Шпаргалка по "Логопедии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 22:08, шпаргалка

Описание

1. Феноменология заикания. Основные клинические признаки.
2. Этиология заикания.
3. Исторический аспект проблемы заикания и современный взгляд на проблему.

Работа состоит из  1 файл

логопедия ответы.docx

— 100.43 Кб (Скачать документ)

1. Подготовительный  этап. Наряду с оздоровительными  мероприятиями и щадящим речевым  режимом, в этот период начинают  работу по развитию моторики, расширению словарного запаса. Логопедическая  работа ведется только с использованием  тех видов речи, в которых речевые  судороги у заикающегося не проявляются, т.е. осуществляется сугубо индивидуальный подход.

2. Тренировочный  этап. Наряду с моторикой, осуществляется  целенаправленное развитие активного  внимания, памяти и других психических  функций. Логопедические занятия  включают дальнейшее формирование  лексико-грамматической стороны  речи. В процесс логопедической  тренировки постепенно включаются  те виды речи, в которых у  ребенка ранее отмечались запинки, т. е. осуществляется “наступление  на больные участки речи”.

3. Заключительный  этап. Продолжается комплексное  психолого-педагогической воздействие на личность заикающегося в целом. На этом этапе закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности.

 Система  логопедических занятий предусматривает  также постепенное нарастание  сложности речевых ситуаций. В  данной системе логопедические  занятия включают методический  материал, в котором строго учитываются  возрастные особенности детей  и задачи программы воспитания  в детском саду.

 Курс амбулаторных  занятий рассчитан на 3-4 месяца (32-36 занятий). Подготовительный период  занимает около 7-8 занятий. В это  время в домашних условиях  родители обеспечивают щадящий  режим, который включает спокойную  обстановку, твердый режим дня  и по возможности ограничение  речевого общения с окружающими. На логопедических занятиях этого  периода решаются несколько задач: логопед стимулирует ребенка  на активную работу над своей  речью и убеждает в положительном  исходе специальных занятий.

 Кроме  этого, дети заучивают специальные  психотерапевтические тексты для  утреннего и вечернего (перед  сном) проговаривания, которые составляются  логопедом в соответствии с  возрастом ребенка. В процессе  занятий внимание ребенка фиксируется  на понятиях “красивой и правильной  речи”. В эти понятия входит  звучность, выразительность, неторопливый  темп и плавность. Обращается  внимание на спокойное, непринужденное  и свободное поведение ребенка  при общении.

 Речевые  задания включают речевые “зарядки”, т.е. произнесение гласных звуков  и их сочетаний с согласными; стихотворные тексты в сочетании  с движениями; проговаривание автоматизированных  рядов (счет, дни недели, месяцы и  т.д.); упражнения на сопряженно-отраженном  виде речи, ответы на конкретные  вопросы, беззвучное артикулирование, шепотную и ритмизированную речь.

 Тренировка  речи детей проводится с учетом  разных условий: при различном  положении ребенка (сидя, стоя, в  движении и т.п.), в процессе  разных видов занятий (лепка, рисование  и т.п.), в различных дидактических  играх.

 Тренировочный  период (20-22 занятия). В этот период  дети тренируются в тех видах  речи и ситуациях, которые являются  для них трудными. Это предполагает  постепенный переход от ответов  на вопросы к спонтанной речи, от тихой к громкой речи, от  спокойных занятий к эмоциональным и т.п. Соответственно на этом этапе вводятся подвижные игры, ролевые и творческие. Закрепление полученных речевых навыков переносится из кабинетных условий в жизненные ситуации (магазин, музей, прогулка). Закрепление полученных навыков осуществляется благодаря активной помощи родителей.

 В закрепительный  период речи (6-9 занятий) плавная речь ребенка закрепляется в более трудных условиях. На логопедических занятиях используются такие формы речи как беседы, рассказы и пр. Активно используются ролевые и творческие игры. Курс логопедических занятий завершается концертом, в котором участвуют все дети.

 На всех  этапах коррекционной работы, предлагаемой  В.И. Селиверстовым, большое значение  придается работе логопеда с  родителями. Так, в подготовительный  период логопед проводит беседы  с родителями о сущности заикания, о значении и целях логопедических  занятий и определяет роль  родителей в лечебно-педагогическом  процессе, так что родители с  самого первого дня становятся  активными помощниками логопеда. Такие беседы проводятся как  коллективно, так и индивидуально. Родители регулярно посещают  открытые логопедические занятия  на всех этапах коррекционной  работы.

