Экспериментальная работа по использованию инновационных техник и технологий в развитии изобразительной деятельности детей раннего возр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – исследование условий возникновения навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста в детских образовательных учреждений. Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- определить изобразительное искусство, как основную составляющую эстетического воспитания дошкольников;
- охарактеризовать условия возникновения изобразительной деятельности детей раннего возраста

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УСЛОВИЙ И РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА …………….….….. 6
1.1. Изобразительное искусство - основная составляющая эстетического воспитания дошкольников ………..……………... 6
1.2. Психолого-педагогический аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической
трактовке …………………………….…..……………………....... 12
1.3. Педагогические условия возникновения и развития изобразительной деятельности детей раннего возраста ………. 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНИК И ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ………………….. 34
2.1. Определение уровня развития изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш» ……………………… 34
2.2. Практическая работа по развитию изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш» …..… 37
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы ……….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………... 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………... 45
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….. 47

Работа состоит из  1 файл

С изменениями.doc

— 266.00 Кб (Скачать документ)

В работе решены следующие задачи:

- изучено изобразительное  искусство, как основная составляющая  эстетического воспитания дошкольников;

- охарактеризованы особенности  изобразительной деятельности детей раннего возраста и методы руководства ею;

- рассмотрено педагогическое  руководство изобразительной деятельностью  детей.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие  выводы.

Занятия по изобразительной  деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

Среди задач, стоящих  перед занятиями изобразительным  искусством с детьми раннего возраста необходимо выделить следующие:

- приохотить детей  к занятиям рисованием. Только  в изобразительной деятельности  и на ее  основе могут развиваться  постепенное осознанное художественное  и эстетическое чувство, художественный  и эстетический вкус;

- использовать применение  интересных и разнообразных форм  работы с младшими дошкольниками,  разных художественных материалов, новых приемов технического исполнения;

- формировать и развивать  у детей взаимосвязи между  наблюдением и изобразительным  движением,  умелости рук, послушности их зрительному представлению;

- способствовать осваиванию  пространственной комбинаторики  в психологическом восприятии  детей внешнего мира.

Таким образом, искусство  способствует всестороннему развитию ребенка, формированию творческой личности. Комплексные занятия помогают реализовать поставленные задачи воспитания и обучения. В основе этого вида занятий лежит идея синтеза искусств, взаимодействие различных «сторон» многообразной жизни.

Таким образом, проведенное  исследование показало, что использование план-программы «Веселая палитра» с использованием нестандартных методов дала положительный результат по развитию изобразительной деятельности детей в младшей группе ДОУ «Малыш».

Работа по использованию  инновационных техник и технологий в  изобразительной деятельности младших дошкольников в ДОУ «Малыш» проводится достаточно эффективно.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] / В. И. Волынкин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 441 с.
  2. Воспитание и обучение в детском саду [Текст] / Под ред.  
    А. В. Запорожца.  – М. : Просвещение, 1976. – 264 с.
  3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выготский.  
    В 6 т. Т.2. – М. : Педагогика, 1984. – 424 с.
  4. Гамезо, М. В., Возрастная и педагогическая психология [Текст]  
    / М. В. Гомезо. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 412 с.
  5. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В. И. Ядэшко. –М. : Просвещение, 1978. – 416 с.
  6. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / Т. Г. Казакова. – М. : Владос, 2006. – 255 с.
  7. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова. – М. : Академия, 2007. – 416 с.
  8. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду  [Текст] / Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1991. – 176 с.
  9. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования [Текст]  
    / Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1970. – 158 с.
  10. Косминская, В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей [Текст] / В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова. – М. : Просвещение, 1987. – 128 с.
  11. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]  
    / И. А. Лыкова. – М. : Карапуз-Дидактика, 2009. – 144 с.
  12. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Под ред. Н. П. Сакулиной. – М. : Просвещение, 1979. – 272 с.
  13. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка [Текст] / Н. Ньюкомб. – СПб. : Питер, 2002. – 516 с.
  14. Общая психология [Текст] / Под ред. А. Г. Маклакова. – СПб. : Питер, 2003. – 516 с.
  15. Развитие личности ребенка [Текст] / Под ред. А. М. Фонарева. – М. : Прогресс, 1987. – 366 с.
  16. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]  / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982 . – 208 с.
  17. Теория и практика сенсорного воспитания о детском саду [Текст]  
    / Под ред. А. П. Усовой. – M. : Просвещение, 1965. – 175 с.
  18. Третьякова, Н. Г. Обучение детей рисованию в детском саду [Текст]  
    / Н. Г. Третьякова. – Ярославль : Академия развития, 2009. – 128 с.
  19. Усова, А. П. Обучение в детском саду [Текст]. – М. : Просвещение, 1981. – 244 с.
  20. Чумичева,  Р. М. Дошкольникам о живописи [Текст] / Р. М. Чумичева. – М. : Просвещение, 1992. – 126 с.
  21. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – М. : Академия, 2002. – 256 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Занятие «Конфетти»

Цели. Продолжать учить детей рисовать красками при помощи пальцев; знакомить с цветом, закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

Материалы. Специальные краски для рисования руками, разведенная гуашь или акварель; один лист бумаги формата A3 для коллективного рисунка; листы бумаги для рисования красками формата А4 (по количеству детей); вода в баночках, тряпочки, салфетки; хлопушка с конфетти или конфетти в пакетике.

