Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания нового человека Дж. Локка. «Мысли о воспитании»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:44, реферат

Описание

«Девять десятых людей делаются такими, какими они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»)

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1.Биография Джона Локка……………………………………………….4
2. Обзор педагогического наследия Джона Локка……………………..5
3. Роль нравственного воспитания в педагогике Джона Локка……….6
4.Роль физического воспитания в педагогике Джона Локка…………..9
5.Дисциплина……………………………………………………………..10
6.Домашнее обучение…………………………………………………....12
7.Требования к учителю. Образование народа…………………………13
8.Воспитание джентльмена………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………...20
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

реферат по логинову.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

«Курский  государственный  университет» 
 
 
 
 
 
 

Реферат: 

«Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания нового человека Дж. Локка.

«Мысли  о воспитании»». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка 3 курса

факультета  ПиП

        Сороченко М.С.                                                                         

Проверил:

Логинов С.П. 
 
 

 Курск 2011

 Содержание 

 Введение………………………………………………………………….3

1.Биография Джона  Локка……………………………………………….4

 2. Обзор педагогического наследия Джона Локка……………………..5

 3. Роль  нравственного воспитания в педагогике  Джона Локка……….6

 4.Роль физического  воспитания в педагогике Джона  Локка…………..9

 5.Дисциплина……………………………………………………………..10

 6.Домашнее обучение…………………………………………………....12

7.Требования  к учителю. Образование народа…………………………13

8.Воспитание джентльмена………………………………………………15

 Заключение………………………………………………………………...20

 Список литературы………………………………………………………..21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Д. Локк  был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.

«Девять десятых людей делаются такими, какими они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка  характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»)

Разработал  систему воспитания джентльмена, построенную  на прагматизме и рационализме. Главная  особенность системы утилитаризм — каждый предмет должен готовить к жизни.

Воспитание  джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

Физическое  воспитание: способствует развитию здорового  тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая  пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.

Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.

Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу, как высшему существу.

Нравственное  воспитание — воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения. 
 

1.Биография  Джона Локка.

Свой  жизненный путь Джон Локк начал 29 августа 1632 г. В Рингтоне, небольшом городке графства Сомерсетшип, близ Бристоля. Будущий философ рос в пуританской семье, оппозиционно настроенной к королю. Отец его был правоведом и исполнял секретарские обязанности у мировых судей своего графства. Локку было всего десять лет, когда революционные события приобрели значительный размах, и когда отец его вступил в парламентское войско, приняв участие в военных действиях в качестве капитана эскадрона.

 Молодой Джон Локк учился в Вестминстерской  монастырской школе в то время, когда по приговору чрезвычайного парламента был казнён король, едва ли впрочем, в это время у него были установившиеся взгляды на политические события. В школе господствовала схоластическая система обучения. Локк не вынес из неё ничего, кроме знания древних языков. В 1665 г., окончив школу, Локк на казённый счёт как лучший ученик поступил в Оксфордский университет. В течении более чем тридцати последующих лет судьба Локка, так или иначе, была связана с этим старинным высшим учебным заведением. Колледж христовой церкви, где он учился, был типичным рассадником схоластитеческой лжеучёности. Своё разочарование в полученных знаниях Локк позднее выразил в следующих словах: “…мир наполнен книгами и диспутами, книги умножаются без увеличения знания”.

 В 1667 г. Локк принимает предложенное ему  лордом Антони Эшли место домашнего  врача и воспитателя сына Эшли. Занятия шли настолько успешно, что  в 1668 г. Локк был избран членом Учёного королевского общества в  Лондоне. Вскоре Локк становится ближайшим  советником Эшли.

 Со  второй половины 70-х годов до 1689 г. Локк находится в вынужденной  эмиграции, во Франции.

     В 1688-1689 годах был положен конец  монархии Стюартов, а заодно и  скитаниям Локка. В результате  революции в Англии были заложены  основы политического режима конституционной монархии, который существует и поныне. Локк, участвовавший в подготовке переворота 1688 г. возвращается на родину. Наряду с правительственной службой он ведет широкую научную и литературную деятельность. В 1690 г. в Англии издается “Опыт о человеческом разумении”, “Два трактата о правлении”, а в 1693 г. - “Мысль о воспитании”. В 1695 г. появилась его работа “Разумность христианства”.

 В “Посланиях о веротерпимости” и “Разумности  христианства” он отстаивает идею отделения церкви от государства.

 В поход  против Локка выступили и церковники, и многие Оксфордские преподаватели, и представители идеалистического философского течения. В 1703 г. за год  до смерти (28 октября 1704 г.) он узнает о  полном драматизма сражении в стенах Оксфордского университета: о борьбе реакционных преподавателей за официальное  изъятие его “Опыта” из учебных программ университета. 

 2. Обзор педагогического наследия Джона Локка

 Большой заслугой Локка как философа была разработка идеи опытного происхождения  человеческого знания. Категорический отказ от традиционной точки зрения на врождённость человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической психологии позволили Локку разработать интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие буржуазной педагогики.

