Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – С.468). Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Одним из видов 
описания игрушки является отгадывание 
и составление загадок детьми. 
Вначале дети учатся отгадывать загадки, 
а затем составлять загадки-описания. 
Например, вниманию 
детей предлагается 5 – 6 игрушек для рассматривания 
их внешнего вида и определения качеств 
– цвета, формы, размера, материала. Появление 
игрушек может быть обыграно – почтальон 
принес посылку. Затем об одной из игрушек 
дается загадка: «Грива на шее волной, 
хвост трубой, меж ушей челка» (конь); «Идет 
мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, 
бородищей потряхивает, копытами постукивает» 
(баран). 
Отгадывание загадок 
можно связать с 
игрушек, чаще всего 
сопровождаемый игровыми действиями воспитателя 
с игрушками по типу игры-драматизации. 
Его составление облегчается 
тем, что ребенок рассказывает о 
действиях, которые совершает сам. Речь 
его опирается на деятельность ряда анализаторов; 
·         
рассказ по отдельной игрушке 
– это связный последовательный 
рассказ о воображаемых действиях 
и приключениях одного героя – 
данной игрушки. Это наиболее трудный 
вид рассказывания. Игрушка только определяет 
главного героя, а образы других действующих 
лиц, действия и ситуации придумывают 
сами дети на основе творческого воображения 
и собственного опыта. 
В учебной и 
методической литературе нет единой 
точки зрения на содержание и методику 
проведения занятий с детьми, на последовательность 
постановки задач обучения описательной 
и повествовательной речи и последовательность 
разных видов занятий с игрушками. Опираясь 
на исследования и опыт работы, мы изложим 
свое понимание методики обучения связной 
речи на материале игрушек. 
Напомним, что 
на занятиях с игрушками следует 
обучать детей речевым умениям, 
необходимым для составления 
описательных и повествовательных 
монологов: сформировать элементарное 
представление о структуре текста и научить 
связывать предложения и части высказывания. 
В описании – определять объект, последовательно 
описывать части, свойства, качества, действия 
его, в конце высказать оценочное суждение. 
В повествовании – выделять главную тему, 
развивать сюжет и соблюдать структуру 
(завязка, развитие действия, кульминация, 
развязка). 
Рассмотрим методику 
обучения монологической речи на занятиях 
с игрушками. 
В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду?
На первых порах 
особенно важен выбор игрушек 
для занятий. Они должны привлекать 
к себе внимание детей ярко выраженными 
качествами (цвет, форма, размер), активизировать 
речь, создавать настроение. Игрушки могут 
быть одинаковыми по названию, но разными 
по внешнему виду (кукла большая в пальто 
и берете, кукла маленькая в одеяле и коляске; 
кошки белая и черная). 
На занятии 
обучение описательным умениям можно 
организовать в игре «Найди и опиши». 
Подбираются разные игрушки: две 
куклы – одна с бантом, другая 
без банта, две кошки разного 
цвета. Игрушки поочередно рассматриваются, 
сравниваются; уточняются их характерные 
особенности и различие; активизируется 
словарь. Затем воспитатель «прячет» игрушки 
(так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает 
найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, 
Миша – черную, а Соня – куклу с бантом». 
Дети находят и приносят игрушки, называют 
и с помощью вопросов воспитателя описывают 
(«Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на 
голове? А это что?»). В итоге такой беседы 
разрозненные ответы детей обобщаются 
в виде связного высказывания: «Миша нашел 
черную кошечку. У нее на голове ушки, большие 
глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост. 
Она лакает молочко и мяукает: мяу! мяу!» 
Когда дети научатся 
хорошо и правильно отвечать на вопросы, 
им предлагают повторить описание воспитателя. 
Таким образом, здесь используются 
приемы, направленные на оказание ребенку 
помощи в описании предмета: рассматривание, 
вопросы, обобщение педагога (образец 
описания). 
На следующем 
этапе можно рекомендовать 
В гости к детям приходит котенок. Его рассматривают («Какой котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. – Как его можно назвать ласково? – Котеночек, котик. – Что любит котик? – Молоко. – Давайте вместе расскажем про него»). Дается логико-синтаксическая схема описания: воспитатель начинает предложение, а дети продолжают: «Это (котенок). Он (маленький, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?»
