Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:11, курсовая работа
Цель исследования: отбор методов и приемов работы над паузой и логическим ударением  на уроках литературного чтения в начальной школе на основе диагностики умений выразительного чтения обучающихся.      
  Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить литературу  по теме курсовой работы.
2. Исследовать уровень сформированности умений выразительного чтения обучающихся 2-го класса.
3. Произвести отбор методов  и приёмов работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.
Введение 3
Теоретические основы работы над паузой и логическим ударением в начальной школе………………………………………………………………6
Качества навыка чтения и этапы его становления у младшего школьника……………………………………………………………………..6
    1.2  Средства речевой выразительности. Правила постановки пауз и логических ударений при чтении……………………………………………14
   1.3.  Требования к выразительному чтению в начальной школе. Приемы формирования умений выразительного чтения…………………………..29
2. Работа над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.
.   Диагностическое исследование ……………………………………35
.  Урок работы над паузой и логическим ударением в начальной школе……………………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………....54
Список использованных источников и литературы…………………….....56
Приложение…………………………………………………………………...58
Изменение темпа является хорошим приемом характерной окраски речи при чтении диалога.
Верный ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или напевность, плавность) зависит от размера, которым написано стихотворение, от чередования в нем ударных и безударных слогов. Но надо, прежде всего от содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, каждая картина рисуется.
Определение интонации дано О.В Кубасовой, которая в это понятие включает использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски, определяемой содержанием текста или предложения. Эта окраска чаще всего передает авторское отношение к описываемым фактам: одобрение, презрение и другие эмоции и оценки. Ярче всего эта окраска проявляется в мелодике речи, то есть в понижении и в повышении голоса. Также изменение высоты голоса называются интонацией (более узкое значение). Интонация понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх и затем резко падает на месте знака тире, ровно повышается при перечислении определений или сказуемых, стоящих перед существительным, а также ровно снижается при обратном их соотношении. Но, кроме этих синтаксических обусловленных изменений высоты тона, огромную роль в определении выражения мыслей и чувств играет интонация смысловая и психологическая, определяемая содержанием и нашим отношением к нему [5, с.120].
Работа над выразительностью чтения - одна из задач обучения младших школьников чтению. Умение выразительно говорить и читать формируется на протяжении всех четырех лет начального обучения. Развивая звуковую сторону устной речи детей, мы тем самым совершенствуем выразительность их чтения и наоборот.
Выразительная речь - устная произносимая речь, соответствующая содержанию высказывания или читаемого текста. Средство выразительности звучащей речи - интонация. Разборчивость речи - прежде всего ясное, четкое произношение звуков. Она вырабатывается путем специальных дикционных упражнений.
Интонационная работа осуществляется как на уроках обучения чтению, так и на уроках грамматики и правописания. Специальных часов для этого не отводится или отводится редко. Здесь следует соблюсти внутрипредметные связи, чтобы у младшего школьника сформировалась единая система представлений о языке и об интонации как явлении звучащей речи. Кроме того, на специальных упражнениях надо научить детей практически применять умение выразительно говорить и читать. В этой подготовительной работе и заключается специфика курса в начальных классах.
Для того, чтобы читать выразительно, необходимо, по мнению М.И Омороковой, владеть определенными умениями, которые формируются в процессе чтения и анализа художественного произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности. Рассмотрим их более подробно.
М.Р. Львов среди умений выразительного чтения называет:
- хорошую дикцию, уметь ясно, четко произносить звуки, их сочетания, слова, регулировать громкость и темп речи
- уметь соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
- уметь соблюдать 
интонации вопроса, 
 М.И Оморокова 
к группе интонационных умений 
относит умения пользоваться 
паузой и логическим ударением,
Для формирования этих умений Оморокова выделяет следующие приемы:
- наблюдение за паузой с опорой на знаки препинания;
- наблюдения 
и практические упражнения в 
постановке пауз между 
- сопоставление пауз, определение их смысловой роли;
- наблюдение 
за простейшими случаями 
- выделение при чтении важных слов и сочетаний слов (самостоятельное выделение логических ударений, анализ вариантов смысловых ударений в зависимости от изменения смысла читаемого текста и объяснения своего выбора);
- анализ образца( грамзаписи)
- прием разночтения;
- наблюдение 
за изменением смысла 
Круг умений выразительного чтения в области и анализа произведения и использования интонационных средств выразительности, предложенный М.И Омороковой, является доступным для овладения младшими школьниками. Формирование данных умений с помощью перечисленных выше приемов, как указывает автор, способствует совершенствованию выразительного чтения детей и умений работы с текстом вообще [11,с.77-79].
О.В. Кубасова выделяет следующие приемы формирования умений выразительного чтения:
- наблюдение 
за изменением смысла читаемого
- чтение (пение) 
с ударением схем слов, разных 
по своей слоговой структуре 
и упражнения, направленные на 
нахождение (выделение) слов, соответствующих 
предъявляемой учителем 
- анализ образца 
(чтение учителя, чтеца в 
Е.Д. Дмитриева определила такие приемы, как:
- чтение с 
разной эмоциональной окраской, 
с разным намерением и 
- чтение с 
разным темпом, наблюдение за 
повышением и понижением 
Таким образом, вдумчивое, внутренне обусловленное использование всех средств речевой выразительности даст возможность чтецу верно и ярко передать произведение слушателям и сделать чтение подлинно выразительным [5, с.20]. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение таких требований, как соблюдение знаков препинания, пауз логических и психологических, правильная постановка ударения, соблюдение темпа и ритма чтения, интонационная выразительность [2, с.24].
