Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 18:04, практическая работа
Цель : изучить понятие «беседа»,структуру, тематику. Изучить педагогические основы планирования.
                              
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
     ТУЛЬСКИЙ 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
     КАФЕДРА 
ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 
И ДОШКОЛЬНОГО 
ОБРАЗОВАНИЯ  
 
 
 
 
Конспект урока
по курсу :
«Методика развития речи»
Проведенного в группе 3 «А»
Тульского педагогического колледжа №2
     На 
тему : « Методика поведения 
беседы с детьми старшего 
дошкольного возраста» 
 
 
 
 
 
 
 
Провела :
Студентка 4 курса группы «Д»
Факультета психологии
Специальности Дошкольная педагогика и психология
Лисенкова Ю.С.
     Руководитель 
практики: 
 
Преподаватель:
Николаева Л.П.
     Дата 
проведения : 15.02.2011 
 
     Тула 
– 2011 
Тема: «Методика поведения беседы с детьми старшего дошкольного возраста».
Цель : изучить понятие «беседа»,структуру, тематику.
Изучить педагогические основы планирования.
Задачи :
     1.Продолжать 
формировать у студентов 
2.Закрепить знания у студентов о видах связной речи, её характеристиках, диалогических умениях.
3.Закрепить у студентах умение работать с «Программой обучения и воспитания в детском саду»
4.Развивать у студентов умение делать выводы, формулировать ответы на вопросы.
     5.Воспитывать 
у студентов желание активно 
работать на уроке, используя 
опыт приобретенный на 
Тип урока : Комбинированный
Структура урока :
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания.
     3.Этап 
подготовки учащихся к 
4. Этап усвоения новых знаний
5. Этап закрепления знаний.
6. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж его выполнения.
Основные понятия : беседа, познавательная беседа, этическая беседа, воспроизводящая беседа, тематика, структура беседы, содержание беседы, задачи.
Время урока : 90 мин. (2 урока по 45 мин.)
Оборудование : Программа воспитания и обучения в детском саду,
Учебное пособие А. М. Бородич. Методика развития речи детей. М.; Просвещение, 1981 . – 225 с .,таблицы классификации бесед, кроссворд, карточки с вопросами.
Литература :
Ход урока :
-Здравствуйте! Меня зовут Юлия Сергеевна. Сегодня урок проведу я. Перед тем как мы приступим к новой теме, я хотела бы проверить качество выполненного вами домашнего задания. 2 студентки получат карточки, содержащие в себе вопросы по знакомому вам материалу. Кто хочет поработать по карточкам?
1 карточка – Определение беседы. Три типа бесед по Е.А. Флериной.
2 карточка – Напишите определение : связная речь (характеристика, формы, функции).
Девушек, кому я дала карточки, я прошу сесть на первую парту,взять с собой ручку и ответить на вопросы,которые содержит карточка. Вверху напишите пожалуйста своё имя и фамилию.Даю вам 10 мин.на подготовку.
- С остальными я проверю ваши знания в форме небольшой разминки – кроссворда. Вашу активность, а также выполнение заданий, я буду оценивать в конце урока.Начнем.
КРОССВОРД.
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вопрос номер 1.Форма 
устной речи, поддерживаемая двумя 
и более людьми, 6 букв. 
Ответ 
студентов : диалог. 
-Правильно. Продолжим. 
Вопрос номер 2.Форма устной 
речи, исходящая от одного лица, 
имеющая определенную тематику.
Ответ 
студентов : Монолог. 
- Отлично. Вопрос 
номер 3. В какой группе детского 
сада, дети довольно длительное 
время могут поддерживать 
Ответ 
студентов : старшая. 
- Молодцы. Перейдем 
к 4 вопросу. Назовите 
Ответ 
студентов: мимика. 
-Проверяем…Подходит. 
Следующий вопрос под номером 5.Сообщение 
,передача друг другу информации на словах. 
Ответ 
студентов :разговор. 
-Далее переходим 
к вопросу под номером  6.Предпосылки 
речи, появляющиеся у ребенка во втором 
полугодии жизни. 
Ответ 
студентов : лепет. 
-Замечательно. Следующий 
вопрос. 7. Автор «Программы воспитания 
и обучения в детском саду». 
Ответ 
студентов: Васильева. 
-Замечательно. Я 
очень рада что ответы на 
вопрос не вызывают у вас 
затруднения. Следующий вопрос 
под номером 8.Как называется 
планируемый как педагогический прием 
разговор?14 букв. 
Ответ 
студентов: Преднамеренный. 
-Верно. Это преднамеренный 
разговор. Следующий вопрос номер 
9.Психологическая особенность 
Ответ 
студентов: подражание 
-Отлично,и наконец последний вопрос. В каком случае, ребенок стремиться поделиться своими впечатлениями с воспитателем.
Вы наверное уже 
обратили свое внимание на то,что по вертикале 
у нас образовалось слово ДОШКОЛЬНИК, 
а скажите мне пожалуйста,кто же такой 
дошкольник? 
Ответ 1 
студента : это 
ребенок,который не 
ходит в школу 
Ответ 2 
студента : от 
года до семи лет. 
- Вы правы.
-Девушки,которые работают по карточкам сдайте их пожалуйста и садитесь на места.
Вывод : Таким образом,мы с вами еще раз вспомнили что такое разговор,какой он может быть(Преднамеренный),какое мы используем при общении выразительное средство и т.д.
- Прежде чем,перейти к новой теме,давайте вспомним еще раз,что такое беседа.
Беседа – это целенеправленный,заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.
-Сегодня мы будем изучать беседу как метод и форму обучения детей.
А теперь запишем тему урока(она написана на доске) : «Методика проведения беседы с детьми старшего возраста.»
-Давайте запишем план урока.
1.Виды беседы.
2.Структура и содержание беседы.
3.Задачи беседы. 
-Существует две классификации беседы. Мы запишем их в виде схемы.
Первая классификация,которую 
предложила автор вашего учебника А.М.Бородич,где 
беседа рассматривается как вид занятия 
включает в себя :  
 