Остальные виды 
занятий с игрушками проводятся 
как рассказ воспитателя для 
детей. Придумываются несложные 
сценки-рассказы с набором игрушек, 
рассказ сопровождается драматизацией, 
в которую включаются по ходу действия 
высказывания детей. 
На занятиях 
по описанию игрушек используются стихи, 
потешки, загадки. Так, воспитатель 
может загадать загадку про собаку: 
«С хозяином дружит, дом сторожит, живет 
под крылечком, хвост колечком». 
После отгадывания загадки 
В среднем дошкольном 
возрасте закладываются основы для 
развития умения самостоятельно описывать 
игрушки и самостоятельно составлять 
рассказ-повествование о них. 
Описание игрушек 
и составление рассказов об игрушках 
предваряет их рассматривание, в процессе 
которого уточняются особенности внешнего 
вида и образ жизни воплощенного в игрушке 
живого существо, подбираются сравнения, 
определения. Можно специально дать образные 
слова и словосочетания: пугливый заяц; 
осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, 
мягкий медвежонок и др.; провести лексическое 
упражнение. 
В процессе обучения 
дети должны интуитивно понять, что 
описание проводится по определенному 
плану. Этому способствуют правильно 
организованный ход рассматривания игрушек 
и продуманная постановка вопросов, специальные 
упражнения. 
Последовательность 
изложения в описании зависит 
от умения детей поэтапно обследовать 
предмет – от восприятия его в 
целом к выделению существенных 
признаков. Поэтому воспитатель задает 
вопросы в определенном порядке, учит 
детей думать, в какой последовательности 
они будут описывать игрушку. Это поможет 
соблюдать логику описания. 
Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Исследования доказывают, что уже в процессе рассматривания игрушек, в вопросно-ответной форме следует показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов (Это котенок. Котенок маленький. У котенка пушистая шерсть). Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?» – «Это еж». – «Кто колючий?» – «Еж колючий». – «У кого на спине иголки?» – «У ежа на спине иголки». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребенок будет оперировать в своем ответе.
Другой вариант 
постановки вопросов, когда правильная 
форма повторяющихся слов заключается 
в самом вопросе: «Кто это?» – 
«Зайчик». – «Какие уши у зайца?» 
– «У зайца длинные уши». – 
«Какой хвост у зайца?» – «У зайца 
короткий хвост». 
Затем можно 
использовать прием, когда дети, следуя 
образцу, описывают игрушку. 
«Скажи, как Петрушка», 
«Скажи, как я». Петрушка и ребенок 
получают одинаковые по содержанию игрушки, 
но один мишка большой черный, а 
другой маленький коричневый. Петрушка: 
«У меня мишка большой черный». 
Ребенок: «У меня 
тоже мишка, но маленький и коричневый». 
Петрушка: «У моего медведя уши 
круглые пушистые». Ребенок: «У моего 
мишки тоже уши круглые пушистые» 
и т.д. 
Петрушка: «У меня 
большая красивая кукла». Ребенок: «У 
меня большая белая машина». Петрушка: 
«У куклы черные глаза, светлые волосы». 
Ребенок: «У машины руль и круглые колеса» 
и т.д. 
В первом варианте 
дети восстанавливают предложенную 
им структуру описания, заменяя лишь 
два слова. Во втором – дети, сохраняя 
структуру предложения, самостоятельно 
заполняют его новыми словами. 
Когда дети научатся 
описывать игрушку с помощью 
взрослого, можно предложить описать 
одну из 3 – 4 игрушек на основе образца 
по одной из них. Кроме образца 
используются и другие приемы: подсказ 
слова, дополнение, совместное описание, 
поощрение. В конце занятия для поддержания 
интереса надо показать заводную или другую 
игрушку. 
Одновременно 
у детей формируются навыки повествовательной 
речи. Детей подводят к составлению 
рассказов также по вопросам воспитателя. 
Важно сформировать элементарные представления 
о структуре высказывания (начало, середина, 
конец). Для осознания структуры повествования 
рекомендуется использовать схему составления 
совместного с детьми рассказа. Сначала 
дается представление о том, как можно 
по-разному начинать рассказ («Однажды», 
«Как-то раз», «Дело было летом»). Давая 
зачин рассказа, взрослый предлагает ребенку 
заполнить его содержанием. 