Техника. Рисование пальцами.

Ход занятия

На занятии используются 2–4 краски разных цветов, например, красная, желтая, синяя, зеленая. Сначала подготовьте краски. Для этого разведите их до густоты сметаны и налейте в крышки. Можно использовать крышки от баночек с гуашью, а можно хозяйственные полиэтиленовые крышки (в этом случае краской смогут одновременно пользоваться несколько детей). Подготовьте также устойчивые банки с водой, в которых дети будут споласкивать пальчики.

Воспитатель. Смотрите, у  меня есть новогодняя хлопушка. Слышите (потрясите хлопушкой) – там что-то есть внутри. Сейчас увидим. Бах! Вот какие красивые разноцветные кружочки! Они такие маленькие, их много-много. Называются они конфетти. Сейчас мы нарисуем их.

Положите на середину стола большой лист бумаги и покажите, как можно рисовать пальцами: окунуть кончик пальчика в краску, затем прикоснуться им к бумаге, потом снова окунуть в краску и т. д. (рис. 23). Если ребенок захочет рисовать краской другого цвета, то надо вымыть пальчик в банке и вытереть его салфеткой. Дайте детям возможность по очереди попробовать нарисовать цветные пятнышки на общем листе бумаги.

Затем раздайте каждому  ребенку по листу бумаги и подготовленные краски. Предложите нарисовать цветные пятнышки конфетти самостоятельно.

Воспитатель. Теперь нарисуйте  цветные конфетти каждый на своем листке бумаги, много-много. Вот какие красивые конфетти получились! Молодцы! 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Занятие «Ягоды»

Цели. Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев; закреплять знания цветов; формировать интерес к рисованию; развивать бытовые навыки.

Материалы. Специальные краски для рисования руками, разведенная гуашь или акварель; бумага для рисования красками (формат А4) с заготовками для рисунков (по количеству детей): ветками для ягод; вода в баночках; тряпочки, салфетки; готовая картинка с изображением ягод (на ветке может быть одна ягода, три или несколько в ряд).

Техника. Рисование пальцами.

Ход занятия

Перед началом занятия  подготовьте краски красного, синего и бордового цветов, заготовки для рисунков, а также картинку-образец.

Покажите детям готовую  картинку с изображением ягод. Обратите их внимание на то, что на ветке может висеть одна ягода, три ягоды или много ягод. Чтобы дети поняли, как нужно рисовать, предложите сначала прикоснуться пальчиком к каждой ягоде на рисунке-образце.

Воспитатель. Посмотрите, какие ягоды нарисованы на картинке. Сколько ягод висит на этой веточке? Правильно, одна. Дотроньтесь до ягоды пальчиком, вот так. Смотрите, на этой ветке висят три ягодки. Прикоснитесь к ягодам. А сколько ягод висит на этой ветке? Много.

Раздайте детям листы  с заготовками и краски. Предложите нарисовать на ветках ягоды.

Воспитатель. Жил-был  в большом густом лесу маленький  медвежонок. Кто знает, что мишка  любит кушать? Правильно, мед. А еще что? Лесные ягоды. Давайте нарисуем ягоды для Мишки-Топтыжки. Посмотрите, у вас на картинке нарисованы ветки, а ягод нет. Вот краски. Рисуйте пальчиками.

Напомните детям, что  ягоды могут быть разных цветов –  красные, бордовые, синие. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Занятие «Нарядим елочку»

Цели. Учить самостоятельному рисованию красками при помощи пальцев по образцу (без показа); уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

Материалы. Специальные краски для рисования руками, разведенная гуашь или акварель; бумага для рисования красками формата А4 с заготовками для рисунков (по количеству детей): контурами елок; вода в баночках; тряпочки, салфетки; готовая картинка-образец.

Техника. Рисование пальцами.

Ход занятия

Перед началом занятия  подготовьте заготовки для рисунков, картинку-образец и краски красного, синего, зеленого и желтого цветов, а также краску голубого цвета для изображения снега.

Покажите детям готовую  картинку с изображением елки.

Воспитатель. Посмотрите, на картинке зима. Идет снег. Приближается праздник – Новый год. Дети украсили елку разноцветными шарами – вот какая красивая и нарядная получилась елка!

Раздайте детям листы  с заготовками и краски. Предложите нарисовать снег и яркие шары на елке.

Воспитатель. Возьмите картинки. Скажите, на этих картинках елка нарядная? Нет. Нарисуйте на елке пальчиком разноцветные игрушки-шарики. Вот теперь елочка красивая! А снег у вас на картинке идет? Нет? Нарисуйте снег. Используйте вот эту краску. Это краска голубого цвета. Молодцы!

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Уровень подготовленности и наличие стереотипного мышления в изобразительной деятельности до и после внедрения план-программы "Веселая палитра" в ДОУ "Малыш"

 

 

 


Информация о работе Экспериментальная работа по использованию инновационных техник и технологий в развитии изобразительной деятельности детей раннего возр