БЕСЕДА 
 
 
ОБОБЩАЮЩАЯ                    
 
 
 
1.обобщающая беседа – систематизирован.знания на определенную тему,например,беседа на тему «Кем быть?»,где дети систематизируют свои знания полученные ранее.В этой беседе,можно рассмотреть стоительные профессии : каменщик,плотник,маляр и т.д.
2.Этическая беседа – где главная задача воспитание (дружба, вежливость,уважение) Пример: беседа на тему : «Вежливые слова».Где воспитатель беседует с детьми о том, какие вежливые слова они знают, рассказывают об их значении.
3.Воспроизводящая 
беседа - восстанавливает 
получен.ранее знания  после 
экскурсий, целевых 
наблюдений. Например на тему «Что мы 
видели на экскурсии?». 
-Запишем следующую классификацию,её предложила Мария Митрофановна Конина Она .выделяет два типа бесед. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа.
С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).
  
БЕСЕДА 
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ                
 
Вопрос : 
Как вы думаете, откуда воспитатель берет 
темы бесед?Какой документ может  подсказать? 
Ответ 
студентов : Программа 
воспитания и обучения 
в детском саду. 
-Правильно.Воспользуйтесь  
пожалуйста программой. Первый ряд откроет 
старшую группу, второй ряд – среднюю 
группу. Посмотрите,какие там указанны 
разделы программы? 
Ответ 
студентов : окружающий 
мир( общественные явления- 
семья детский сад),трудовая 
деятельность,нравственное 
воспитание,художественная 
деятельность  и т.д. 
Вывод : Таким образом тематику бесед воспитатель берет из программы,радел окружающий мир и ребенок,но другие разделы тоже могут дать тему для беседы.Запишите столбиком темы бесед :
1. «кто строит дом?»
2.«моя семья»
3.«Дорога в детский сад»
4.«Дружба»
5.«О нашей пище» 
Вопрос : 
определите,к какому виду отностся каждая 
из тем? 
Ответ 
студентов. 1-познавательная,2 
– этическая,3- воспоизводящая,4 
–этическая, 5-обобщающая. 
 
 
 
 
 
-Теперь перейдем к второму 
вопросу нашего урока. Структура беседы. 
Беседа как вид занятий имеет общую структуру, 
сейчас мы познакомимся с ней, работая 
с темой : Беседа «О книге». 
 -Начать беседу можно 
по-разному – с воспоминания, с рассказа 
педагога, рассматривания игрушки, предмет. 
В качестве эмоционального средства можно 
использовать картинку, загадку, стихотворение, 
которые имеют прямое отношение к теме. 
Информация о работе Методика поведения беседы с детьми старшего дошкольного возраста