Приведем пример схемы рассказа «В лес за ягодами»: «Дело было... (летом). Собрались... (подруги в лес за ягодами). Взяли они... (корзиночки) и. (отправились в лес). Идут девочки и весело... (разговаривают). На небе появились... (темные тучки). Вдруг загремел... (гром) и. (пошел дождик). Девочки… (испугались) и. (спрятались поддерево). Когда дождь закончился, они... (пошли домой)».
Заполнение схемы 
помогает ребенку усвоить средства 
связи между предложениями и 
частями текста, формирует умение 
пользоваться словами-связками вдруг, 
тогда. 
Постепенно дети 
начинают самостоятельно составлять рассказы. 
Педагог помогает развивать сюжет, используя 
слова-связки, глагольную лексику (позвал 
– убежал, встретил и., стали они.), учит 
включать диалог действующих лиц (спросил 
– ответил), элементы описания внешнего 
вида героев. Для рассказа вначале отбираются 
2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет 
и включить в повествование всех действующих 
лиц, подобрать слова к действиям, использовать 
прямую речь. Позднее количество игрушек 
можно увеличить. 
На этом этапе 
основным приемом обучения является 
образец, который дается после рассматривания. 
Приведем пример рассказа «Собака и заяц». 
«Однажды вышла Жучка на улицу. Шла-шла, 
захотелось ей есть. Вдруг идет навстречу 
заяц. Подошла к нему Жучка и говорит: «Здравствуй, 
зайчик!» Заяц отвечает: «Здравствуй, Жучка!» 
– «Нет ли у тебя чего-нибудь поесть?» 
– «Есть морковка, возьми, пожалуйста!» 
Понюхала Жучка морковку, покачала головой: 
«Нет, спасибо, я морковку не ем». И пошли 
они каждый своей дорогой». 
Детям нравятся 
такие тексты, они и сами хотят 
придумать подобный рассказ или сказку. 
Воспитатель может разыграть сценки с 
этими игрушками. Для рассказывания игрушки 
объединяют по две (кукла и собачка, кошка 
и мышка, кукла и машина). Обычно рассказы 
составляются детьми во второй части занятия, 
после рассматривания или описания игрушек. 
Значительное 
место занимают дидактические игры 
на описание. Усложняются их содержание 
и требования к речи. В игре «Магазин 
игрушек» ребенок-покупатель должен описать 
игрушку, опираясь на образец или 
план, а продавец – отгадать, какая 
это игрушка, и продать ее. Условием получения 
игрушки, кроме описания, может быть требование 
назвать отдел, полку, на которой она стоит. 
Продавец может не сразу понять, какую 
игрушку хотят купить, и предлагает описать 
ее понятнее. 
Если в младшем дошкольном возрасте дети в основном учатся отгадывать загадки, то на этом возрастном этапе они сами составляют загадки на основе образца воспитателя. Как всегда, игрушки рассматриваются. Воспитатель начинает со своего образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом. Кто это?» По другим игрушкам или предметам составляют загадки дети. Несмотря на то, что составление загадок сложно, при соответствующем обучении описательной речи дети успешно с этим справляются: «С длинными ушками, коротким хвостом, любит морковку»; «С бородой, рогами, молоко дает». Оценивая описания игрушек, необходимо отмечать точность словаря, удачные сравнения, эмоциональность.
В старшем дошкольном 
возрасте игрушка занимает меньшее 
место, но к умениям описывать 
игрушку и строить повествование 
предъявляются более высокие требования. 
Описание должно быть полным, логичным, 
без пропуска существенных признаков, 
повторений, последовательным, точным 
по языку, с использованием образной речи. 
Дети должны составлять повествование 
по набору игрушек и по одной игрушке, 
определяя тему, развивая сюжет и соблюдая 
композицию. 
Описательные 
умения дети приобретают, как и в 
среднем дошкольном возрасте, в процессе 
описания игрушек и составления 
загадок. Основное отличие – в 
усложнении заданий и большей самостоятельности 
их выполнения. 
Информация о работе Методика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста