Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания нового человека Дж. Локка. «Мысли о воспитании»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:44, реферат

Описание

«Девять десятых людей делаются такими, какими они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»)

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1.Биография Джона Локка……………………………………………….4
2. Обзор педагогического наследия Джона Локка……………………..5
3. Роль нравственного воспитания в педагогике Джона Локка……….6
4.Роль физического воспитания в педагогике Джона Локка…………..9
5.Дисциплина……………………………………………………………..10
6.Домашнее обучение…………………………………………………....12
7.Требования к учителю. Образование народа…………………………13
8.Воспитание джентльмена………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………...20
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

реферат по логинову.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом».

Свою  мораль, как мы отмечали, Локк выводил  из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка. Но в трактовке Локка, по словам Маркса, «буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок...».

Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие  задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять  его законных пожеланий. Сначала  «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».

Главными  воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а  пример, среда, окружение ребенка. «Примите за несомненную истину» - говорит Локк,- что какие бы наставления ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним». Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей.

«Детей  нельзя воспитывать правилами, которые  ускользают из памяти. Если вы считаете необходимым приучить их к чему-нибудь, укорените это посредством практики всякий раз, как представится случай, и, если возможно, сами создайте случай».

 Воспитание  привычек должно начинаться с  самого раннего возраста. Нельзя  добиться положительных результатов  грубостью, насилием, необходимый  результат дадут ласковые слова,  кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.

Для правильного  направления всего воспитательного  процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда он ничего не подозревает, для того чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности», надо замечать различные качества ребенка, «ибо сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы...».

Локк  выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает  и рабский характер». Но в случаях  упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.

Локк  придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное - не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.

Содержание  обучения джентльмена, по Локку, значительно  шире, чем это было принято в то время. Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.

Эта программа  решительно порывает со средневековыми традициями. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер.

Локк  рекомендовал, чтобы воспитанник  занимался каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, а также парфюмерным делом, лакированием и гравированием. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен будить его интерес к учению, развивать  его любознательность. Недопустимо  превращать учение в занятия, которые  ребенку неприятны. Учитель должен использовать стремление детей к новому, но в то же время приучить их заниматься и неинтересным. Широко следует использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям. К детским вопросам надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельным суждениям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Самое главное в человеке - воспитание физическое, умственное и нравственное. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Представления Локка о воспитании складывались на основе собственных наблюдений как наставника детей в дворянских семьях. Им разработаны приемы и способы развития мышления человека. По теории Локка у человека нет врожденных представлений и идей. Он появляется на свет, будучи "чистой доской", готовый воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт - рефлексию.

Большое значение Локк отдавал дисциплине: ребёнка надо наказывать только за ложь, богохульство и упрямство. Наказывать можно любым способом, но пороть должен не родитель и не воспитатель, а наниматель.

Локк  был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного образования. Он оправдывал различные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов и ограниченное воспитанием трудолюбия и религиозности неимущих. Локк расширил границы сфер знаний, которые должен изучать джентльмен (бухгалтерия, счетоводство...), указал на необходимость преподавания навыков соц. поведения - "хорошие манеры и знание света". Обучение, по Локку - это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Локк Дж. “Мысли о воспитании”/Хрестоматия по истории зарубежной педагогики  - М., 2001г.

2.Зайченко  Г.А. “Локк. Очерк творчества”. – М., 2003

3.Нарский  И.С. “Философия Д.Локка” – М., 2000

4.Руссо  Ж.Ж. “Эмиль или о воспитании”/Хрестоматия по истории зарубежной педагогики – М.,1981 с.203-238

5.Пискунов  А.И. “История педагогики”/часть 2 М.,2003

6.Шабаева  М.Ф. ”Педагогическая теория Д. Локка” М.Наука, 2003

7. Локк Дж. Сочинения в трёх томах: Т. 3.– М.: Мысль, 1988

8. История философии: Учебник для вузов / В. Ильин. - СПб. 2003.

9.Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие.- М., 1998.

10.Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003

Информация о работе Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания нового человека Дж. Локка. «Мысли о воспитании»