Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:19, методичка
В настоящей брошюре представлены материалы, касающиеся некоторых вопросов содержания и организации методической работы в системе дополнительного образования детей.
Дается характеристика важнейших понятий сферы методической деятельности, основных видов методической продукции, форм методической работы. Предлагаются документы по организации экспертизы, мониторинга образовательной, деятельности, учета программно-методических материалов.
Материалы подготовлены сотрудниками Городского программно-методического центра, других отделов МГДД(Ю)Т, а также методистами ряда учреждений дополнительного образования детей г. Москвы.
Все разработки апробированы в практике педагогической деятельности.
Сборник адресован руководителям методических служб учреждений дополнительного образования детей, методистам, педагогам.
Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей: основные определения 4
Понятие направленности образовательной деятельности и примерная схема ее описания 5
Памятка участникам и организаторам информационно-методической выставки 11
Как составить методические рекомендации 13
Методический семинар как форма методической работы в УДОД 16
Методические рекомендации, по работе над единой методической темой 18
Рекомендации по разработке нормативной базы конференций в системе дополнительного образования детей 21
Организация психологического сопровождения образовательных программ 23
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для
педагогов дополнительного образования детей 25
Конкурс педагогических работников МГДД(Ю)Т «Мастерство и творчество»:
опыт подготовки и проведения 27
Положение о методическом кабинете Городского программно-методического
центра дополнительного образования детей 41
Положение об экспертной комиссии МГДД(Ю)Т 44
Примерная схема годового отчета о деятельности методической службы образовательного отдела 48
Карта мониторинга образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей 49
Учетно-информационная карта по дидактическим разработкам и материалам 58
Для программ, находящихся на стыке (пересечении) нескольких направленностей, критерием определения ведущей направленности служит приоритетность образовательных целей, их соотнесенность с той или иной предметно-тематической областью.
В программах интегрированного типа содержание одной из них выступает в качестве базового (чем и определяется ведущая направленность программы), а содержание другой - в качестве вариативного.
Объединяющей
рамкой для всех предметных образовательных
программ дополнительного образования
детей одной направленности может служить
организационно-
Также в ней определяются:
- применяемые в практике деятельности центра педагогические технологии
{репродуктивные, проектные, исследовательские, творческие и др.);
- характер
и уровень результата
(развитие мотивации; специальных знаний,
умений,
навыков; личностное развитие ребенка);
методика его отслеживания.
Пакет
подобного рода организационно-
II. Как описать направленность, определяющую профиль соответствующего образовательного центра Дворца
В соответствии с Типовым положением об образовательном центре МГДД(Ю)Т при создании того или иного центра разрабатывается программа деятельности по определенной направленности ДОД. Важным компонентом такой программы должна стать характеристика соответствующей направленности, а также системы практических действий по ее реализации.
Примерная схема описания направленности может выглядеть следующим образом:
1. Характеристика
приоритетных для
данной предметно-тематической области
образовательных целей,
свойственных любым предметным курсам
и выражающих
качественную определенность
данной направленности (предметно-тематической
области)
ДОД. Например: «Художественная
направленность образовательной
деятельности ДОД
связана с изучением
и сохранением культурного
наследия, передачей
накопленного опыта,
необходимого для творческого
развития ребенка, через
его включение в художественную
деятельность».
2. Описание
инвариантного содержания образовательной
деятельности, т.е. базового
минимума знаний, умений,
навыков детей, общего для любых образовательных
программ
данной предметно-тематической области.
3. Характеристика
типичных для данной предметно-тематической
области
образовательных технологий.
Система практических действий по реализации определенной направленности должна включать совокупность действий всех субъектов, участвующих в реализации программы данной направленности как в самом образовательном центре, так и в других структурных подразделениях учреждения.
Приложение
Предметное наполнение направленностей,
реализуемых в дополнительном образовании детей
(примерный
перечень)
|
Предмет |
| Хоровое искусство | |
| Эстрадная студия | |
| Актерское мастерство | |
| Драматический театр | |
| Музыкальный театр | |
| Детский мюзикл | |
| |
Кукольный театр |
| |
Риторика |
| |
Театр моды |
| |
Ритмика |
| |
Народный танец |
| |
Хореография |
| |
Музыкальные инструменты |
| |
Народные инструменты |
| |
Киноискусство |
| |
Цирковое искусство |
| |
Журналистика |
| |
Дизайн |
| |
Компьютерный дизайн |
| |
Конструирование и моделирование одежды |
| |
Художественное чтение |
| |
Кулинария |
| |
Юный фотолюбитель |
| |
Киноискусство |
| Туристско-краеведческая | География |
| |
Многопрофильный туризм |
| |
Пешеходный туризм |
| |
Горный туризм |
| |
Велотуризм |
| |
Экологический туризм |
| |
Краеведение |
| |
История родного края |
| |
Поисковая работа |
| |
Экскурсоведение |
| Эколого-биологическая | Природа Земли |
| |
Человек и биосфера |
| |
Общая биология |
| |
Ботаника |
| |
Зоология |
| |
Орнитология |
| |
Наши питомцы |
| |
Палеонтология |
| |
В мире древних животных |
| |
Основы экологии |
| |
Природа под микроскопом |
| |
Юные биологи |
| |
Юные зоологи |
| |
Юные экологи |
| |
Экология человека |
| |
Аранжировка растений |
Спортивно-техническая
Авто- и мотодело
Юный водитель
1. Картинг
Физкультурно-спортивная
Автомоделизм
Авиамоделизм
Спортивное ориентирование
Судомоделизм
Радиоспорт
Ракетно-космический моделизм
Парашютная подготовка
Спортивная стрельба
Спортивные танцы
Легкая атлетика
Спортивная гимнастика
Художественная гимнастика
Зимние
виды спорта (лыжи, коньки,
фигурное катание)
Спортивные игры (баскетбол, волейбол,
футбол, хоккей,
гандбол и др.)
Теннис
Настольный теннис
Дартс
Восточные виды
единоборств (дзюдо, каратэ, тэквандо и
Художественно-эстетическая
Самбо
Традиционные народные виды спорта
Бокс
Шахматы и шашки
Аэробика. Шейпинг
Фитнесс
ОФП с элементами различных видов спорта
История искусств
Изобразительное искусство
Рисунок и живопись
Графика
Живопись и цветоведение
Керамика
Роспись по ткани
Роспись по дереву
Ручное ткачество
Бисерогыетение
Кружевоплетение
Вышивка и лоскутное шитье
Художественное вязание
Мягкая игрушка
Декоративная игрушка
Резьба по дереву
1 WDua >iir р^ръру
Художественная обработка металлов
Авторская песня
Вокальное искусство
Айтопг.кяя песня
|