Можно сделать вывод о том, что выразительность-это важное требование, предъявляемое к чтению учащихся начальных классов и работа над ней - одна из задач обучения младших школьников чтению.
2. Работа над 
паузой и логическим ударением 
на уроках литературного 
2.1. Диагностическое исследование умений выразительного чтения обучающихся 2-го класса
Отбор методов и приемов работы над паузой и логическим ударением как средствами речевой выразительности на уроках литературного чтения в начальной школе потребовал проведения диагностического исследования с целью выявления уровня сформированности умений выразительного чтения обучающихся 2-го класса.
Экспериментальная работа проводилась в естественных педагогических условиях в МБОУ «Гимназия №14» г. Йошкар-Олы. В эксперименте участвовали обучающиеся вторых классов в количестве 25 человек в каждом классе.
Уровень сформированности умений выразительного чтения определялся нами по следующим показателям:
- понимание прочитанного;
- умение соблюдать паузы;
- умение правильно ставить логическое ударение.
Для выявления уровня сформированности умений выразительного чтения детям было предложено прочитать рассказ «Колокольчики». И.Соколова-Микитова (Приложение 1).
Процедура исследования:
Понимание прочитанного оценивалось нами следующим образом (таблица 1).
Таблица 1- Оценка понимания прочитанного (в баллах)
| Степень понимания | Ключевые слова | Предложения | Основная мысль | Суммарное количество баллов | Уровень понимания прочитанного | 
| Самостоятельно | 2 | 2 | 2 | 6 | Высокий | 
| С помощью учителя | 1 | 1 | 1 | 3 | Средний | 
| Не понимает | 0 | 0 | 0 | 0 | Низкий | 
Уровни понимания прочитанного текста:
5-6 баллов - высокий 
уровень (понимание 
3-4 балла – средний уровень (понимание с помощью учителя ключевых слов, слов, употребленных в переносном смысле, основной мысли текста);
Ниже 3-х баллов – низкий уровень (непонимание ключевых слов, слов, употребленных в переносном смысле, основной мысли текста).
В процессе проверки чтения экспериментатор отмечал составляющие выразительного чтения, заносил их в специальный лист учета с отметкой в соответствующих графах. Нами использовалась следующая система оценивания умений выразительного чтения (таблица 2).
Таблица 2- Оценка умений выразительного чтения (в баллах)
| Показатели Степень проявления показателя | Соблюдение пауз | Постановка логического ударения | Суммарное количество баллов | Уровень сформированности умений | 
| Отсутствие ошибок | 2 | 2 | 4 | Высокий | 
| Наличие 2-3 ошибок | 1 | 1 | 2 | Средний | 
| Наличие более 4 ошибок | 0 | 0 | 0 | Низкий | 
Уровни сформированности умений выразительного чтения:
4 баллов – 
высокий уровень (соблюдение 
2-3 баллов - средний уровень (допускаются две – три ошибки в соблюдении пауз либо в постановке логических ударений);
0-1 баллов - низкий уровень (допускается более 4 ошибок в соблюдении пауз либо в постановке логических ударений).
Результаты исследования оформлены в виде таблиц и рисунков. Рассмотрим их более подробно.
Результаты выявления уровня понимания прочитанного обучающимися экспериментальной группы показаны в таблице 3 и на рисунке 1.
Таблица 3 - Показатели уровня понимания прочитанного в экспериментальной группе
| Понимание | |||||||
| Код | Ключевых слов | Предложений | Основной мысли | Общий бал | Уровень понимания | ||
| 01 | 2 | 1 | 2 | 5 | Высокий | ||
| 02 | 2 | 2 | 2 | 6 | Высокий | ||
| 03 | 2 | 0 | 1 | 3 | Средний | ||
| 04 | 1 | 1 | 1 | 3 | Средний | ||
| 05 | 2 | 2 | 2 | 6 | Высокий | ||
| 06 | 1 | 1 | 2 | 4 | Средний | ||
| 07 | 1 | 2 | 2 | 5 | Высокий | ||
| 08 | 1 | 1 | 2 | 4 | Средний | ||
| 09 | 2 | 1 | 2 | 5 | Высокий | ||
| 10 | 2 | 1 | 2 | 5 | Высокий | ||
| 11 | 2 | 1 | 1 | 4 | Средний | ||
| 12 | 0 | 2 | 2 | 4 | Средний | ||
| 13 | 2 | 1 | 2 | 5 | Высокий | ||
| 14 | 2 | 2 | 2 | 6 | Высокий | ||
| 15 | 1 | 1 | 2 | 4 | Средний | ||
| 16 | 2 | 2 | 2 | 6 | Высокий | ||
| 17 | 2 | 1 | 2 | 5 | Высокий | ||
| 18 | 1 | 1 | 2 | 4 | Средний | ||
| 19 | 1 | 1 | 2 | 4 | Средний | ||
| 20 | 2 | 2 | 1 | 5 | Высокий | ||
| 21 | 1 | 2 | 2 | 5 | Высокий | ||
| 22 | 2 | 2 | 2 | 6 | Высокий | ||
| 23 | 2 | 0 | 1 | 3 | Средний | ||
| 24 | 2 | 2 | 0 | 4 | Средний | ||
| 25 | 0 | 2 | 2 | 4 | Средний | ||
| Ср. балл | 1,52 | 1,36 | 1,72 | 
 | |||