Формы организации обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:39, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение форм организации современного обучения. Задачи: 1.Определить понятие форм обучения; 2.Показать функции форм обучения; 3. Охарактеризовать формы организации современного обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и функции форм организации обучения……………………….….4
2. Характеристика форм организации обучения……………………………...10
Заключение………………………………………………………………………18
Библиографический список…………………………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

формы организации.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

        Индивидуальное обучение и воспитание является более ранней формой организации процесса передачи знаний. Содержание обучения строго индивидуально, так же как и сроки обучения. Учитель последовательно сообщал каждому ученику знания, демонстрировал образцы выполнения заданий, проводил проверку. При этом коллективные наставления и беседы почти не использовались.

      Классно-урочная система (основы которой были заложены Я.А. Коменским, а позже дополнены К.Д. Ушинским, А. Дистервегом и другими великими учеными-педагогами) имеет, в отличие от индивидуального обучения и воспитания, четкие требования к организации педагогического процесса. К этим требованиям относятся: постоянное место и продолжительность учебных занятий, объединение в группы (классы) учеников одного возраста, постоянный Состав учебных групп, стабильное расписание занятий, основной формой которых является урок, имеющий, как правило, следующие части: опрос, сообщение учителем новых знаний, упражнения и укрепление этих знаний (большая часть урока), проверка [2].

    Важным преимуществом классно-урочной системы является возможность сочетать в ней массовые, групповые и индивидуальны   формы учебно-воспитательного процесса. Массовые формы используются при организации внеурочной работы.  Групповые формы подразделяются на учебные (урок, школьная лекция, семинар, экскурсии, лаборатории практическое занятие) и внеучебные (кружки, спортивные секции, факультативы, клубы по интересам). К индивидуальным формам учебного процесса относят консультации и репетиторство. К основным достоинствам классно-урочной системы можно о   возможность использовать классный коллектив в качестве педагогического   средства  стимулирования   познавательной  деятельности каждого ученика; четкость и системность в последовательной деятельности

 изучения  учебного материала; экономическую выгоду при оном обучении.

     Недостатки этой системы относятся, в основном, к организации урока как основной форме педагогического процесса: единообразие содержания; ориентация на среднего ученика как в содержании   и в темпах усвоения учебного материала; недостаточная  возможность обеспечения развития тех учащихся, чей уровень отличается в ту или иную сторону от возрастной нормы.

      Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной формой организации учебного процесса уже на протяжении более 300 лет.

Лекционно-семинарская  система, появившаяся в связи  с созданием первых университетов, также почти не претерпела существенных изменений за историю своего существования. Она используется и практике профессиональной подготовки и рассчитана на то, что ее участники (студенты) уже имеют навыки учебной деятельности и способны к самостоятельному поиску и усвоению знаний. Основными формами обучения в лекционно-семинарской системе являются лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, коллоквиумы, зачеты, экзамены, производственная практика.

        В последнее время элементы лекционно-семинарской системы широко используются в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы. Это, с одном стороны, повышает эффективность обучения школьников, а с другой — обеспечивает преемственность между средней и высшей школой [2].

       Рассмотрим подробнее основные и дополнительные формы организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

      Урок является основной формой организации педагогического процесса

Каждый  урок имеет структуру (взаимосвязанные элементы), которая зависит от содержания учебного материала, дидактических целей и задач, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Однако есть общие структурные компоненты (части, фазы) этой формы организации обучения.

          Проведение любого урока состоит из трех фаз: подготовительной, фазы активного обучения, фазы оценивания результатов ypока. Содержание этих фаз можно представить следующей схемой, разработанной Э. Стоунсом.

   Подготовка:

     - определение целей урока в терминах научения учеников;

     - анализ цели урока с тем, чтобы выявить его основные элементы;

     - определение ключевых характеристик, понятий и навыков, которым будут научаться ученики;

     - проверка наличного уровня  владения учениками  предметом, которому их будут учить;

    - принятие решения о том, как обеспечить постепенное научение, гарантирующее ученику высокий уровень успешности;

   - принятие решения о типе осуществляемых учениками действий, о характере обратной связи, которую следует обеспечить, о способах предъявления учебного материала и оценке степени его усвоения [2].

