Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:11, курсовая работа
Цель исследования: отбор методов и приемов работы над паузой и логическим ударением  на уроках литературного чтения в начальной школе на основе диагностики умений выразительного чтения обучающихся.      
  Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить литературу  по теме курсовой работы.
2. Исследовать уровень сформированности умений выразительного чтения обучающихся 2-го класса.
3. Произвести отбор методов  и приёмов работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.
Введение 3
Теоретические основы работы над паузой и логическим ударением в начальной школе………………………………………………………………6
Качества навыка чтения и этапы его становления у младшего школьника……………………………………………………………………..6
    1.2  Средства речевой выразительности. Правила постановки пауз и логических ударений при чтении……………………………………………14
   1.3.  Требования к выразительному чтению в начальной школе. Приемы формирования умений выразительного чтения…………………………..29
2. Работа над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.
.   Диагностическое исследование ……………………………………35
.  Урок работы над паузой и логическим ударением в начальной школе……………………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………....54
Список использованных источников и литературы…………………….....56
Приложение…………………………………………………………………...58
Рисунок 1 – Результаты выявления уровня понимания прочитанного в экспериментальной группе
Согласно таблице 3 и рисунку 1, в экспериментальной группе у 15 человек (60%) уровень понимания ключевых слов высокий, у 8 человек (32%) - средний, 2 человека (8%) имеют низкий уровень понимания ключевых слов.
Понимание предложений  
характеризуется высоким 
Проверка понимания учениками основной мысли произведения показала такие результаты: высокий уровень - 19 человек (76%), средний - 5 человек (20%), низкий - 1 человек (4%). Сравнение средних баллов по каждому параметру позволило сделать вывод о том, что вопросы на выявление понимания ключевых слов и предложений вызывает у учеников экспериментальной группы большее затруднение, чем вопросы на выявление понимания основной мысли текста.
Таблица 4 - Показатели уровня сформированности умений выразительного чтения в экспериментальной группе
| Код | Соблюдение пауз | Постановка логического ударения | Общий бал | Уровень сформированности умений | |
| 01 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 02 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 03 | 1 | 1 | 2 | Средний | |
| 04 | 1 | 2 | 3 | Средний | |
| 05 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 06 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 07 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 08 | 1 | 1 | 2 | Средний | |
| 09 | 2 | 1 | 3 | Средний | |
| 10 | 2 | 1 | 3 | Средний | |
| 11 | 2 | 1 | 3 | Средний | |
| 12 | 1 | 1 | 2 | Средний | |
| 13 | 2 | 1 | 3 | Средний | |
| 14 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 15 | 2 | 1 | 3 | Средний | |
| 16 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 17 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 18 | 1 | 2 | 3 | Средний | |
| 19 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 20 | 1 | 2 | 3 | Средний | |
| 21 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 22 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 23 | 2 | 1 | 3 | Средний | |
| 24 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 25 | 2 | 1 | 3 | Средний | |
| Ср. балл | 1,76 | 1,6 | |||
Рисунок 2 – Результаты выявления уровня сформированности умений выразительного чтения в экспериментальной группе
Согласно таблице 4 и рисунку 2, в экспериментальной группе у 19 человек (76%) умение соблюдать паузы сформировано на высоком уровне, у 6 человек (24%) - на среднем. Низкий уровень не выявлен. Умение постановки логических ударений характеризуется высоким уровнем у 14 человек (56%), средний уровень имеют 11 учеников (44%). Низкий уровень не выявлен.
Сравнение средних баллов по каждому параметру позволило сделать вывод о том, что обучающиеся экспериментальной группы не всегда соблюдают паузы при чтении и верно определяют место логического ударения.
Таблица 5 - Показатели уровня понимания прочитанного в контрольной группе
| Код | Ключевое слово | Предложение | Основная мысль | Общий бал | Уровень понимания | |
| 01 | 2 | 2 | 2 | 6 | Высокий | |
| 02 | 2 | 2 | 2 | 6 | Высокий | |
| 03 | 1 | 1 | 2 | 4 | Средний | |
| 04 | 1 | 0 | 1 | 4 | Средний | |
| 05 | 2 | 2 | 2 | 6 | Высокий | |
| 06 | 2 | 2 | 0 | 4 | Средний | |
| 07 | 2 | 1 | 2 | 5 | Высокий | |
| 08 | 2 | 2 | 2 | 6 | Высокий | |
| 09 | 2 | 2 | 2 | 6 | Высокий | |
| 10 | 1 | 2 | 2 | 5 | Высокий | |
| 11 | 1 | 2 | 1 | 4 | Средний | |
| 12 | 2 | 2 | 0 | 4 | Средний | |
| 13 | 2 | 1 | 2 | 5 | Высокий | |
| 14 | 2 | 2 | 2 | 6 | Высокий | |
| 15 | 2 | 0 | 2 | 4 | Средний | |
| 16 | 2 | 2 | 2 | 6 | Высокий | |
| 17 | 2 | 1 | 2 | 5 | Высокий | |
| 18 | 2 | 1 | 2 | 5 | Средний | |
| 19 | 2 | 2 | 2 | 6 | Высокий | |
| 20 | 2 | 2 | 1 | 5 | Высокий | |
| 21 | 2 | 2 | 1 | 5 | Высокий | |
| 22 | 2 | 2 | 2 | 6 | Высокий | |
| 23 | 2 | 0 | 1 | 3 | Средний | |
| 24 | 0 | 2 | 2 | 4 | Средний | |
| 25 | 1 | 1 | 2 | 4 | Средний | |
| Ср. балл | 1,72 | 1,56 | 1,68 | |||
Рисунок 3 – Результаты выявления уровня понимания прочитанного в контрольной группе
Согласно таблице 5 и рисунку 3, в контрольной группе у 19 человек (76%) уровень понимания ключевых слов высокий, у 5 учеников (20%) - средний, 1 человек (4 %) имеют низкий уровень понимания ключевых слов.
Понимание предложений характеризуется высоким уровнем у 16 человек (64%), у 7 человек (28%) - средний и 2 человека (8%) имеют низкий уровень понимания предложений.
Проверка понимания учениками основной мысли произведения показала такие результаты: 19 человек (76%) - имеют высокий уровень, 4 ученика (20%) – средний, 2 человека (8%) - низкий. Сравнение средних баллов по каждому параметру позволило сделать вывод о том, что вопросы, выявляющие понимание предложений, вызывают у учеников контрольной группы большее затруднение, чем вопросы, требующие понимания ключевых слов и основной мысли текста.
Таблица 6 - Показатели уровня сформированности умений выразительного чтения в контрольной группе
| Код | Соблюдение пауз | Постановка логического ударения | Общий бал | Уровень сформированных умений | |
| 01 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 02 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 03 | 1 | 1 | 2 | Средний | |
| 04 | 2 | 1 | 3 | Средний | |
| 05 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 06 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 07 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 08 | 1 | 1 | 2 | Средний | |
| 09 | 1 | 2 | 3 | Средний | |
| 10 | 2 | 1 | 3 | Средний | |
| 11 | 2 | 1 | 3 | Средний | |
| 12 | 1 | 1 | 2 | Средний | |
| 13 | 1 | 2 | 3 | Средний | |
| 14 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 15 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 16 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 17 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 18 | 2 | 1 | 3 | Средний | |
| 19 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 20 | 1 | 2 | 3 | Средний | |
| 21 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 22 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 23 | 2 | 1 | 3 | Средний | |
| 24 | 2 | 2 | 4 | Высокий | |
| 25 | 2 | 1 | 3 | Средний | |
| Ср. балл | 1,76 | 1,6 | |||
Рисунок 4 – Результаты выявления уровня сформированности умений выразительного чтения в контрольной группе
Согласно таблице 6 и рисунку 4, в контрольной группе у 19 человек (76%) умение соблюдать паузы сформировано на высоком уровне, у 6 человек (24%) - на среднем. Умение постановки логических ударений характеризуется высоким уровнем у 16 человек (64 %), средним - у 9 учеников (36 %). Низкий уровень не выявлен. Сравнение средних баллов по каждому параметру позволило сделать вывод о том, что ученики контрольной группы не всегда соблюдают паузы и верно ставят логическое ударение при чтении.
Количество 
обучающихся с различным 
Рисунок 5 - Количество 
обучающихся с различным 
Количество 
обучающихся с различным 
Рисунок 6 - Количество 
обучающихся с различным 
Согласно  рисункам 
5 и 6, в контрольной и 
Результаты диагностического исследования позволили сделать следующие выводы:
Таким образом, в ходе исследования было обнаружено, что уровень сформированности умений выразительного чтения обучающихся 2-го класса является недостаточным. Это свидетельствует о необходимости работы над такими средствами речевой выразительности, как пауза, логическое ударение в связи с усилением внимания к сознательности чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
2.2. Конспект урока литературного чтения во 2-м классе. Работа над паузой и логическим ударением.
Тема: Сказки зарубежных писателей (братья Гримм «Бременские музыканты»)
Цель: продолжить чтение литературных сказок.
Задачи:
формировать навыки анализа поступков героев;
Задачи обучения выразительному чтению:
Оборудование: учебник Л.А Ефросинина Литературное чтение: книга для чтения во 2 классе.- Часть 2.- М.: Издательство: Вентана-Граф, 2007.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
- Сегодня на 
уроке познакомимся с 
III. Беседа.
-Что мы называем сказкой? (Это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает)
- Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом )
- А кто много веков назад сочинял сказки? (Простой народ)
- Какие виды сказок вы знаете? (Сказки о животных, бытовые, волшебные )