Эстетическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:27, доклад

Описание

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика - всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.
Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит? Об этом дальше.

Содержание

1. Понятие и нужность эстетического воспитания
2. Влияние эстетического формирования
3. Эстетическое воспитание на возрастных этапах
Выводы
Литература

Работа состоит из  1 файл

Эстетическое воспитание.docx

— 30.32 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем, было бы неверно  ограничивать реальные проявления художественной культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания и  оценки. Художественное начало помимо искусства широко представлено в  материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и  образной выразительности создаваемых  человеком предметов и вещей  практически-утилитарного назначения. Не случайно, еще В. В. Стасов отмечал: "Настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих жизнь. Народилось настоящее, не призрачное, народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там, наверное, будет значительна и интересна, по мысли и форме, и архитектура, и вслед за нею и живопись, и скульптура".

Художественная культура личности выступает, таким образом, важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей  деятельности, всей трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности  создаваемых предметов, на искусность и мастерство позволяла в прошлом  лучшим представителям ремесленного труда  создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства. Данная закономерность с известной поправкой на омассовление производства, углубление разделения труда и специализацию действует и сегодня. Мастерство, художественное чутье, сноровка и вдохновение позволяют современным простым труженикам достигать нередко замечательных результатов, дающих основание квалифицировать их труд как деятельность по законам красоты.

Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического  и художественного воспитания в  социальном воспроизводстве человека.

Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических  ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную  сферу детей, снижает остроту  реагирования на стрессовые факторы  у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет  возможности совместной деятельности и общения детей.

 

 

 

 

Литература

 

 

1. Эстетика. Под ред. А.А.  Радугина. - М., 1998.

2. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968.

3. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. - М., 1980.

4. Бессонов Б.Н. Человек.  Пути формирования новой личности. - М., 1988.

 

 

http://stud24.ru/pedagogy/jesteticheskoe-vospitanie/24695-72738-page1.html

 

 

 

 

 

 

Основные средства эстетического  воспитания в детском саду

"Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина

"Просвещение", Москва, 1978 г.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

Стены родного дома, вещи, окружающие ребенка с первых лет  жизни, обладают большой силой воздействия. Удобная мебель, гармоничное сочетание  цветовых пятен, предметы искусства, общий  стиль оформления помещения —  все это, воспринимаемое зрением, осязанием, находит отражение в памяти, сознании малыша.

Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов  обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска  стен должна быть спокойной, светлых  тонов.

Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием  воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:

1. Целесообразность, практическая  оправданность обстановки.

2. Чистота, простота, красота.

3. Правильное сочетание  цвета и света, создающее зрительный  контраст, обеспечивающий видимость  каждого предмета. Например, бледно-желтые  нарциссы рядом с синей водой  аквариума усиливают красочность  окружающего.

4. Все компоненты оформления  должны составлять единый ансамбль.

Особое место в оформлении группы должно принадлежать изобразительному искусству: картинам, эстампам, предметам  прикладного искусства. Это расширяет  эстетические представления детей, создает основу понимания произведений искусства, доставляет художественное наслаждение, вызывает желание самому нарисовать узор, цветок, сделать красивую игрушку.

Изображенные на картинах сюжеты должны быть доступными пониманию  детей. Это — труд людей, жизнь  детского сада, пейзажи, натюрморты, жизнь  птиц и животных, сказочный мир. Во всех группах могут быть использованы натюрморты, эстампы с изображением животных, картины со сказочной тематикой. Пейзажи рекомендуется использовать в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к репродукциям картин знаменитых художников: «Грачи прилетели» Саврасова, «Золотая осень», «Март» Левитана, пейзажи Шишкина, «Аленушка», «Царевна и серый волк» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, «Сирень» Кончаловского и др. В комнате следует иметь не более 2—3 картин.

Хорошо, когда есть одна большая  картина, особо привлекающая внимание детей, и две-три меньшего размера. Картины должны быть хорошо освещены, не мешать одна другой, поэтому не следует помещать их слишком близко. Менять картины и эстампы следует с учетом времени года, задач воспитательной работы с детьми. Например, хорошо вывешивать картины, связанные с темой предстоящей беседы, чтением художественного произведения, игрой.

Важное место в оформлении детского сада должно принадлежать произведениям  народного прикладного искусства. Во всех группах должна быть представлена хохлома (мебель в книжном уголке и один-два предмета, которые меняются). Хорошо иметь веселую дымковскую игрушку, жестовские подносы, произведения из керамики.

Разумеется, мало окружить детей  красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее, ценить. Поэтому  воспитатель должен обращать их внимание на чистоту помещения, на красоту, которую  вносят цветы, картины, поощрять попытки  самих детей украсить комнату.

Всему этому надо учить  постепенно. Например, наблюдая вместе с детьми за работой няни, воспитатель  подводит их к выводу, что она  не только следит за чистотой, но и создает  уют в комнате. Хорошо убранное, сверкающее чистотой помещение становится красивым. И дети сами постепенно привыкают  поддерживать чистоту и порядок  сначала при помощи взрослых, затем  по их напоминанию, а к старшей  группе уже самостоятельно.

С первых лет жизни детей  надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой  поведения. В этом отношении одним  из сильнейших средств воздействия  является пример самого воспитателя, единство его внутренней и внешней культуры.

Мощным средством эстетического  воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается ее красота в детстве и, запечатленная  в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека.

Воспитатель раскрывает детям  мир природы, помогает им увидеть  ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках  заката... Надо только видеть эту красоту  самому и найти слова, доступные  сердцу ребенка. Неоценимую помощь в  этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать.

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно  сталкивается, также являются важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую  постройку, действовать дружно, быть внимательными друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомит дошкольников с этими профессиями, но и вызывает желание подражать им. Все это  отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств.

Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при  правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что  составляет основу для развития творческого  воображения и способностей. В  процессе целевых наблюдений и экскурсий  педагог обращает внимание детей  не только на существенные черты того или иного явления, но и на красоту  слаженного труда, преобразующего природу, на благородство взаимоотношений между  людьми, построенных на взаимопомощи, товариществе и заботе друг о друге. То, что по-настоящему взволнует  детей, обязательно отразится в  их играх, рисунках, рассказах.

Улицы, здания, памятники  также способствуют эстетическому  и нравственному воспитанию детей. Знакомство с их красотой и своеобразием начинается с самого простого и близкого: со здания детского сада, со своей улицы. С возрастом и накоплением  знаний тематика ознакомления детей  с достопримечательностями города, села расширяется. И где бы ни жили дети, в старших группах их обязательно  знакомят со столицей нашей Родины Москвой, ее Красной площадью.

В процессе этой работы воспитатели  дают детям представления о некоторых  архитектурных особенностях построек и ансамблей, обращают внимание на своеобразие  отдельных форм и линий, на целесообразность архитектуры, на то, как она вписывается  в природный пейзаж. Эти впечатления  дети отражают в строительных играх. Их постройки становятся все более  сложными и красивыми. Отдельные  здания, мосты, вокзалы начинают объединяться в творчестве детей в ансамбли улиц.

Многогранным и неисчерпаемым  средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей  с жизнью всей страны, воспитывает  любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям. Произведения искусства  являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного  обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

С первых лет жизни детей  сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место  в их жизни занимают сказки. Высокую  оценку дал им А. С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки... каждая из них есть —  поэма».

Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего  могут быть выражены в музыке. П. И. Чайковский писал: «Там, где бессильны  слова, во всеоружии своем является более красноречивый язык — музыка». Музыка обостряет эмоциональную  отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки»  — в этом был убежден В. А. Сухомлинский.

Изобразительное искусство  также необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.

На праздниках в детском  саду разные виды искусства воздействуют на детей в своеобразии и единстве. Праздники оказывают сильное  впечатление на дошкольников, надолго  сохраняются в их памяти и служат важным средством эстетического  воспитания. Высоки требования, предъявляемые  к искусству для детей. Произведения, которые отбираются для дошкольников, должны быть высокохудожественными, доступными для понимания, отвечать задачам  коммунистического воспитания.

Художественный материал для каждой последующей возрастной группы постепенно усложняется в  связи с углублением задач  эстетического воспитания. Это учтено в «Программе воспитания в детском  саду», где определены художественные произведения для каждой возрастной группы.

Наконец, очень важно качество исполнения художественных произведений для детей, от которого во многом зависит  эстетическое воспитание ребенка.

Ведущее место в осуществлении  эстетического воспитания принадлежит  детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий  детского сада и семьи возможно полноценное  осуществление задач эстетического  воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Воспитатель помогает семье  создать необходимые условия  для правильного эстетического  воспитания детей. Он рассказывает о  важности эстетики быта, советует, что  читать детям, какие пластинки для  слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье  было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.

Установление преемственности  в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы  духовной культуры, которой должен обладать человек.

http://diplomforum.ru/f80/t28795.html


Информация о работе Эстетическое воспитание