Экспериментальное исследование краеведческих знаний у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:08, курсовая работа

Описание

Цель работы: Провести исследование направленное на выявление роли краеведения в развитии исследовательских умений школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы исследования
2. Провести исследование, направленное на изучение роли краеведения.
3. Выявить влияние роли краеведения в развитии исследовательских умений школьников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты роли изучения краеведения в школе. 6
1. 1. Сущность понятия «краеведение» 6
1.2. Роль краеведения в обучении школьников 9
1.3. Возрастные особенности отношения детей к природе 14
Глава 2. Экспериментальное исследование краеведческих знаний у детей младшего школьного возраста 23
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……................ 23
2.2.Анализ результатов экспериментального изучения краеведческих знаний школьников 28
Заключение 37
Список литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_Kraevedcheskaya_rabota_Kotoraya_seychas.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Чтобы вырастить образованного человека, способного самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения, необходимо изучение краеведения. Введение его в содержание образования с начальных классов положительно влияет на развитие интереса детей к изучению культуры, природы родного края и своей малой родины. От совместных участий родителей и детей в охране и восстановлении природы происходит укрепление семейных традиций, формируется чувство гордости за героические и трудовые свершения своих предков и воспитывается старшим поколением на своих примерах и рассказах бережное отношение к памятникам истории и культуры, к природе, в целях воспитания экологической культуры[5].

Примеры истории показывают, что в переходные периоды, как  правило, самым уязвимым оказывается именно подрастающее поколение, так как разрушение традиций приводит к деформации мышления, восприятия окружающего мира. Поэтому сейчас ―важно сохранить у подрастающего поколения веру в реальные и потенциальные возможности своей Родины, воспитать ответственность за ее судьбу, а в случае необходимости встать на ее защиту важно, чтобы ребенок с раннего возраста начал осознавать себя частицей своей семьи, своей Родины. Наибольшего результата можно добиться лишь тогда, когда воспитание будет основываться на конкретном, историческом, местном материале, так как ребенку ближе, привычнее, понятнее и нагляднее то, что его окружает. Постепенно ―расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, прошлому и настоящему. И в выполнении стоящей на современном этапе перед системой образования задачи, особая роль отводится краеведению. Создание системы краеведческой работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения[12].

Школа играет важнейшую  роль в подготовке подрастающего  поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с  практикой. Она дает ученику систематизированные  знания и именно в ней должны даваться знания о родном крае, прививаться бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Актуальной проблемой  современного образования является формирование и развитие познавательных интересов  и исследовательских умений учащегося, личность которого является центральной фигурой образовательного процесса[16].

Объект: роль краеведения в школьном образовании.

Предмет: краеведение в развитии исследовательских умений школьников

Цель работы: Провести исследование направленное на выявление роли краеведения в развитии исследовательских умений школьников.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы исследования

2. Провести исследование, направленное на изучение роли краеведения.

3. Выявить влияние роли краеведения в развитии исследовательских умений школьников.

Гипотеза: Изучение  краеведения в школе способствует  формированию и развитию социально значимых ценностей, развитию познавательных интересов и исследовательских умений школьников.

Методы исследования:

  1. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования.
  2. Констатирующий эксперимент (анкетирование).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Теоретические  аспекты  роли  изучения  краеведения  в школе.

1. 1. Сущность понятия «краеведение»

Впервые в России научное определение краеведения  было дано в «Академическом словаре русского языка» (1916 г.). В нем говорится, что это «Совокупность знаний об отдельных местностях страны, всестороннее изучение отдельных частей страны преимущественно силами местного населения». С тех пор это определение повторяется во многих энциклопедиях, словарях и научных работах. Такое определение краеведения перешло и в педагогику, во все педагогические работы о школьном краеведении, в педагогические энциклопедии и словари. Так, например, в современном «Педагогическом энциклопедическом словаре» школьное краеведение определяется как изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности. Причем под изучением края, как правило, понимается получение учащимися знаний о крае из различных источников и только. [20]

В толковом словаре В.И. Даля: «Краеведение – это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, истории, быта людей – преимущественно местными школами» [9? с.96].

Временем начала бурного  развития краеведения считаются 20-е  гг. ХХ в. В этот период были разработаны многие краеведческие вопросы, опробованы различные формы привлечения местного материала как в учебной, так и во внеклассной работе. В послевоенное время краеведческая работа продолжилдлась в связи с усилением патриотического воспитания. Появился ряд учебных пособий по организации краеведческой работы в школе. В частности, в трудах М.А. Никоновой, С.А. Голубкова, Н.М. Инюшкина, М.Д. Янко, Г.Н. Ищука и др. изложены методические основы литературно-краеведческой работы в школе.

Краеведение, как и любая другая наука, имеет собственные объект, предмет и задания исследования. Объектами краеведения является его история, природа, население, хозяйство, культура, достопримечательности материальной и духовной культуры. Предмет краеведения предусматривает знание о конкретном регионе. Основным заданием краеведения является изучение родного края, учет и классификация предметов и явлений на территории родного края. Особенностью краеведения как науки есть его интегральность, оно исследует проблемы региона в комплексе и взаимодействии[17].

Следуя этой точки  зрения, школьное краеведение –  это отрасль школоведения, то есть школьного образования.

Некоторые авторы объясняли «школьное краеведение» как два противоположных понятия: краеведение в школе – одновременно есть и дисциплина, и метод (К. Дубняк,К. Сивков), другие объясняли школьное краеведение как производственное краеведение и тому подобное[12].

