Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 22:08, шпаргалка
1. Феноменология заикания. Основные клинические признаки.
2. Этиология заикания.
3. Исторический аспект проблемы заикания и современный взгляд на проблему.
1. Подготовительный
этап. Наряду с оздоровительными
мероприятиями и щадящим
2. Тренировочный
этап. Наряду с моторикой, осуществляется
целенаправленное развитие
3. Заключительный этап. Продолжается комплексное психолого-педагогической воздействие на личность заикающегося в целом. На этом этапе закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности.
Система
логопедических занятий
Курс амбулаторных
занятий рассчитан на 3-4 месяца (32-36
занятий). Подготовительный период
занимает около 7-8 занятий. В это
время в домашних условиях
родители обеспечивают щадящий
режим, который включает спокойную
обстановку, твердый режим дня
и по возможности ограничение
речевого общения с
Кроме
этого, дети заучивают специальные
психотерапевтические тексты
Речевые
задания включают речевые “
Тренировка
речи детей проводится с
Тренировочный
период (20-22 занятия). В этот период
дети тренируются в тех видах
речи и ситуациях, которые являются
для них трудными. Это предполагает
постепенный переход от
В закрепительный период речи (6-9 занятий) плавная речь ребенка закрепляется в более трудных условиях. На логопедических занятиях используются такие формы речи как беседы, рассказы и пр. Активно используются ролевые и творческие игры. Курс логопедических занятий завершается концертом, в котором участвуют все дети.
На всех
этапах коррекционной работы, предлагаемой
В.И. Селиверстовым, большое значение
придается работе логопеда с
родителями. Так, в подготовительный
период логопед проводит
27.
Патогенез и клинические
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. Как самостоятельное нарушение впервые выделила Флоренская.
Этиология – наследственность, нарушение процесса восприятия, неправильная функция экстрапирамидальной системы.
Патогенез – расстройство темпа внутренней и внешней речи, за счет патологического преобладания процесса возбуждения. Ускорение речи может быть связано с с устранением тормозящих влияний мозжечка.
Речевая симптоматика:
Ненормально быстрый темп речи до 30 звуков в секунду. При привлечении внимания к речи равновесие между внутренней и внешней речью восстанавливается. Характеризуется явлением интервербальной акселерации, длинные слова или словосочетания произносятся так стремительно, что выпадают слоги и даже слова. Сходные расстройства наблюдаются при чтении и письме.
Не речевая симптоматика:
Нарушение темпа общих движений, они становятся быстрыми и стремительными. С стороны психических процессов: внимание неустойчивое, переключаемость с объекта на объект повышенная. Объем зрительной и слуховой памяти недостаточный. Дети легковозбудимые и вспыльчивы.
13.
Основные положения
Разработанная В.М. Шкловским комплексная система реабилитации заикающихся рассчитана на подростков и взрослых. (В.М. Шкловский, 1994). В ней объединена и тесно взаимосвязана работа логопеда, психиатра, психотерапевта и невропатолога. Реализация данной системы предусматривает пребывание заикающихся в стационарных условиях, в связи с чем правомерно говорить о лечении заикания.
Курс лечения рассчитан на 2,5-3 месяца и включает 4 этапа: диагностический; перестройку патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности; закрепление достигнутых результатов; диспансеризацию и профилактику рецидивов.
Диагностический этап (10-15 дней)
включает тщательное изучение каждого заикающегося невропатологом,
психиатром, психотерапевтом, психологом, логопедом, нейропсихологом. В результате чего устанавливается диагноз и намечается план лечения.
Этап перестройки речевых навыков и нарушенных отношений личности продолжается 30-45 дней. В это время проводятся логопедические занятия по отработке речевых техник: нормализация дыхательной и голосовой функций, выработка речевых эталонов. Одновременно с логопедической работой начинается аутогенная тренировка и личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, проводятся сеансы внушения в бодрственном состоянии, индивидуальная и групповая психотерапия.
На третьем и четвертом этапах
(30 дней)
проводится тренировка речи в
обычной для заикающегося
После окончания лечения пациенты получают необходимые консультации, организуются встречи заикающихся.
В.М. Шкловский особое внимание обращает на необходимость дальнейшей диспансеризации заикающихся, что служит профилактикой рецидивов заикания.
диспансеризации заикающихся, что служит профилактикой рецидивов заикания.
14.
Основные положения
Система комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, проводимая в условиях стационара и разработанная коллективом “Лаборатории патологии речи” под руководством Н.М. Асатиани (см. кн. “Заикание” под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера, 1983) имеет свои отличительные особенности. В основу данной системы лечения заикания положен подход разработанный НА. Власовой. Курс реабилитации включает комплекс медико-педагогических мероприятий, включающих медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое и логоритмичесхое воздействие.
Перед
началом курса лечения
При поступлении
заикающихся в стационар
Курс реабилитации в условиях стационара длится 45 дней и подразделяется на несколько этапов.
1. Подготовительный этап (5-7 дней). На этом этапе с целью угашения патологических навыков в первую неделю пребывания в клинике организуется “режим молчания” и режим “ограничения речи”, на фоне которых начинают проводить психологические, психотерапевтические и логопедические занятия.
2. Этап активной терапии (20 дней). На этом этапе проводятся систематические коллективные и индивидуальные занятия с логопедом, специализированная аутогенная тренировка, индивидуальная психотерапия и медикаментозное лечение.
3. Этап активных
тренировок (10 дней). На этом этапе
вводятся функциональные
4. Заключительный
этап. Данный этап включает
5. Перед выпиской
из стационара каждый из
Проводится
работа по постановке
Данная
система предусматривает
15. Основные направления системы социореабилитации взрослых заикающихся, разработанные Ю.Б.Некрасовой, Н.Л.Карповой
Особая система реабилитации заикающихся разработана Ю.Б. Некрасовой (1985, 1992). Эта система носит название социореабилитационной и включает пропедевтический этап, сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии и этап активной логопсихотерапии.
Система
социореабилитации по Ю.Б. Некрасовой
представляет собой
В ходе пропедевтического этапа у заикающихся формируется увлеченность предстоящей работой, увеличение интенсивности “положительных психических состояний”.
На втором этапе основным приемом является сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии. В процессе сеанса происходит усиление отрицательных проблемных и положительных оздоровительных психических состояний. Основная цель сеанса — осуществление первичной работы по начальной реконструкции личности (М.Н. Дубровский). Сеанс проводится в сложной ситуации публичного выступления. После сеанса эмоционально-стрессовой терапии у заикающихся появляется новое психическое состояние, которое позволяет им с доверием и интересом включиться в активную логопсихотерапию.