Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:04, курсовая работа
Цель  исследования:   выявить особенности развития разговорной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Гипотеза исследования: разговорная речь детей младшего школьного возраста с интеллектуальными недоразвитиями имеет следующие особенности:
-  отсутствие  мотивации к устному высказыванию по собственному намерению, только по требованию учителя;
- построение правильного предложения становится более важной задачей,  чем выражение собственной мысли;
- отсутствие значимого речевого опыта.
Таблица 4
Уровень выполнения задания на составление рассказа по
картинкам в контрольной группе
| 
   
 Уровень  | 
  Индивидуальные показатели  | 
  |||||||||||||
011  | 
  012  | 
  013  | 
  014  | 
  015  | 
  016  | 
  017  | 
  018  | 
  019  | 
  020  | |||||
Высокий  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  |||||||||||
Средний  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | |||||||||
Низкий  | 
  +  | 
  +  | 
  ||||||||||||
По таблицам 3 и 4 видно, что общие показатели по обеим группам при выполнении задания на составление рассказа по картине разные:
в экспериментальной группе на низком уровне справились – 7 детей
в контрольной группе - 2 детей
Причем 3 ребенка в контрольной группе на высоком уровне справились с данным заданием.
Уровень выполнения задания на составление рассказа по
 картинкам 
в экспериментальной и в 
Таблицы 5 и 6 показывают 
результаты выполнения третьего  задания 
детьми экспериментальной и 
Таблица 5
Уровень выполнения задания на составление предложений в экспериментальной группе
| 
   
 Уровень  | 
  Индивидуальные показатели  | 
  |||||||||||||
001  | 
  002  | 
  003  | 
  004  | 
  005  | 
  006  | 
  007  | 
  008  | 
  009  | 
  010  | |||||
Высокий  | 
  ||||||||||||||
Средний  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  |||||||||||
Низкий  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | |||||||
Таблица 6
Уровень выполнения задания на составление предложений
в контрольной группе
| 
   