 Е. Н. Милонов определяет «школьное краеведение»  как всестороннее изучение какой-либо конкретной территории, которое проводится на научной основе. Он рассматривал краеведение как одно из важнейших средств связи учебы и воспитания с жизнью. Автор считал, что краеведение способствует осуществлению общей учебы, моральному, эстетичному и физическому воспитанию учеников, всестороннему росту и развитию их способностей. К объектам изучения краеведения относил социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села, города, района, области, естественные условия.

 Н. А. Даринский,  Л. Г.  Кривоносова, рассматривали это явление как фактор воспитания. Они считали, что школьное краеведение – это важнейший фактор идейно-политического, морального, трудового, эстетичного, экологического и физического воспитания учеников, что оно способствует патриотическомувоспитанию, общему и политехническому образованию,расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учеников, вовлекает в творческую деятельность, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии[14]. .

Современные исследователи  придерживаются мысли, что школьное краеведение – это процесс познания и передачи знаний о родной земле и жизни на ней, что осуществляется от одного поколения к следующему

Современный исследователь  Г. Гуменюк определяет школьное краеведение как фактор воспитания личности через углубленное ознакомление с природой, хозяйственной деятельностью, историческим прошлым родного края, его культурно-образовательными традициями [7].

Наиболее полное и  объективное определение понятия «школьное краеведение»  дано в Энциклопедии образования (2008) под редакцией В. Кременя, где этот термин трактуется как организованная и управляемая педагогом деятельность учеников, которая состоит из образовательно-познавательных, поисково-опытных, практически творческих компонентов, и направленная на систематическое изучение, сохранение и воссоздание культурного наследия родного края. Краеведение предусматривает ознакомление учеников с природой, географией, историей, культурой края, способствует формированию национального самосознания и ценностных ориентаций, воспитанию патриотических чувств, развития потребности и готовности распространять и преумножать культурное достояние. [4].

В настоящее время  под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны, города или других поселений местным  населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение края предполагает исследование природы, истории, хозяйства, искусства, населения, его культуры и быта. На современном этапе своего развития краеведение становится тем связующим звеном, которое объединяет опыт, знание особенностей своего края с управлением развития природной средой и экономикой[5].  

Таким образом, можно сделать вывод, что в литературе  присутствует много определений понятия «школьное краеведения», тем не менее, не сформулировано.

 

1.2.  Роль краеведения в обучении школьников

Важность использования  элементов краеведения в обучении и воспитании детей подчеркивали в своих трудах видные зарубежные и отечественные ученые, педагоги, философы, писатели: Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Д.С. Лихачев[4].

Великий ученый, педагог  К.Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, отмечал, что «поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда  не теряют непостижимой власти над  сердцем человека», они помогают возгореться «искрами любви к Отечеству». Ушинский обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов, связывал с преподаванием «отчизноведения» развитие речи детей, изучение родного языка, подчеркивал важность выработки у детей «инстинкта местности» [26]

Ведущей деятельностью  для младших школьников является учебная – отсюда большая роль познавательной деятельности в развитии детей. Младшие школьники любопытны  и любознательны. Они открыты, эмоциональны и непосредственны, деятельны и активны по природе, хотя часто переоценивают свои возможности. Именно краеведческая деятельность, в которой младшие школьники вступают в непосредственный контакт с окружающим миром, позволяет им реализовать свою потребность в познавательной и физической активности, открывать «секреты» окружающего мира, формирует образ Родины. Один из самых эффективных путей формирования чувства патриотизма, интереса к родному краю у младших школьников – это ознакомление детей с историей и культурой их малой Родины, т.е. посредством краеведческой деятельности.

Краеведение как особая форма научно-познавательной деятельности давно уже стало органической частью отечественной науки, культуры и образования. «Органическое соединение учебной и краеведческой работы по изучению младшими школьниками страниц истории и культуры родного города рождает у детей любовь к Отечеству, ибо по-настоящему любить можно то, что очень хорошо знаешь. Активное включение детей в диалог с окружающим миром способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности и ответственности. В итоге проведенной работы детям хочется быть похожими на тех, кто составляет славу и гордость родного края» [21].

Сущность школьного  краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися определенной территории свого края под руководством учителя в учебно-воспитательных целях

Школьное краеведение  может быть учебным и внеклассным. Задачи и содержание учебного краеведения  определяются учебной программой,  оно осуществляется всеми учащимися в обязательном порядке в процессе урока или во внеурочное время. Задачи и содержание внеклассного  краеведения определяются учебно-воспитательными планами школы, оно осуществляется на добровольных началах. Формы внеклассной работы  разнообразны[5].

Учебное краеведение  решает две задачи:

1. Всестороннее изучение  своей местности как на основе знакомства с краеведческим материалом , прежде всего краеведческой литературой, так и путем непосредственных наблюдений окружающих предметов и объектов. 2. обязательное использование   этого материала в учебном процессе, что представляет собой краеведческий принцип в преподавании. Использование местного краеведческого материала , доступных наглядных фактов которые становятся иллюстрацией, например , при изучении курса «Естествознания», способствует формированию у учащихся правильного представления об объектах и явлениях . Они в свою очередь служат основой для понятий, в том числе и мировоззренческих  . При этом учитель имеет возможность в доступной форме представить идею о взаимосвязях в природе.

Информация о работе Экспериментальное исследование краеведческих знаний у детей младшего школьного возраста