Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – С.468). Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Рассказы из 
опыта можно разделить на два 
вида: рассказы, отражающие коллективный 
опыт детей (о событиях, в которых принимали 
участие все дети (экскурсия на почту); 
рассказы, отражающие индивидуальный 
опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной 
день»; «Расскажи о своем доме»). 
Первый вид 
рассказывания для педагога психологически 
проще, так как он сам был участником событий, 
о которых будут говорить дети, и у него 
больше возможностей помочь им. Второй 
вид рассказывания психологически сложнее 
– никто не наблюдал того, о чем будет 
рассказывать ребенок. Руководить рассказыванием 
в этом случае труднее, и дети нуждаются 
в помощи взрослого. 
Методика обучения 
рассказыванию из опыта была разработана 
Е. И. Тихеевой, Л. А. Пеньевской, Э. П. Коротковой. 
Вид рассказывания, как правило, определяет и прием обучения. Наиболее эффективны и широко используются вспомогательные вопросы, образец рассказа воспитателя, план рассказа, которые имеют в этом виде речевой деятельности детей свою специфику. В качестве дополнительных можно назвать такие приемы, как указания, анализ и оценка детских рассказов, подсказ нужного слова, совместный рассказ воспитателя и ребенка и др.
Успешность выполнения 
речевого задания зависит от активизации 
детской памяти. С этой целью используются 
вспомогательные вопросы. Задача их 
– научить ребенка последовательно 
и полно, в понятной для слушателей форме 
воспроизводить свой личный опыт, рассказывать 
о впечатлениях и переживаниях, направлять 
свое внимание на суть передаваемых событий. 
Вопросы должны быть понятными детям и 
давать возможность для составления связного 
последовательного рассказа. Наиболее 
широко вопросы используются в рассказах, 
отражающих коллективный опыт. В рассказывании 
на темы из личного опыта они тоже уместны, 
но задаются в более общем виде, поскольку 
воспитатель не знает, о чем будет говорить 
ребенок. 
Так, говоря об отдыхе 
всех детей на даче, можно спросить 
их о купании в речке; о том, 
как они загорали, как ходили в 
лес за грибами. Вопросы задаются 
очень конкретные («А помните, как 
Миша чуть не заблудился в лесу?»). 
Говоря с детьми 
об их индивидуальном опыте, педагог не 
знает подробностей, потому и вопросы 
имеют общий характер («Где ты отдыхал 
летом? С кем? Что интересного было?»). Вопрос 
задается в естественно-разговорной форме. 
Воспитатель выказывает свою заинтересованность 
к предмету рассказа, желание узнать о 
нем поподробнее. Вопросы неконкретные, 
равнодушные («Что ты еще можешь рассказать 
о жизни в деревне?») не активизируют детскую 
память и мышление, не затрагивают эмоции 
ребенка. Вспомогательные вопросы в процессе 
самого рассказывания мешают ребенку 
довести рассказ до конца и вовлекают 
иногда в беседу других детей. Поэтому 
использовать их следует очень осторожно. 
Другим приемом обучения является образец рассказа воспитателя. Ценность рассказа-образца (СНОСКА: Пеньевская Л. А. Рассказывание как средство обучения связной речи//Известия АПН РСФСР. - 1948. - №16) в том, что он показывает пример замысла, повышает интерес к рассказыванию и направляет мысли ребенка на конкретные факты из его жизненного опыта, которые могут стать основой для самостоятельного рассказа и способствовать развитию замысла. Образец помогает ребенку научиться строить рассказ. Язык образца, последовательность изложения оказывают влияние на стилистику детских рассказов. Отсюда вытекают и требования, предъявляемые к образцу рассказа воспитателя о впечатлениях из его личного опыта.
В основу рассказа 
воспитателя должен быть положен 
какой-либо случай (или событие), представляющий 
интерес для детей и близкий 
их жизненному опыту. 
Рассказ должен 
отличаться четкой последовательностью 
изложения. Вначале дается завязка, заинтересовывающая 
детей, затем следует нарастание действия. 
После момента наибольшего напряжения 
быстрая и ясная развязка. 
Язык рассказа 
должен быть приближен к разговорной 
речи, а сам рассказ – быть 
понятным и кратким, образным, без длинных 
фраз. Образность и живость языка воспитателя 
влияют на выразительность детской речи. 
Образец должен 
вести к развитию самостоятельной 
мысли, а не к механическому повторению. 
Рассказ воспитателя о случае 
из его жизни является одним из простых 
и ценных видов применения образца в рассказывании 
из опыта. Он повышает интерес детей к 
этой деятельности и помогает им приобрести 
целый ряд практических умений. Такой 
рассказ эмоционально воспринимается 
детьми, потому что связан с близким и 
авторитетным для них человеком. Еще Е. 
И. Тихеева считала, что личные переживания 
в таких рассказах, наблюдения рассказчика 
играют огромную роль. Рассказы мамы или 
любимой воспитательницы о временах и 
событиях, когда дети были маленькими, 
они особенно любят. 
Приведем пример 
использования образца на занятии 
по обучению рассказыванию из опыта 
на тему «Новогодняя елка». Вначале 
воспитательница спросила у детей, 
была ли у них елка, где ее взяли, 
чем она была украшена, как играли 
вокруг елки. Затем дала образец рассказа. 
«Когда я была маленькой, я жила недалеко от лесного питомника, где выращивают елки. Под Новый год мы вместе с папой пошли в питомник, чтобы выбрать самую красивую елку. Папа взял с собой топор и срубил на полянке густую елочку. Я помогла папе привезти ее на санках домой. Когда мы привезли елочку, я увидела, что между иголками на ней маленькие шишки. Игрушек у меня не было. Мы вместе с бабушкой сделали много разных игрушек: домик, мельницу, зайку, белочку и Деда Мороза и украсили ими нашу елочку. Еще мы навесили на елочку яблоки, звезды, свечи. А потом пришли мои подружки, и мы все вместе играли, пели, танцевали вокруг елки».
Своим образцом 
воспитатель привлек внимание детей 
к событию своего детства, и оказал 
последовательность изложения, вызвал 
интерес к теме и предложил каждому рассказать 
о своей елке. Образец помог направить 
мысли детей на отбор соответствующего 
содержания, овладеть формой рассказа 
по определенному плану. 
Пример рассказа 
ребенка: «Мама мне купила елку на 
базаре, а папа купил разноцветные лампочки. 
Вечером мы все вместе ее украшали. Я повесила 
зайчика с капустой, много шариков стеклянных, 
бусы, дождик. Под елкой я поставила Деда 
Мороза и Снегурочку. На ветке повесила 
снегиря, на самой верхушке золотую звезду». 
Другим приемом 
обучения детей является рассказывание 
по плану, заданному в виде вопросов или 
указаний. План способствует большей сосредоточенности 
на предмете рассказа, развитию последовательности 
в изложении событий. Воспитатель сам 
намечает вехи на пути детского рассказа. 
Указания несколько освобождают внимание 
ребенка от заботы о последовательности 
изложения и положительно влияют на умение 
рассказывать подробно, точно и выразительно. 
Приведем пример плана в виде вопросов: 
«Расскажите, как вы провели праздник. 
Куда ходили? С кем? Что видели интересного? 
Что вам особенно понравилось?» А вот план 
в форме указаний: «Расскажите, как мы 
вырастили цыплят. Сначала расскажите, 
как у нас появились цыплята, какие они 
были. Потом – как мы за ними ухаживали. 
Закончите рассказ тем, какие стали цыплята, 
когда выросли». 
В младшем дошкольном 
возрасте настоящего рассказывания 
по воспоминаниям еще нет. Это 
первоначальная ступень обучения. Высказывания 
детей несовершенны, для них характерна 
ситуативность, их трудно понять слушателю. 
Дети дополняют свои сообщения движениями 
и жестами. Занятие проходит как полуразговор, 
полубеседа на близкую детям тему: о любимых 
игрушках и животных; о том, с кем ребенок 
живет дома (о маме, бабушке, сестре, папе 
или брате); о том, как прошел выходной 
день. 
