Экспериментальная работа по использованию инновационных техник и технологий в развитии изобразительной деятельности детей раннего возр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – исследование условий возникновения навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста в детских образовательных учреждений. Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- определить изобразительное искусство, как основную составляющую эстетического воспитания дошкольников;
- охарактеризовать условия возникновения изобразительной деятельности детей раннего возраста

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УСЛОВИЙ И РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА …………….….….. 6
1.1. Изобразительное искусство - основная составляющая эстетического воспитания дошкольников ………..……………... 6
1.2. Психолого-педагогический аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической
трактовке …………………………….…..……………………....... 12
1.3. Педагогические условия возникновения и развития изобразительной деятельности детей раннего возраста ………. 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНИК И ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ………………….. 34
2.1. Определение уровня развития изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш» ……………………… 34
2.2. Практическая работа по развитию изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш» …..… 37
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы ……….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………... 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………... 45
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….. 47

Работа состоит из  1 файл

С изменениями.doc

— 266.00 Кб (Скачать документ)

В последние годы изменился  традиционный взгляд на изобразительную деятельность детей раннего возраста, и все больше внимание обращается на возможность индивидуальных занятий с ребенком первого года жизни. Этот процесс проходит при активном участии родителей. Мать или отец предоставляют ребенку 8-12 месяцев лист бумаги, разного цвета краски. Сидя на коленях у взрослого, ребенок ладошками рук, пальцами размазывает краску по листу и цвета соединяясь, образуют различные, подчас, интересные сочетания. В зависимости от того, какие цвета подбирает взрослый, возникают ассоциативные образы «осени, зимы, лета».  Данный опыт неоднократно представлялся на конференциях, на выставке «Маленькие художники в памперсах», вызывая эмоциональный отклик у взрослых. Детские композиции, выполненные на больших листах бумаги, радуют всех, кто их видит. «Данную работу вместе с педагогами Москвы проводит кандидат медицинских наук М. В. Гмошинская, которая видит в ней снятие у ребенка негативных проявлений в эмоциональной сфере, поведении. У детей второго года жизни, по ее мнению, эта деятельность способствует адаптации при поступлении ребенка в дошкольное учреждение. Ею создана программа «Доизобразительная деятельность детей раннего возраста и пути педагогического руководства», в основном адресованная родителям, которым автор советует проводить занятия со своими детьми. По линии общественного фонда «Содействие» в данной работе принимает участие Институт педиатрии АМН и дошкольные работники Москвы. В частности, с интересным опытом в этой области выступила педагог И. Н. Воробьева на конкурсе «Воспитатель года» (2002)» [6, с.135].

Возникает вопрос: как  относится к этому опыту, что в нем может быть ценным для педагогики раннего возраста?

Совершенно очевидно, что необходимо создавать условия  для изобразительной деятельности ребенка, его творчества.

«Способ рисования руками широко используется в зарубежной практике. В отечественной методике иногда рекомендуется использовать рисование пальцами (пальцеграфия), с помощью ладоней рук («цветные ладошки»). Но это можно рассматривать лишь как один из приемов, так как ребенку уже с раннего возраста необходимо дать культуру владения инструментами, художественными материалами, кистью, карандашом, глиной. Все это происходит в процессе обучения на занятиях. Предварительно педагог обращает внимание на развитие у детей художественного восприятия картинок, иллюстраций, народных игрушек. С этой целью он может использовать книжки-игрушки, в которых художественный образ передан наиболее доступными малышу средствами: крупно изображен главный персонаж, и отсутствуют многочисленные детали, отвлекающие его внимание. Процесс восприятия картинок, иллюстраций проходит живо, эмоционально, если воспитатель сам проявляет интерес к этому: использует потешки, стихи, песенки» [6, с.136].

Постепенно от рассматривания готовых изображений воспитатель  подводит детей к самостоятельному рисованию. Педагог может провести занятие с небольшой группой (2-3 ребенка). В основном малыши дорисовывают то, что изобразил взрослый. Например, воспитатель рисует домик, а дети цветными карандашами проводят линии-дорожки или рисуют лучи от солнышка, или штрихами передают капельки дождя. Процесс совместного рисования сопровождается рассказом воспитателя. Дети учатся не только преднамеренно действовать карандашом, кистью с краской в определенных местах листа, но и сами постепенно включаются в рисунок-рассказ. И хотя с воспитателем рисуют 2-3 детей, остальные с немалым интересом наблюдают, как получается то или иное изображение.

Часто можно наблюдать, как ребенок во время рисования разговаривает, жестикулирует. Исследователи отмечают, что он действует в воображаемой ситуации, а сама деятельность носит синкретичный характер.