 

 

27. Патогенез и клинические проявления  тахилалии.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. Как самостоятельное нарушение впервые выделила Флоренская.

Этиология – наследственность, нарушение процесса восприятия, неправильная функция экстрапирамидальной системы.

Патогенез – расстройство темпа внутренней и внешней речи, за счет патологического преобладания процесса возбуждения. Ускорение речи может быть связано с с устранением тормозящих влияний мозжечка.

Речевая симптоматика:

Ненормально быстрый темп речи до 30 звуков в секунду. При привлечении внимания к речи равновесие между внутренней и внешней речью восстанавливается. Характеризуется явлением интервербальной акселерации, длинные слова или словосочетания произносятся так стремительно, что выпадают слоги и даже слова. Сходные расстройства наблюдаются при чтении и письме.

Не речевая симптоматика:

Нарушение темпа общих движений, они становятся быстрыми и стремительными. С стороны психических процессов: внимание неустойчивое, переключаемость с объекта на объект повышенная. Объем зрительной и слуховой памяти недостаточный. Дети легковозбудимые и вспыльчивы.

 

 

13. Основные положения комплексной  психолого-педагогической системы  реабилитации заикающихся, предложенные В.М.Шкловским.

Разработанная В.М. Шкловским комплексная система реабилитации заикающихся рассчитана на подростков и взрослых. (В.М. Шкловский, 1994). В ней объединена и тесно взаимосвязана работа логопеда, психиатра, психотерапевта и невропатолога. Реализация данной системы предусматривает пребывание заикающихся в стационарных условиях, в связи с чем правомерно говорить о лечении заикания.

Курс лечения рассчитан на 2,5-3 месяца и включает 4 этапа: диагностический; перестройку патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности; закрепление достигнутых результатов; диспансеризацию и профилактику рецидивов.

Диагностический этап (10-15 дней)

включает тщательное изучение каждого заикающегося невропатологом,

психиатром, психотерапевтом, психологом, логопедом, нейропсихологом. В результате чего устанавливается диагноз и намечается план лечения.

Этап перестройки речевых навыков и нарушенных отношений личности продолжается 30-45 дней. В это время проводятся логопедические занятия по отработке речевых техник: нормализация дыхательной и голосовой функций, выработка речевых эталонов. Одновременно с логопедической работой начинается аутогенная тренировка и личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, проводятся сеансы внушения в бодрственном состоянии, индивидуальная и групповая психотерапия.

На третьем и четвертом этапах

(30 дней) проводится тренировка речи в  обычной для заикающегося жизненной  обстановке, благодаря чему воспитывается  речевая активность и укрепляется  уверенность в том, что заикающийся  может самостоятельно справиться  с нарушениями речи в любых  ситуациях общения.

После окончания лечения пациенты получают необходимые консультации, организуются встречи заикающихся.

В.М. Шкловский особое внимание обращает на необходимость дальнейшей диспансеризации заикающихся, что служит профилактикой рецидивов заикания.

диспансеризации заикающихся, что служит профилактикой рецидивов заикания.

 

14. Основные положения комплексной  психолого-педагогической системы  реабилитации заикающихся, предложенные коллективом «Лаборатории патологии речи» под руководством  Н.М.Асатиани.

Система комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, проводимая в условиях стационара и разработанная коллективом “Лаборатории патологии речи” под руководством Н.М. Асатиани (см. кн. “Заикание” под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера, 1983) имеет свои отличительные особенности. В основу данной системы лечения заикания положен подход разработанный НА. Власовой. Курс реабилитации включает комплекс медико-педагогических мероприятий, включающих медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое и логоритмичесхое воздействие.

 Перед  началом курса лечения проводится  сбор анамнеза. С этой целью  заикающимся за месяц до стационирования рассылаются специальные анкеты, что дает обширную предварительную информацию о каждом заикающемся.

 При поступлении  заикающихся в стационар проводится  подробное медицинское и логопедическое  обследование, в результате которого  осуществляется дифференциальная  диагностика и определяется план  индивидуальной работы с заикающимся в рамках комплексного медико-педагогического метода.

 Курс реабилитации  в условиях стационара длится 45 дней и подразделяется на  несколько этапов.

1. Подготовительный  этап (5-7 дней). На этом этапе с  целью угашения патологических навыков в первую неделю пребывания в клинике организуется “режим молчания” и режим “ограничения речи”, на фоне которых начинают проводить психологические, психотерапевтические и логопедические занятия.

2. Этап активной  терапии (20 дней). На этом этапе проводятся систематические коллективные и индивидуальные занятия с логопедом, специализированная аутогенная тренировка, индивидуальная психотерапия и медикаментозное лечение.

3. Этап активных  тренировок (10 дней). На этом этапе  вводятся функциональные тренировки, во время которых пациенты  тренируют свою речь за пределами  стационара (разговор на улице  с прохожим, по телефону, в магазине  и т.п.). Все лечебные воздействия  направлены на реализацию речевого  общения пациентов в усложняющихся  речевых ситуациях.

4. Заключительный  этап. Данный этап включает подготовку  пациентов к наиболее сложной  для них речевой ситуации —  публичному выступлению перед  многолюдной аудиторией, которое  проводится в виде концертной  программы. Все звенья комплексного  лечебно-педагогического воздействия  направлены на подготовку пациентов  к этому серьезному речевому  испытанию.

5. Перед выпиской  из стационара каждый из специалистов  проводит с пациентами индивидуальную  беседу, в ходе которой даются  рекомендации по дальнейшей самостоятельной  работе пациентов. Логопедическая  работа, предусмотренная данной  системой, базируется на поэтапной  отработке различных видов речи: сопряженной, отраженной, чтение стихов  и прозы, вопросно-ответной и спонтанной.

 Проводится  работа по постановке диафрагмального  дыхания, удлинению продолжительности  фазы выдоха, развитию навыков  рациональной голосоподачи, артикуляции, развитию просодических компонентов речи. Немаловажное место в системе занимает логопедическая ритмика. При психотерапевтическом воздействии больший акцент делается на методиках, стимулирующих активность пациентов, а именно рациональной психотерапии и специализированной аутогенной тренировке.

 Данная  система предусматривает проведение  реабилитационной работы с учетом  клинической разнородности пациентов. Так, с пациентами, страдающими невротической  формой заикания, проводится массивная  психотерапевтическая работа, которая  в процессе логопедической работы  принимает характер усложненных  функциональных тренировок вне  стен стационара, а в условиях  логопедического кабинета используется  метод моделирования различных  ситуаций общения. Для пациентов с неврозоподобной формой заикания основным направлением логопедической работы является нормализация двигательных речевых стереотипов, расширение словарного запаса и развитие речи как средства общения. Эти пациенты в большей мере нуждаются в индивидуальных логопедических занятиях. Напротив, психотерапевтические мероприятия, проводимые с ними, редуцированы. Таким образом, особенностью данной системы комплексного медико-педагогического воздействия на взрослых заикающихся является обязательная дифференциация заикающихся с учетом клинической принадлежности, а также применение всего арсенала комплексного медико-педагогического метода: психотерапии, лекарственной терапии, логопедических и логоритмических занятий, функциональных тренировок, индивидуальных, групповых и коллективных занятий, лечебной физкультуры, физиотерапии и общеукрепляющего лечения

15. Основные направления системы  социореабилитации  взрослых заикающихся, разработанные Ю.Б.Некрасовой, Н.Л.Карповой

Особая система реабилитации заикающихся разработана Ю.Б. Некрасовой (1985, 1992). Эта система носит название социореабилитационной и включает пропедевтический этап, сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии и этап активной логопсихотерапии.

 Система  социореабилитации по Ю.Б. Некрасовой  представляет собой целенаправленное  воздействие на личностные характеристики  заикающихся, в ходе которого  проводятся непрерывные наблюдения  за результатами используемых  логопсихотерапевтических воздействий, их дозировкой.

 В ходе пропедевтического этапа у заикающихся формируется увлеченность предстоящей работой, увеличение интенсивности “положительных психических состояний”.

 На втором этапе основным приемом является сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии. В процессе сеанса происходит усиление отрицательных проблемных и положительных оздоровительных психических состояний. Основная цель сеанса — осуществление первичной работы по начальной реконструкции личности (М.Н. Дубровский). Сеанс проводится в сложной ситуации публичного выступления. После сеанса эмоционально-стрессовой терапии у заикающихся появляется новое психическое состояние, которое позволяет им с доверием и интересом включиться в активную логопсихотерапию.

Информация о работе Шпаргалка по "Логопедии"