 Уровень  | 
  Индивидуальные показатели  | 
  |||||||||||||
011  | 
  012  | 
  013  | 
  014  | 
  015  | 
  016  | 
  017  | 
  018  | 
  019  | 
  020  | |||||
Высокий  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  ||||||||||
Средний  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | ||||||||||
Низкий  | 
  +  | 
  +  | 
  ||||||||||||
По таблицам 5 и 6 видно, что у 7 испытуемых экспериментальной группы из 10, у 2 испытуемых контрольной группы из 10 наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера.
Уровень выполнения задания на составление предложений
в экспериментальной и в контрольной группе в процентах(%).
Сравнительные исследования выказывания младших школьников с нарушениями интеллекта показали, что рассказы детей мало различались как по объему (количество слов), так и по уровню их информативности. Средний объем рассказов у детей был равен 13-15 словам.
Рассказы детей не были развернутыми, не содержали пояснение, уточнения, имели минимум языковых средств, в основном, это были существительные и глаголы.
Сравнение результатов изучения разговорной речи учащихся с нарушением интеллекта с аналогичными навыками у детей с нормальным речевым развитием показало, что есть большие различия.
Результаты изучения общего уровня разговорной речи у младших школьников в процентах(%).
По итогам сравнения показателей общего уровня развития разговорной речи, у детей обеих групп позволило нам сделать общие выводы.
1. Для младших школьников с нарушениями интеллекта свойственно бедность словарного запаса;
2. У младших школьников с нарушением интеллекта отсутствует речевой опыт;
3. У младших 
школьников с нарушением 
4. Построение правильного предложения становится более важной задачей, чем выражение собственной мысли;
5. Необходимо 
провести развивающую работу 
с младшими школьниками с 
2.3. Методические 
рекомендации по развитию 
 Для развития 
разговорной речи мы 
И мы, рекомендуем игры для развития разговорной речи. Например «Интервью». Эта игра развивает у детей умение формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям. Для начала брать интервью у ребенка может учитель, в дальнейшем инициатива переходит к детям. Эмоциональным стимулятором в игре может служить микрофон или нечто, имитирующее его, — гимнастическая булава, цилиндр из детского строительного набора и т. п.
Брать интервью 
у ребенка можно не только как 
у определенного реального 
Для первых диалогов можно использовать игровые стихи, читая их по ролям или разыгрывая в действии. Поэзия для детей является уникальной сокровищницей нравственных представлений, резервы, повышения, действенности которых лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений, лаконично, но точно, емко и образно представленных в поэтическом произведении.
Поэтический слог развивает у ребенка особую слуховую чувствительность — он становится восприимчивым, отзывчивым на красоту и богатство русской речи. Игровая поэзия интересна, близка и понятна ребенку своей событийной динамикой, упорядоченностью, ритмичностью и музыкальностью. Она богата оттенками словесного обозначения чувств.
Участвуя в игровом действии, ребенок, вслед за автором, называет эмоции, совместно с героем проживает их, что усиливает эффект тренажа, совмещающего вербальную коммуникацию с различными видами неречевого общения. Чувственный опыт ребенка значительно обогащает, а его лексика пополняется разнообразием слов, отражающих характеристики и оценки личностных свойств, оценки-предвосхищения, оценки-состояния и т. п., без которых невозможно формирование самоосознания и становление личности. Следовательно, детскую игровую поэзию с полным основанием можно считать универсальной школой психогимнастики и самопознания. Ведь персонажи литературных произведений — это обобщенные нравственные эталоны, освоение которых происходит благодаря действию механизма идентификации и осуществляется в привлекательной, значимой для ребенка деятельности — игре, где у него появляется возможность пополнить субъективный запасник идеального «Я» новыми (для него) объективными смыслами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В разговорной речи у младших школьников, с нарушением интеллекта помимо речевых трудностей наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности событий, пропуск звеньев событий, действующих лиц. Рассказ – описание для детей малодоступен. Они ограничиваются перечислениями отдельных предметов и их частей.
Анализ результатов изучения общего уровня речевого развития и особенностей разговорной речи младших школьников с нарушением интеллекта показал, что их речь характеризуется недостаточностью дифференциации речевого восприятия, неразличением смысла и тонких оттенков отдельных слов. Рассказы детей не были развернутыми, не содержали пояснения, уточнения, имели минимум языковых средств, в основном, это были существительные и глаголы.
Эффективность коррекционной работы педагога зависит от того, насколько соблюдены следующие условия: систематичность проведения; распределение их в порядке нарастающей сложности; подчиненность заданий выбранной цели; чередование и вариативность упражнений; воспитание внимания к речи. Работа по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей обогащает лексическую сторону речи ребенка, уточняет применение грамматических категорий и форм, распространяет бытовую фразу.
Введение в занятия по обучению рассказу-описанию различных заданий творческого характера значительно способствует развитию разговорной речи и творческих возможностей детей, если использовать опорный материал. такой материал можно использовать в виде наглядной схемы, рисунка самого ребенка, последовательного набора картинок.
По результатам экспериментального изучения разговорной речи младших школьников с нарушениями интеллекта можно сделать такой вывод:
1. Для младших школьников с нарушениями интеллекта свойственно бедность словарного запаса;
2. У младших школьников с нарушением интеллекта отсутствует речевой опыт;
3. У младших 
школьников с нарушением 
4. Построение правильного предложения становится более важной задачей, чем выражение собственной мысли;
5. Необходимо провести развивающую работу с младшими школьниками с нарушением интеллекта, направленную на обучение навыкам и умений разговорной речи.
Подводя итоги экспериментальной работы можно отметить, что, используя системный подход в обучении, планирование индивидуальной работы по развитию разговорной речи, использование наглядности разнообразных, дополняющих друг друга приёмом, видов и форм обучения рассказу-описанию с учетом особенностей речевого развития детей с нарушениями интеллекта, можно получить хороший результат.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Разговорная речь у детей с нарушением интеллекта