«Н. Н. Палагина, исследуя воображение на ранних стадиях онтогенеза, утверждает, что уже около года и на втором году жизни ребенок включается в преобразование предметной среды, получает новые впечатления не только от предметов как таковых, но и от их обыгрывания. По ее словам, формируется «стратегия» игры. Н. Н. Палагина подчеркивает значение народной педагогики, игровых народных приемов, в результате которых происходит «оживление» предмета. В этом процессе активную роль осуществляют действия рук в сопровождении с речью, в диалоговой форме идет общение ребенка со взрослым» [6, с.136].

Начальные проявления воображения, по ее мнению, формируются уже в раннем возрасте, когда возникают три основных фактора генетических предпосылок воображения:

- изначальная активность  ребенка;

- потребность в новых  впечатлениях;

- потребность в общении  и самоутверждении.

Генетические предпосылки  приводят к становлению воображения под влиянием формирующих воздействий .взрослого.

Эти положения Н. Н. Палагиной  представляют особый интерес для  методики изобразительной деятельности детей раннего возраста. Благодаря  широкому использованию народных игровых  приемов, в которых происходит взаимодействие речи и движений рук («пальчиковые игры»), производимых взрослым совместно с ребенком, создаются игровые ситуации, что помогает ребенку освоить способы рисования («рисование клубочков для котят», «мячиков для девочки» и т.д.). Активная роль в этом процессе принадлежит взрослому, ребенок включается в игру с интересом и удовольствием. Целесообразно на занятиях рисованием использовать также игровые упражнения, разработанные Е. А. Флериной.

К двум годам в рисунках некоторых малышей появляется преднамеренное изображение. Они с интересом повторяют случайно получившуюся форму, линию, дают им конкретное название («дом», «кошечка», «собачка», «самолет» и т.д.).

«Во второй половине года педагог может показать детям  действия с другим материалом –  глиной. Процесс лепки требует осторожности, поэтому занятия проводятся реже (с одним – двумя детьми). Воспитатель показывает, как изменить комок глины, нажимая на него ладонью, пальцами. Обычно у детей быстро возникают ассоциации, и они называют ту или иную получившуюся форму «шариком», «пирожком», «конфеткой» и т.д. Воспитатель предлагает ребенку повторить эти действия, поощряет стремление поиграть с вылепленной формой. Во время лепки хорошо использовать небольшие по размеру игрушки (белочку, мишку, зайку, матрешку), которых дети с удовольствием «угощают».

Желательно провести сравнение конечных результатов  работы: «Какие яркие шарики нарисованы карандашами, а эти шарики вылеплены из глины». Воспитатель предлагает ребенку показать, где шарик нарисован, а где выполнен из глины, просит малыша взять вылепленную форму, прокатить по дощечке. При этом педагог говорит: «Шарик круглый, его можно покатать». Обращает внимание на рисунок: «А этот шарик нарисован, он красного цвета»» [6, с.138].

Маленьких детей увлекает, если изобразительная деятельность проходит в новых, необычных условиях. Так во время прогулки воспитатель рисует палочкой на земле или на снегу. Здесь же разворачивается игровая ситуация–детям предлагают войти в «нарисованный на земле домик», или поехать в «нарисованной машине». С помощью разнообразных форм малыши «печатают» на песке рыбок, лошадок, цветы и т.д.

Целесообразно иметь небольшой  фланелеграф, на котором дети с поощью воспитателя выкладывают готовые силуэты. Ограниченная плоскость фланелеграфа может служить «полянкой» (светло-зеленый цвет фланели), на которой гуляют цыплята, или «аквариумом» (голубой фон), в котором плавают рыбки, и т.д. Постепенно дети учатся сами ориентироваться на плоскости, располагая силуэты выше, ниже, рядом.

Для того чтобы проводить игры-занятия по рисованию, лепке, воспиатель должен хорошо знать особенности развития каждого ребенка, внимательно следить за его проявлениями в процессе изобразительной деятельности.

Далее рассмотрим основные компоненты Программы «Изобразительная деятельность».

Программа «Изобразительная деятельность» для дошкольников предполагает интеграцию продуктивной деятельности в области эстетического  освоения мира в разных формах. Такая  интеграция представляется целесообразной на основе общей задачи данных блоков – всестороннее развитие личности ребенка на основе художественно-эстетической деятельности. Кроме того, содержание программы дает возможность проследить программное содержание в единстве проблемных блоков («Материалы», «Композиция», «Эстетический контекст») и в параллели с программой «Синтез искусств» как базы для выработки понятийного аппарата и концептуальной основы для продуктивной деятельности ребенка.

