Формы организации педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:03, реферат

Описание

Педагогическая форма - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Процесс формообразования длителен. К примеру урок как форма обучения складывался более 100 лет, пока не был описан Я.А. Коменским, лишь затем начинает использоваться повсеместно. Первоначально под уроком понималось задание, которое нужно выполнить за определенный срок.

Работа состоит из  1 файл

Формы организации педагогического процесса.doc

— 51.00 Кб (Скачать документ)

Формы организации педагогического  процесса.

Педагогическая  форма - устойчивая завершенная  организация педагогического  процесса в единстве всех его компонентов.

Процесс формообразования длителен. К примеру урок как форма обучения складывался более 100 лет, пока не был описан Я.А. Коменским, лишь затем начинает использоваться повсеместно. Первоначально под уроком понималось задание, которое нужно выполнить за определенный срок.

Форма через принципы, содержание, методы и средства определяет деятельность педагогов и учащихся, их воспитательные отношения. Подбором оптимальной формы достигается соотнесение учебного времени и объема информации, т.е. достижение учебных целей.

В настоящее время  более 1000 различных  форм организации  педагогического  процесса.

Классификация по степени сложности:

1. Простые - минимальное количество методов и средств, посвящены одной теме либо решают одну задачу. Составляют около 75 % всех существующих, иначе называются первичными, т.к. из них состоят все остальные формы.

Пример: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, инструктаж, диспут, культпоход, дополнительные занятия, выставка, выпуск газеты, концерт и т.д.

2. Составные - строятся на развитии простых форм или на их разнообразном сочетании.

Пример: урок, конкурс умений, праздничный вечер, субботник, конференция, КВН, собрание и т.д.

3. Комплексные - подборка простых и составных форм с определенной целью.

Пример: дни открытых дверей, дни физкультурника, дни знаний, недели театра, музыки, предметные недели, лектории, турпоходы, слеты, декадники и т.д.

Соотношение метода и формы - возможен взаимный переход. Пример: форма чтения литературных источников - метод  выразительного чтения, форма конфликта - метод «взрыва» (Макаренко), форма награждений, премий - метод стимулирования.

Если  рассматривать основной элемент педагогического  процесса - обучение, то форма организации  обучения - внешнее  выражение согласованной  деятельности учителя  и учащихся, осуществляемое в заранее установленном  порядке и режиме.

Индивидуальная форма организации обучения - форма организации обучения, при которой учитель работает индивидуально с учеником.

Фронтальная форма организации  обучения - форма организации обучения, при которой учитель работает одновременно со всеми учениками.

Групповая форма организации обучения - форма организации обучения, при которой учитель выделяет в классе группы по каким-то признакам и организует работу в учеников в таких группах.

Возможна классификация форм организации обучения по следующим основаниям:

1. по составу учащихся:

· временные,

· постоянные

2. по месту  работы:

· школьные (классы, лаборатории)

· внешкольные (дом, работа, экскурсия, поход и т.д.)

3. по времени  работы

· классные

· внеклассные (соревнование, кружок, факультатив и т.д.)

4. по характеру  управления учителем учебной деятельностью учеников

· репродуктивные

· проблемно-поисковые

· исследовательские

5. по дидактическим  целям:

· практика

· лекция

· семинар

6. по характеру  обучения

 
Формы теоретического обучения Формы практического обучения Формы самообразования Внеурочные  формы  
Урок

Консультация

Лабораторные  занятия

Практические  занятия

Семинар

Зачет

Экзамен

Урок производственного  обучения

Производственная  практика

Выпускной квалификационный экзамен

Деятельность  по интересам

Наблюдение

Самостоятельное изучение наук, искусств

Факультатив

Кружок

Учебный цех

кооператив

 
         

В любом случае форма обучения обозначает коллективную, групповую или индивидуальную работу учащихся под руководством педагога.

Средства  педагогического  процесса

Материальные  или идеальные объекты, предметы, предназначенные непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполнения функций развития учащихся.

· оборудование учебного учреждения (учебные помещения, спортивный комплекс и т.д.),

· учебно-лабораторное, учебно-производственное оборудование,

· дидактическая  техника (ТСО, компьют. и т.д.),

· учебно-наглядные  пособия (плакаты, схемы, слайды, электр.учебники и т.д.),

· организационно-педагогические средства (учебно-программная документация, экз. билеты, карточки-задания, уч.пособия, метод. рекомендации).

Классно-урочная  система - коллективная форма организации обучения, при которой

· Ученики примерно одного возраста и  уровня подготовки разбиты  на классы

· Класс работает по единому годовому плану и программе

· Основной единицей занятий  является урок, как  правило по одному предмету и теме.

· Урок - основная форма  организации учебно-воспитательной работы в современной  школе, законченный  в смысловом, временном  и организационном  отношении этап учебного процесса.

· Учебники как правило  применяются для  домашней работы. Работой  учащегося на уроке  руководит учитель, он же оценивает результаты работы по своему предмету, уровень обученности  каждого ребенка, принимает решение  о переводе ребенка  в другой класс.

Атрибуты  классно-урочной  системы: учебный  год, учебный день. Расписание уроков, каникулы, перемены и т.д.

Структура урока - совокупность его элементов  и этапов, выстроенных  в определенной последовательности согласно дидактическим  целям. Классификация уроков м.быть построена по ряду признаков:

· Дидактическая цель (И.Т.Огородников);

· Цель организации  учебного процесса (М.И. Махмутов),

· Основные этапы учебного процесса (С.В. Иванов);

· Методы обучения (И.Н.Борисов);

· Способы организации  учебной деятельности (Ф.И.Кирюшкин)

Чаще  всего структуру  урока определяет дидактическая цель. Выделяют 5 типов  уроков в зависимости  от дидактической  цели:

1. Урок изучения  нового материала.  Используется при  крупноблочном способе  работы: объяснение  одновременно 4 тем, следующие 3 урока на закрепление.

2. Урок формирования  и совершенствования  умений и навыков  (повтор и закрепление  ЗУН, применение  их на практике, формирование новых,  контроль за ходом  изучения учебного  материала). Виды: самостоятельная  работа, лабораторная работа, урок-семинар, практическая работа, экскурсия.

3. Урок обобщения  и систематизации  знаний (проверка  и установление  уровня ЗУН, повтор  и коррекция материала). Виды: урок-дискуссия,  урок-семинар и  т.д.

4. Урок контроля  и коррекции ЗУН.  Методы: устный опрос, письменный опрос, диктант, изложение, решение задач и примеров, тесты и т.д. Виды: зачет, зачетная практическая или лабораторная работа, практикум, контрольная или самостоятельная работа и т.д.

5. Комбинированный  урок. Такие уроки  наиболее распространены, их 75-80 % от общего числа. Комбинированный урок имеет следующую структуру:

· оргмомент.

· проверка домашнего  задания.

· опрос.

· собщение новой темы и задач, мотивация.

· изложение нового.

· закрепление нового.

· подведение итогов.

· домашнее задание.

· конец урока.

В педагогической науке  существуют различные  мнения о преимуществах  и недочетах классно-урочной  системы, например выделяют такие преимущества и недочеты:

 
преимущества недочеты  
Систематический характер обучения Шаблонное построение занятий, стереотипность  
Упорядоченность, логическое построение и подача учебного материала Нерациональное  распределение времени урока, обеспечение  только первоначальной ориентировки в  материале, достижение высокого уровня знаний возможно только при домашних упражнениях  
Организационная четкость Учащиеся изолируются  от общения друг с другом, отсутствие самостоятельности учащихся  
Постоянное  эмоциональное воздействие личности учителя Пассивность или  видимость активности учащихся. Слабая речевая деятельность ребенка (по статист.данным около 2 мин.в день)  
Оптимальные затраты при массовом обучении Слабая обратная связь, усредненный подход, отсутствие учета индивидуальных характеристик.  

Информация о работе Формы организации педагогического процесса