 Отрицая врождённость идей, Локк очень высоко оценивал роль воспитания, которое  должно подготовить человека к жизни. Характерная особенность педагогической теории Локка-утилитаризм: руководящим принципом воспитания он считал  принцип полезности. Отсюда у него большое внимание к физическому развитию детей, забота об укреплении их здоровья. Так как Локк имел в виду воспитание джентльмена, он большое значение придавал выработке изящных манер, навыков вежливого поведения. Главной задачей нравственного воспитания Локк считал выработку твёрдой воли, умение сдерживать неразумные желания. Воспитание должно приучать человека управлять собой.

 Обучение, по Локку, должно иметь в виду нужды будущей практической деятельности воспитанника. Поэтому он выступал резко против традиционного классического образования, защищая реальное образование, вооружающее полезными знаниями: новые языки, география, законоведение, бухгалтерия и т.п. Он считал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность детей, что способствует развитию у них самостоятельного мышления. При обучении не должны применяться наказания.

 Однако  можно утверждать, что в понимании  задач образования Д. Локк далёк  от узкого практицизма, утилитаризма. Его воспитанник должен был быть не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособлен к “добродетельной жизни”, проявлять интерес к изучению того, в чём он может быть полезен своей стране. Образование выступает таким образом и в качестве средства развития важнейших гражданских, нравственных качеств личности.

 Педагогика  Джона Локка носила практикоориентированный  характер. Его теория была тесно  связана с переменами, происходившими в обществе. Локк был сыном своего века и отразил в своих исканиях его глубокие противоречия и состояние наук. По замечанию Ф. Энгельса, “Локк был в религии, как и в политике, сыном классового компромисса 1668 года”, которым завершилась английская буржуазная революция.    

 3. Роль нравственного воспитания в педагогике Джона Локка.

Локковская  концепция нравственного воспитания была обусловлена отрицанием им врождённых идей и норм морали. ”Естественный  моральный закон”, выдвинутый Д. Локком, был подчинён идее правового государства, которое должно обеспечивать реализацию стремления людей к личной безопасности и свободному пользованию своей собственностью.

 Существенна также позиция Локка, предполагавшая подчинение идеи Бога требованиям разума. Отсюда вытекало и его требование: только здравый смысл должен служить регулятором поведения человека. В самоограничении и самодисциплине он видел необходимое условие разумного поведения и управления человека собой при различных обстоятельствах жизни. При этом нравственные нормы и правила поведения не должны оставаться чем-то внешним, они должны стать его глубоко внутренними личностными качествами. Поэтому задача развития в личности внутренней потребности к активному утверждению в себе нравственных принципов рассматривалось Д. Локком в качестве главной цели воспитания.

 Д. Локк расширил представления о педагогических средствах, рассмотрев не только методы обучения, но и методы нравственного  воздействия. Он обращал внимание на зависимость поведения от мотивов, этих “могущественных стимулов души”, и попытался выявить механизм, управляющий ими.

 Формальное  заучивание правил поведения бессмысленно. Применяя идею наглядности обучения и к практике нравственного воспитания, Локк  рекомендовал показывать детям  на наглядных примерах, как им следует поступать и чего следует избегать. Практика, повторные действия, закрепление положительного опыта поведения и обусловленных этим рациональных привычек и черт характера рассматривались Локком в качестве важнейших средств воспитания. Он считал также целесообразным использовать для закрепления положительного опыта поведения повторные нравственные действия. Искусство воспитания, по Локку, состоит в использовании каждого благоприятного случая для создания специальных ситуаций, побуждающих ребёнка к желаемым повторным действиям, укрепляющим положительную привычку.

 Методику  выработки у ребёнка опыта  нравственного поведения Локк связывал с развитием его нравственного  сознания, без чего возможность полноценного нравственного становления личности представлялась ему немыслимой. В качестве важнейшего метода нравственного воздействия он рекомендовал убеждение, обращая внимание на то, что дети хорошо воспринимают доступные их уровню понимания доводы воспитателя, чувствительны к одобрению или порицанию, усваивают наглядные примеры поведения со стороны взрослых и т.д. “Однако самый простой и лёгкий и вместе с тем самый эффективный способ воспитания детей и формирования их внешнего поведения заключается в том, чтобы показывать им на наглядных примерах, как им следует поступать и чего они должны избегать”(№82).

 В “Мыслях  о воспитании” Локк даёт некоторые  практические советы о том, как воспитать  в детях щедрость, доброту и  чувство справедливости. “Дети, живущие  вместе, часто спорят из-за господства, из-за того, кому из них командовать над остальными. Кто бы ни начал этот спор, спор обязательно следует пресекать. Мало того, надо учить их относиться друг к другу с величайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью”(№109). ”Что касается обладания и владения вещами, то учите детей легко и свободно делиться со своими друзьями тем, что у них есть. Нужно очень внимательно следить за тем, чтобы они (дети) не нарушали правил справедливости: нужно всякий раз, когда дети так поступают, исправлять их, а когда есть для этого основание, и строго взыскивать”(№110). Достаточно показательно в этом плане и мнение Локка относительно подарков. ”Подарки, которые принято делать детям родителей с солидным общественным положением в целях угождения, причиняют малюткам большой вред. Это развивает в последних гордость, тщеславие и жадность чуть ли не ранее, чем они научатся говорить”(№130).

Информация о работе Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания нового человека Дж. Локка. «Мысли о воспитании»