Разговор-беседу 
связывают с наглядным 
Беседовать следует 
до тех пор, пока у детей сохраняется 
интерес. Обычно многие хотят сказать 
хоть несколько слов о своих братьях 
или сестрах и перебивают друг 
друга. Необходимо учить детей слушать 
других и дополнительными вопросами 
уточнять детские высказывания. По достижении 
четырех лет ребенок уже может повторить 
обобщающий рассказ воспитателя. 
В среднем дошкольном 
возрасте обучение начинается с рассказывания 
по вопросам и заканчивается обобщением 
педагога или детей. Ребенок рассказывает 
о том, как помогает маме, что он видел 
на улице, как провел праздник, какой подарок 
подарил маме. 
Самостоятельное 
повествование рекомендуется 
При условии 
систематического обучения умениям, необходимым 
для описания и повествования, детям становится 
посильным рассказывание из индивидуального 
опыта («Где работают моя мама, мой папа»). 
Воспитатель помогает вопросами до начала 
рассказывания и по ходу его по мере надобности. 
Большую помощь оказывает образец в форме 
обобщения разрозненных ответов детей. 
Позднее становится возможным использовать 
образец перед рассказыванием. Он помогает 
ребёнку вспомнить случай из его жизни 
и построить высказывание по аналогии. 
Следует учитывать, 
что детские высказывания часто 
бывают невыразительными, изобилуют паузами, 
так как все внимание ребенка направлено 
на содержание. Не следует спешить подсказывать, 
чтобы не увести детей в сторону от рассказа. 
Старшие дошкольники свой рассказ облекают в форму связного, последовательного, понятного для слушателей повествования, но обучающая роль педагога велика и в этих возрастных группах.
Усилия воспитателя 
направлены на развитие у детей памяти 
и воссоздающего воображения, на 
формирование умения выстраивать логику 
повествования, самостоятельно отбирать 
материал из жизненных впечатлений, находить 
нужные слова и выражения. С этой целью 
применяются образец рассказа и план. 
В начале учебного 
года в старшей группе можно использовать 
разработанный Э. П. Коротковой прием 
подачи образца с последующим его анализом. 
Тема рассказывания 
из опыта – «Моя любимая игрушка». 
В предварительной беседе детям 
предлагают вспомнить об их игрушках, 
назвать и описать их, а затем 
ставится задача интересно рассказать 
о любимой игрушке. Детские рассказы 
предваряет образец. 
«Когда я была 
маленькой, моей любимой игрушкой был 
заводной цыпленок. Он был желтенький, 
с круглыми черными глазами и 
острым клювом. Цыпленок был маленький 
– умещался на моей ладошке. Когда 
его заводили, он начинал быстро-быстро 
клевать: тук-тук, тук-тук. И перебегать 
с места на место. Я подзывала цыпленка: 
цып-цып-цып! И сыпала зерна. Мне было весело!» 
Затем педагог 
анализирует образец, объясняет, что 
рассказ состоит из двух частей: 
вначале подробно говорится об игрушке, 
как она выглядела, чем была интересна, 
в конце – об игре с любимой игрушкой. 
В заключение даются конкретные указания 
детям: «Когда будете рассказывать, постарайтесь 
сначала подробно сказать все об игрушке, 
а потом – как вы с ней играете». Этот прием 
помогает детям овладеть формой изложения. 
В дальнейшем образец 
используется как побудитель детского 
творчества. Методика применения его 
в связи с этим изменяется. Его 
можно предлагать детям после 2 – 
3 рассказов или в конце занятия. 
Постепенно от образца можно перейти 
к рассказыванию по плану и по указаниям 
педагога. 
В старших группах 
расширяется программа 
С детьми седьмого 
года жизни можно организовать рассказывание 
из опыта на морально-этические темы («Рассказ 
о моем друге», «Как мы заботимся о малышах», 
«За что я люблю свою маму»). Такие занятия 
способствуют воспитанию чуткого отношения 
к близким людям, доброты, заботливости, 
внимания к окружающим. 
Информация о работе Методика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста