Эстетическое воспитание учащихся старших классов ОСШ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:59, реферат

Описание

Педагогическая система украинской школы проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного. Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодёжи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности.

Работа состоит из  1 файл

печать.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

 

Эстетическое  просвещение учащихся на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие возможности. Это – беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом, университеты культуры, дискотеки, кружки, творческие вечера, экскурсии, классные часы.

Внеклассная и  внешкольная работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс.

В системе эстетического  воспитания учащихся во внеурочное время можно выделить три взаимосвязанных звена:

    1. эстетическое просвещение;
    2. развитие эстетических чувств;
    3. обогащение опыта художественной деятельности.

 

Расширяется кругозор учащихся, их знания, развивает творческие способности, прививает практические умения и навыки. Виды кружков: драматический, кружок художественного чтения, литературный, литературно-творческий, кружок по изучению выразительных и изобразительных средств и жанров различных видов искусства, литературно-искусствоведческий и др.

Для эстетического  развития школьников каждый вид искусства  имеет свое специфическое значение. Прикладное искусство формирует  художественный вкус в выборе вещей  и предметов повседневной жизни. Этот вкус школьники отражают в своих поделках на кружковых занятиях и уроках труда. Цирковое искусство всегда захватывает учащихся своей бескорыстностью и вместе с тем смелостью, ловкостью, грацией, стремительностью, ритмом и другими достоинствами. Архитектура — это наглядное формирование действительности по законам красоты. Она поражает воображение детей своей выразительностью, симметрией и ритмичностью форм.

Скульптура  как пространственно-изобразительное  искусство всегда передает движение. Один момент этого действия как бы соединяет в себе прошлое и будущее. В скульптуре, ее монументальности и одноцветности заложено широкое обобщение. Этот вид искусства наиболее труден для восприятия детей.[1]

 

 

ПРИНЦИПЫ И  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Эстетическое  воспитание учащихся, правдиво и ярко отражая те или иные явления действительности, способствует глубокому их познанию, расширению круга представлений, формированию познавательных интересов. В то же время изучение основ наук, учебный процесс заключает большие возможности и для эстетического развития школьников. Эта задача решается содержанием учебных дисциплин: биология и физическая география, изучая явления природы, фиксируют внимание учащихся на их красотах; на уроках истории школьники овладевают знанием развития искусства и культуры, их исторической и классовой обусловленности и т. д. Большое значение имеет иллюстрирование на уроке определенных положений той или иной дисциплины средствами искусства (картины, кинофильмы, магнитофонные записки). На каждом учебном занятии, по любому школьному предмету имеются огромные возможности эстетического воспитания: красотой логики доказательств и рассуждений, четкой структурой урока, выразительностью речи учителя, аккуратностью выполнения записей, рисунков и чертежей на доске, эстетичностью в оформлении демонстраций и других наглядных пособий, пресечением неряшливости и безвкусицы во внешнем виде учеников.

Немалое влияние  на эстетическое развитие школьников оказывает среда, в которой они живут и учатся (красота в быту, в школьной обстановке).

Эстетическое  воспитание находится в тесной связи с физическим воспитанием.

Художественная  литература раскрывает картину мира в эстетически воспринимаемых образах, созданных силой воображения  писателя, поэта. Художественная литература - искусство слова, самое богатое  и сложное искусство.

Слово по природе  своей содержит элементы образности, вызывающей в читателе множество  сложных ассоциаций, чувств, представлений, мыслей. Поэтому литература обладает универсальными изобразительно-выразительными возможностями, сочетая в себе свойства разных видов искусств. Изображение пейзажа, интерьера, портрета, описание явлений и событий вызывают в воображении подростка зрительные образы, в то же время литература возбуждает слуховые образы, образы, развивающиеся во времени, раскрывающие чувства, переживания, мысли человека. Зрительные и слуховые образы, рождающиеся при восприятии литературы, специфичны, они отличаются от непосредственной наглядности тем, что не воспринимаются глазом или слухом, а, возникая в воображении человека от воздействия слова, носят иллюзорный характер. Поэтому восприятие литературы носит более сложный характер, оно требует большей интенсивности и силы воссоздающего воображения, ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости.

Анализируя  художественные произведения, ребята оценивают их, доказывает верность своей оценки, умение выражать свои мысли правильным, литературным языком, простым и выразительным.

Важно научить  учащихся наблюдать за развитием  характера героя в самостоятельной  работе над текстом, выяснить жизненную основу характера героя, его действий, поступков и дать глубокую психологическую характеристику образа: черт его характера, особенностей ума, чувств, воли; раскрыть образ во всей его сложности, показать прекрасные черты личности. Высокое нравственное совершенство, глубокий ум, яркие сильные чувства, воля - эти качества положительно оцениваются нашей молодежью. Отрицательные качества личности вызывают чувство неприязни, стремление бороться с проявлением этих черт в себе и окружающих. Задача морально-эстетического воспитания подростков требует иногда уточнения эмоций и понятий об идейном содержании художественных образов.

Таким образом, эстетическое воспитание осуществляется в процессе познания специфики литературы, как вида искусства, как образного  отражения действительности.

В чем специфика  возможностей эстетического воспитания в предметах естественно-математического  цикла, раскрывающих научную картину  мира, закономерности развития вещей  и явлений, обеспечивающих теоретическое  познание мира?

Эстетическое  воспитание школьников в процессе изучения естественных наук предполагает в качестве основы определенную эстетическую концепцию - признание объективности красоты в природе; понимание таких эстетических принципов, как целостность, гармония, единство в разнообразии, единство формы и функции, целесообразность, оптимальность, пропорциональное соотношение частей и целого, конструктивность. Эстетическое воспитание в процессе преподавания предметов естественно-математического цикла осуществляется не привнесением в предмет посторонних элементов. Оно исходит из содержания самого предмета. Учитель использует в изложении материала конкретно-эстетический анализ объектов и явлений, изучаемых биологией, физикой, математикой, химией, географией, астрономией в сочетании с научным подходом к теме. [7]

Математика - одна из абстрактных наук, она отличается логической безупречностью, обоснованностью  и последовательностью выводов. Новые программы по математике в  школе значительно повышают уровень  математической культуры учащихся средних школ. Учитель должен не только глубоко знать и понимать математику, но и чувствовать ее красоту, уметь передать ее учащимся.

Красота - в силе математической мысли, ее глубине, точности и изощренности, необходимости проведения тонких рассуждений для доказательства "очевидных теорем" и, наоборот, для обнаружения несправедливости многих очевидных истин.

Эстетическое  воспитание подростков осуществляется на уроках истории. Эстетическое в истории  носит объективный характер. К. Маркс  и Ф. Энгельс убедительно показали, что исторический процесс - это богатейший источник эстетического и что эстетическое в истории обусловлено объективными закономерностями развития общества. Таким образом, надо развить у подростков способность видеть и чувствовать эстетическое в самой истории, в ее живом, противоречивом и сложном процессе.

Наибольший  интерес в плане эстетического  воздействия представляют прекрасная и возвышенная борьба передовых  общественных сил за осуществление  высоких гуманистических идеалов, крестьянские народные восстания, борьба пролетариата за построение социалистического общества, героизм советского народа, проявленный в борьбе с фашизмом в Великую Отечественную войну.

Эстетический аспект изучения истории - это средство всестороннего изучения предмета, которое вырабатывает эмоциональное, духовное отношение к истории, формирует личность в целом.

Таким образом, во всех учебных предметах есть возможности  эстетического образования и  воспитания.

Эстетическое  воспитание неразрывно связано с  трудовым воспитанием. Нельзя себе представить трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда, вместе с тем, нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов.

Школьникам  необходимо показать красоту труда, научить их трудиться на общую пользу так, чтобы труд стал для них потребностью. При этом большое внимание уделяется воспитанию чувства прекрасного, желание своими руками сделать что-то красивое, необходимое обществу, школе, семье.

Так, на занятиях по кулинарии, учитель формирует  у девочек навыки сервировки стола, его украшения; поведения за столом. Учатся фигурной нарезке фруктов  и овощей с помощью различных  приспособлений; украшений блюд зеленью  лука, петрушки и укропа; овощами, составляющими блюдо. В процессе подобных работ девочки приобретают умение сочетать полезное с красивым.

При изучении "Основ  материаловедения" девочки оформляют  коллекции образцов тканей, на которых  учатся использовать контрастные сочетания  в расцветках тканей и выполнять различные композиции.

Большую роль в  эстетическом воспитании учащихся играет применение на уроках труда элементов  народного творчества, декоративно-прикладного  искусства.

Изготовление  своими руками красивых и нужных предметов  вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

При этом на примере  изготовления объектов учащиеся должны знакомиться с элементами черчения и графики, использовать знания, полученные на уроках изобразительного искусства, МХК, ОПК, истории и ряда других школьных предметов. Девочки знакомятся с народными, классическими видами вышивок, современными вышивками с использованием декоративных материалов, с различными видами современных аппликаций, традиционными видами вязания с художественными, мальчики с народными промыслами обработки природного материала, видами резьбы по дереву, плетением изделий из лозы, гончарством.

Эстетическое  воспитание влияет на развитие художественного  вкуса, пространственного воображения, абстрактного мышления, глазомера, аккуратности.

Не меньшее  значение для воспитания эстетики поведения  имеют беседы с учащимися о  нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомление их с современной модой в одежде, обуви и прическе. Особенно важно предостерегать подростков от утрирования и искажения моды. В этих целях хороший эффект дают встречи с модельерами, стилистами и другими деятелями культуры. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, предупреждают ультрамодные увлечения, способствуют выработке этической культуры.

Формирование  эстетической культуры – это не только расширение художественного  кругозора, увеличение числа прочитанных книг, увиденных кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения.

Неоценимое  значение для эстетического воспитания школьников имеют лекции по искусству. Они несут в себе, как правило, два вида воздействия: на интеллект и на чувства школьников. В методическом отношении важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений искусства, непосредственное обращение к чувствам учащихся, не доминировали над размышлением об искусстве.

На занятиях кружка проводятся экскурсии, походы, встречи с работниками искусства (композиторами, писателями, артистами), устраиваются конкурсы, викторины

Школьные вечера - распространенная форма внеклассной  работы по эстетическому воспитанию, которая позволяет привлечь к активной художественной деятельности массу учащихся.

Они оказывают  огромное нравственно-эстетическое воздействие  на школьников своим содержанием, яркостью, торжественностью, концертами художественной самодеятельности.

Вечера художественной самодеятельности координируют работу кружков, каждый из которых показывает свое искусство, они выявляют и развивают  художественные умения и способности  школьников (умение петь, танцевать, выразительно читать, играть на сцене), потребность в прекрасном.

Распространенной  формой учебной и внеаудиторной  работы являются экскурсии - "форма  и метод учебно-воспитательной работы, позволяющие организовать наблюдение и изучение различных предметов  и явлений в естественных, обычных  условиях (природа, исторические места, предприятия и т. д.) или в музеях, на выставках".

На экскурсиях по изобразительному искусству ребята, знакомясь в подлинниках с  творениями мастеров живописи, графики, скульптуры, обогащаются знаниями, развивают эстетическое восприятие. Цель экскурсии дать определенный минимум понятий, знаний о том или ином виде искусства, возбуждает желание понять и почувствовать его красоту, знакомит с экспонатами музея. Все это обеспечивает осознанное восприятие произведений искусства, дает ребятам возможность пережить радостное чувство узнавания.

Активное участие  в организации выпуска стенной  газеты, в которой рассказывается о школьной жизни, о школьных делах, имеются статьи познавательного  характера, рассказы и стихи школьников, сатира и юмор.

Единство и  органическая взаимосвязь классной и внеклассной работы являются важным условием осуществления эстетического  воспитания в школе. Важно пробудить  у учащихся стремление утверждать красоту  в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают.

Информация о работе Эстетическое воспитание учащихся старших классов ОСШ