Реализация программы  «Изобразительная деятельность» предполагает единство с программой «Синтез искусств». Вместе с тем программа «Изобразительная деятельность» может также использоваться отдельно, она имеет свое логическое продолжение в программе «Красочный мир» для 1–4-х классов. Особенности раннего дошкольного возраста определяют направление изобразительной деятельности. Занятия изобразительной деятельностью как результат продуктивного освоения действительности направлены на формирование целостного представления о мире природы и рукотворном. На этом этапе для ребенка важно открытие необычного в обычном, неизвестного в известном. Исходя из этого, программа курса основана на пробуждении в ребенке художественно-эстетического начала через использование впечатлений и ощущений, проявляющихся в отношении к миру и имеющих свое выражение в конкретной деятельности. В этот возрастной период педагог знакомит ребенка с основами цветоведения, композиции, эстетического контекста, дающего представление об универсальности мира и вместе с тем его содержательном своеобразии, обеспечивает необходимыми технологическими приемами изобразительной деятельности.

Программа предполагает следующее содержание работы.

Материалы.

Учить детей работать карандашом, правильно держать его, рисовать штрихами и линиями, различать  вертикальные, горизонтальные, округлые линии, наносить их. Составлять узоры, используя знакомые линии. 
Учить работать кистью, правильно держать ее, пользоваться водой, рисовать слитные линии, использовать круговые движения. Знакомить с многообразием цветов и способами их использования (представления о палитре). Учить работать гуашью.

Цветоведение.

Знакомить с цветовым многообразием окружающего мира, учить использовать различные цвета  для изображения действительности и создания образной выразительности, использовать цветовое многообразие в  орнаментах и узорах.

Композиция.

Знакомить с многообразием  форм предметов (квадрат, круг); учить  рисовать предметы квадратной и круглой  формы, а также предметы, состоящие  из двух частей квадратной, прямоугольной, круглой и овальной формы. Составлять и рисовать узоры на фоне прямоугольной и круглой формы, используя карандаш и краски разных цветов.

Эстетический контекст.

Знакомить с эстетическим многообразием окружающего мира, с основами формы и содержания в жизни и искусстве, с возможностями  их отражения в рисунке. В результате работы дети знакомятся с:

– особенностями материалов (карандаши, краски, гуашь, бумага);

– основными цветами;

– отличают предметы прямоугольной, квадратной и круглой формы.

Дети могут:

– пользоваться карандашом;

– пользоваться кисточкой  и красками, использовать воду;

– наносить простые линии  и пятна гуашью;

– наносить линии вертикальные, горизонтальные, круговые;

– использовать различные  цвета для создания выразительных  образов;

– выполнять узоры, используя  элементы различных форм и цветов;

– создавать сюжетные композиции;

– эмоционально обыгрывать рисунок, находить для него словесную  характеристику.

Таким образом, рассмотрев психолого-педагогический компонент  развития изобразительной деятельности обозначены характерные особенности  развития ребенка:

- проявлять интерес  к рассматриванию картинок, иллюстраций, народных игрушек;

- наблюдать за процессом  рисования, лепки взрослым;

- проявлять интерес  к рисованию, лепке, формировать  желание рисовать карандашами, краской, замечать следы на бумаге;

- эмоционально реагировать на цвет;

- попытки правильного владения карандашом, кистью;

- реализация навыков  необходимых для рисования и лепки движения рук;

-   способность ритмично  заполнять пространство листа яркими пятнами, мазками, штрихами.

 

1.3. Педагогические условия возникновения и развития изобразительной деятельности детей раннего возраста

 

Дети очень рано начинают проявлять интерес к изобразительной деятельности. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Малыша восхищает след от карандаша, измененная форма пластилина, в них он видит знакомые образы окружающего мира. Активизирует детскую изобразительную деятельность игра. Сказочные сюжеты возбуждают воображение, а рассматривание художественных произведений обогащает новыми изобразительными средствами. Важно поддерживать в ребенке интерес к изобразительной деятельности в течение всего дошкольного детства.

Всесторонне развиваться, формировать и проявлять творческие способности дети могут только под руководством и при участии взрослых. Для этого необходимо знать особенности проявления ребенка в изобразительной деятельности в каждом возрастном периоде дошкольного детства, построения взаимоотношений с ним в этом виде деятельности.

В начале эти отношения могут строиться на основе того, что малыш обычно сопровождает речью свое рисование. Речь помогает ему полнее передать «содержание» рисунка. В этот момент важно поддержать стремление ребенка рассказать о своем рисунке. С этого начинает складываться общение ребенка и взрослого в изобразительной деятельности. С возрастом меняется характер общения. Постепенно, к старшему дошкольному возрасту, дети осваивают различные изобразительные материалы, способы изображения. Цель общения в этот период – формирование и проявление у ребенка творческих способностей. Существенными здесь являются наблюдательность, воображение, художественное мышление, память. Эти качества, психические процессы дошкольник развивает и совершенствует при изучении объектов изображения, рассматривании их в различных видах изобразительного искусства, освоении различных способов изображения.

Информация о работе Экспериментальная работа по использованию инновационных техник и технологий в развитии изобразительной деятельности детей раннего возр