Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:26, контрольная работа
Умственная отсталость -- это обобщённое понятие, включающее стойкие нарушения интеллекта, весьма разнородные с клинической точки зрения. Объединяет все эти различные состояния выявление в раннем возрасте и нарушения адаптивного поведения, связанные с недостаточным развитием познавательных способностей. Термин «умственная отсталость» включает в себя все клинические и патогенетические варианты возникшего в раннем возрасте интеллектуального дефекта, т.е. разные клинические формы интеллектуального недоразвития -- как резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС.
Введение
1.Причины интеллектуальных нарушений.
2.1.Олигофрения
2.2. Деменция
3. Клинические формы интеллектуальных нарушений
Заключение
Литература
Министерство образования и науки РФ |
Контрольная работа по дисциплине «Основы генетики». |
Интеллектуальные нарушения у детей. |
Выполнила: Проверил: |
Красноярск 2011 |
Содержание
Введение
1.Причины интеллектуальных нарушений. 2.1.Олигофрения 2.2. Деменция 3. Клинические формы интеллектуальных нарушений Заключение Литература |
3
4 5 8 9 14 15 |
Введение
Интеллект - это способность человека успешно применять приобретенные знания и опыт в практической деятельности, в частности ставить перед собой задачи, вытекающие из реальной действительности, и успешно решать их. Нарушения интеллектуальной деятельности при различных психических заболеваниях крайне разнообразны.
Изучение нарушений интеллектуальной деятельности (умственной отсталости, задержки психического развития) является в настоящее время одним из наиболее интенсивно разрабатываемых направлении в детской психиатрии и клинической генетике. Проблема умственной отсталости в настоящее время приобретает все большую актуальность. Это связано прежде всего с последними достижениями мёдико-биологических наук, которые способствуют все более тонкой клинической дифференциации различных форм умственной отсталости у детей.
Умственная
отсталость -- это обобщённое понятие,
включающее стойкие нарушения интеллекта,
весьма разнородные с клинической точки
зрения. Объединяет все эти различные
состояния выявление в раннем возрасте
и нарушения адаптивного поведения, связанные
с недостаточным развитием познавательных
способностей. Термин «умственная отсталость»
включает в себя все клинические и патогенетические
варианты возникшего в раннем возрасте
интеллектуального дефекта, т.е. разные
клинические формы интеллектуального
недоразвития -- как резидуальные (олигофрении),
так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими
заболеваниями ЦНС.
1.Причины интеллектуальных нарушений.
Можно выделить внешние и внутренние причины, а также такие, которые нельзя отнести ни к первым, ни ко вторым.
Внешние причины:
* Воздействие инфекционных факторов в период беременности, родов или в раннем так называемом неонатальном периоде. В принципе, к появлению умственно отсталых детей может привести любая инфекция, особенно тяжело протекающая. Однако особенно вредоносное действие оказывают вирусы гриппа и краснухи. Крайне опасно заболеть в это время менингитом и энцефалитом (воспалением мозга и/или мозговых оболочек).Особую картину представляет умственная отсталость вследствие врожденного сифилиса.
* Воздействие паразитарных агентов, среди которых на первое место следует поставить заражение токсоплазмой от больных кошек или котят.
* Воздействие токсических факторов, из которых главную опасность представляет алкоголь. Существуют понятия «алкогольный синдром «плода» и «алкогольный синдром новорожденного». В отношении наркоманий нет четких представлений. Есть отдельные указания на появление умственно отсталых детей в результате потребления героина, однако пока неясно, происходит ли это чаще, чем у людей, не употребляющих наркотики.
* Неблагоприятная экология, конечно же, не может не сказываться на будущих детях, однако четкие данные также отсутствуют.
* Отрицательно влияют на умственное развитие потомства частое употребление лекарств (любовь к лекарствам -- фармакофилия), а также безуспешное применение ряда химических средств для искусственного прерывания беременности.
*Воздействие во время беременности и в неонатальном периоде лучевой энергии (облучения).
* Рождение ребенка у матерей с заболеваниями различных органов и систем. Особо следует отметить болезни печени и почек, физическое истощение и авитаминозы.
*Травмы матери в период беременности или ребенка во время родов.
*Тяжелое течение беременности и родов (длительные токсикозы, особенно в поздней стадии беременности; недоношенность или переношенность, закручивание пуповины вокруг шеи новорожденного). Предупреждение умственной отсталости в таких случаях -- дело квалификации и совести акушеров.
* Так называемые отрицательные психосоциальные влияния: заброшенность детей, воспитание случайными людьми без материнской заботы и ласки, ограничение внешних стимулов на зрительный и слуховой анализаторы головного мозга; воспитание детей несовершеннолетними матерями, незрелыми личностями, которые сами еще нуждаются в воспитании.
К внутренним причинам возникновения умственной отсталости могут быть отнесены:
Хромосомные болезни. Хромосомы являются составной частью ядра каждой клетки организма. В них, по сути «упакованы» гены вместе с большим количеством белка. В так называемых аутосомных (не половых) клетках 23 пары хромосом; у женщин и мужчин они не отличаются. В половых клетках есть одна пара отличных друг от друга хромосом: мужская обозначается как XY, женская -- как XX. При хромосомных болезнях число аутосомных или половых хромосом может быть увеличенным или уменьшенным; они могут быть частично разрушенными, перекрученными и т. п. Любые повреждения хромосом губительно сказываются на развитии отдельных органов и систем, в том числе мозговой ткани, а также вызывают значительные изменения в обмене веществ.
Генные болезни. Гены представляют участки ДН К(дезоксирибо-нуклеиновой кислоты) -- единицы наследования, содержащиеся в хромосомах. ДНК -- сложная разветвленная структура, и изменения отдельных ее участков передаются по наследству и представляют причину генных болезней, в том числе нервных и психических. С другой стороны, для ряда болезней, передающихся по наследству, участки повреждения ДНК еще не определены; ведется упорный поиск. Различают следующие типы наследования болезней: доминантный тип -- передача из поколения в поколение; рецессивный тип -- через поколение или по боковым ветвям (например, дядя -- племянник). Кроме того, выделяют семьи с повышенным риском наследования болезней, где какие-то типы передачи не просматриваются, но определенные болезни возникают чаще, чем в здоровых семьях.
Повышенный риск возникновения хромосомных и генных болезней возникает при поздних браках и поздних родах, а также вследствие браков между близкими родственниками (двоюродными и троюродными братьями и сестрами, дядями и племянницами и пр.). Браки между близкими родственниками обычны в семьях, живущих отдельно от основной популяции городов или сельских местностей -- в силу религиозных различий или национальной принадлежности.
К другим причинам умственной отсталости относится :
* возникновение при резус - несовместимости. Резус-фактор -- определенная структура крови -- может у ряда людей отсутствовать; сами по себе они остаются здоровыми. Резус-несовместимость возникает при рождении резус-положительного ребенка у резус-отрицательной матери. Воздействие резус-фактора плода на мать вызывает у неё защитную реакцию, и вырабатывающиеся у нее антитела оказывают токсическое действие на плод. Результатом может быть умственная отсталость, но чаще первый ребенок оказывается здоровым.
* заболевания желез внутренней секреции (эндокринных) у детей. Чаще всего причиной является недостаточность щитовидной железы (кретинизм).
2. Олигофрения
Олигофрения включает несколько групп стойких интеллектуальных нарушений, обусловленных прежде всего внутриутробным недоразвитием головного мозга или стойким нарушением его формирования в раннем постнатальном онтогенезе (на первом году жизни).
Таким образом, олигофрения представляет собой проявления ранней дизонтогении головного мозга с преимущественным недоразвитием более поздно формирующихся мозговых структур, и прежде всего лобной коры головного мозга.
Основными клиническими признаками олигофрении являются:
- преобладание тотальной интеллектуальной недостаточности со своеобразной иерархией интеллектуального дефекта, т.е. при недоразвитии, всех нервно-психических функций имеет место преимущественная стойкая недостаточность абстрактных форм мышления;
- интеллектуальный дефект, который сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти,- внимания, эмоциональной сферы, произвольных, форм поведения; во всех этих сферах имеет место типичная для олигофрении иерархия дефекта, т.е. более поздно формирующиеся компоненты произвольности и регуляции всех этих функций остаются недостаточно сформированными;
- недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется прежде всего в недостаточности логического мышления, нарушении подвижности психических процессов, инертности обобщения, сравнения предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор;
- замедленный темп мышлениями инертность психических процессов, которые определяет отсутствие возможности переноса усвоенного в пр6цессе обучения способа действия в новые условия;
- недоразвитие мышления сказывается на протеканий всех психических процессов: восприятия, памяти, внимания. Страдают прежде всего все функции отвлечения и обобщения, нарушаются компоненты психической активности, связанные с аналитико-синтётической деятельностью мозга. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недоразвитии сложных эмоций и произвольных форм поведения.
Интеллектуальный дефект отличается стойкостью и при тяжелых формах диагностируется уже на первом году жизни.
Выраженная зависимость оценки уровня когнитивного развития и социальной компетенции от социо-культуральных воздействий делает невозможным установление детализированных клинических критериев степеней умственной отсталости в международном масштабе. Поэтому в МКБ-10 даются лишь общие ориентиры для наиболее адекватной оценки состояния больных.
Дебильность (Легкая степень расстройства F70) диагностируется при тестовых данных IQ в пределах 50-69 баллов, что в целом соответствует психическому развитию ребенка 9-12 лет) - наиболее легкая степень умственной отсталости, которая может быть в значительной мере корригирована в системе учебно-воспитательной работы в специальной школе. Дети, страдающие дебильностью, имеют недоразвитие всех высших психических функций, могут иметь дефекты в физическом развитии. Они владеют речью, двигательные нарушения у них настолько компенсируются, что не мешают в дальнейшем включаться в трудовую деятельность. Особенность этих детей - недоразвитие мышления, тем не менее они способны овладеть навыками письма, чтения и счета в объеме программы специальной школы.
Имбецильность - (Умеренная степень F71) диагностируется при IQ в пределах 35-49 баллов (6-9 лет). Дети, страдающие имбецильностью, малоспособны к самостоятельной целенаправленной деятельности в силу имеющихся нарушений в познавательных процессах и в эмоционально-волевой сфере. При длительном обучении эти дети могут получить навыки письма и чтения, но это не становится источником развития их личности. При специальном обучении они овладевают несложными умениями самообслуживания в быту, простейшими навыками ручного труда и при постоянной помощи и организации их деятельности могут работать в учебно-трудовых мастерских для инвалидов.
Тяжелая форма олигофрении (тяжелая степень F72 - при IQ в пределах 20-34 баллов (3-6 лет)), развитие речевых навыков и моторики минимально, в дошкольном периоде больные, как правило, неспособны к самообслуживанию и общению. Только в подростковом возрасте при систематическом обучении оказывается возможным ограниченное речевое и невербальное общение, освоение элементарных навыков самообслуживания. Приобретение ручных навыков невозможно. В дальнейшем при постоянном наблюдении и контроле возможно достижение автономности существования на резко сниженном уровне.