конституционные аномалии развития.

Патогенез: речь при полтерне носит поверхностный и одновременно абстрактный характер, является рубленной, нечеткой по смыслу высказывания и способу артикулирования. В ней проявляются элементы агграматизма и нарушений синтаксиса, которые отражают внутренний беспорядок мышления.

Чистые формы полтерна делятся на группы:

1. с моторными  расстройствами. Симптомы: ускоренная  речь и отклонения в артикулировании звуков речи.

2. с сенсорными  расстройствами. Симптомы: трудность  нахождения необходимых слов, нарушение  слухового внимания.

3. с общей  трудностью формирования речи, несмотря  на достаточный словарный запас.

4. со спотыканием при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных или вставлением восклицаний, отражающие постоянные трудности в выборе слов или общих формулировок речи.

 

30. Методика коррекционной работы  при баттаризме и полтерн.

 В логопедической работе по преодолению баттаризма и полтерн на первом месте стоит формирование понятий на конкретной основе и их словесное грамматически правильное выражение.

1. Необходим  подход к речи как к системе  в единстве с другими психическими  процессами. Рекомендуется работа  не столько над элементами  речи, изолированными функциями  дыхания и артикуляции, сколько  над целостными речевыми продукциями  высшего порядка: над самостоятельным  высказыванием, пересказом, диалогом, декламацией, подготовленным и свободным  рассказом, докладом, сообщением, свободным  изложением мыслей. Основной прием  — фиксация внимания пациента  на речи, правильное распределение  его во фразе на каждое слово, чтобы процесс переключения внимания  соответствовал процессу последовательного  логического развертывания мысли. Для этой цели используются сопряженно-отраженное произношение фраз, текста; работа над логическим ударением во фразе; перифразировка; диалоги с логопедом, между детьми; драматизация, требующая сценического поведения и выразительной речи для передачи необходимого образа; различные способы чтения: сопряженно с логопедом, отраженно за логопедом, чтение по слову, по фразе друг за другом и вразбивку, чтение по заранее размеченному тексту; через прорезь в полоске картона, который медленно передвигается по строке, открывая сначала только одно слово, затем синтагму, наконец, целую фразу.

2. Воспитание  логического мышления в неречевых  и речевых заданиях. Например, разложить  серии картинок в нужной последовательности, исключить лишнюю из данных  предметных картинок или составить  общий план высказывания; развернуть  главную мысль определенной части  рассказа; найти несколько вариантов  «завязок» или «развязок» заданных  сюжетов и т. д.

3. Преодоление  дефектов внутренней речи. С этой  целью содержание высказывания (замысла) реализуется с помощью сюжетной  картинки, текста, который прорабатывается  по вопросам сначала вместе  с логопедом, затем самостоятельно. Составляется план пересказа. Текст  записывается, читается, пересказывается  по памяти.

4. Развитие  слухового внимания, умения слушать  речь на материале фраз, текстов. Полезны магнитофонные занятия, на которых ребенок одновременно  слышит и видит (читает) текст, подающийся  с магнитофонной ленты в замедленном  темпе. Для привлечения внимания  к собственной речи предлагаются  для прослушивания и последующего  анализа образцы речи в замедленном  и быстром темпе. Полезна работа  над интонацией.

1. Работа  над упорядочением темпа речи: счетные упражнения с движениями, речь по слогам или в сопровождении  ритмического отстукивания; выделение  смысловых частей в коротком  тексте, во фразе, составленной по  картинке, и произношение речевого  материала с соответствующей  смыслу выразительной интонацией; ритмическое проговаривание с  одновременным отстукиванием ритма  различных фраз и т. д.

2. Работа  вне логопедических занятий, чтобы  закрепить замедленное и четкое  произношение, спокойное поведение  и внимание к собственной речи.

Преодоление баттаризма и полтерн требует раннего начала занятий, систематического длительного логопедического воздействия и последующего периодического контроля из-за частых рецидивов. Работа по преодолению этих расстройств во многих случаях является профилактикой заикания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Логопедии"