      Обучение:

   - объяснение в начале урока характера нового материала, которым ученики должны овладеть;

   - обеспечение  примеров,  дающих  представление  обо  всем диапозоне ключевых характеристик изучаемых понятий;

   - упорядочивание примеров с тем, чтобы обучение понятиям было экономичным и эффективным;

-  приведение контрпримеров,  не относящихся  к утопическим понятиям;

- приведение новых примеров с тем, чтобы расширить понимание понятий;

- помощь учащимся на начальных этапах научения. Сначала она значительна, но постепенно сходит на нет, когда учащиеся могут продемонстрировать научение без посторонней помощи;

- поощрения учеников теми или иными способами, позволяющие им почувствовать, что научение идет успешно, и повышающие их заинтересованность в обучении;

- стимулирование учеников к самостоятельному объяснению понятий посредством вопросов, подсказок, выдвижения гипотез и т. п.;

- увеличение уровня мотивации всех учеников посредством обеспечения высокого уровня успешности в научении;

- обеспечение обратной связи с деятельностью учеников на всех стадиях их научения;

- при обучении двигательным навыкам упорядочивание контрольных практических занятий относительно меняющихся условий выполнения навыка;

- при обучении двигательным навыкам обеспечение плавного перехода от одного поднавыка к другому;

- поощрение учеников к самостоятельным, аналитическим и эвристическим решениям проблем.

      Оценивание:

- проверка умения учеников применять усвоенное научение в новых ситуациях (перенос на меняющиеся условия);

- оценка  заинтересованности  учеников   в изучаемом   ими предмете;

- сравнение достижений учеников с целями данного урока.

     Подобное деление на фазы учебного процесса может быть применимо и при изучении целостной темы или раздела учебной программы.

      Многообразие структур урока, методов их организации и дидактических целей предполагает разнообразие и их типов [2].

     Приведем классификацию уроков (по Б.П. Есипову) с рассмотрением их структурных особенностей.

   1. Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения новых знаний. Структура такого урока: повторение предыдущего материала, который является основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

  2.  Урок закрепления знаний. Его структура: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.

  3.Урок выработки и закрепления умений и навыков. Предполагает воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка самостоятельно выполненных работ; задание на дом.

   4. Урок обобщения и систематизации знаний. Такие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов, учебных курсов. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя, а само повторение и обобщение материала проводится в форме кратких сообщений и беседы учителя с учащимися.

   5.  Урок проверки знаний, умений и навыков. Основные задачи такого урока — выявление уровня обученности учащихся и установление недостатков в овладении материалом. При этом могут использоваться письменные или устные формы контроля.

6. Комбинированный  (смешанный) урок. Его примерная  структура: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка его усвоения; упражнения на закрепление новых знаний; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом [2].

      Обязательными элементами всех обозначенных выше типов уроков являются: организационный момент (постановка цели и обеспечение ее принятия; актуализация учебной мотивации и установка на восприятие, осмысление и запоминание материала; создание рабочей обстановки) и подведение итогов урока (фиксация достижения целей урока; определение степени участия в их достижении каждого ученика и класса в целом; оценка работы и определение дальнейших перспектив).

     На любом уроке могут быть использованы фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы. При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей. При групповых формах класс делится на пары или небольшие групп. Группы получают определенное задание и выполняют его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Индивидуальная работа предполагает самостоятельное выполнение учащимися одинаковых или дифференцированных заданий. Традиционно фронтальная и индивидуальная формы организации учебного процесса используются чаще, а групповая — реже.

     Рассмотрим внеурочные формы организации педагогического процесса.

    Экскурсия — специфическое учебно-воспитательное занятие, проводимое на предприятии, в музее, на выставке, в лесу и т.п. Специфика этой формы организации учебного процесса способствует накоплению наглядных представлений и жизненных фактов; помогает учащимся устанавливать связи теории с практикой, обучения с жизнью; позволяет решать задачи эстетического и нравственного воспитания. В зависимости от объекта наблюдения экскурсии подразделяют на производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.п. По учебно-воспитательным целям они могут быть обзорными и тематическими. По месту и структуре — вводными или предваряющими, текущими и итоговыми. Экскурсию может проводить сам педагог или экскурсовод, знающий специфику возрастного восприятия учащихся. При этом педагог остается организатором и руководителем познавательной деятельности детей на протяжении всей экскурсии [2].

      Дополнительные занятия проводятся с целью восполнения пробелов в знаниях, умениях, навыках или удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету (факультативные занятия). В первом случае учитель повторяет объяснение темы и разъясняет отдельные вопросы, а на факультативных занятиях решаются задачи повышенной сложности, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем. Дополнительные занятия могут проводиться в индивидуальной или групповой форме.

      Консультации в отличие от дополнительных занятий организуются по мере необходимости. Различают тематические и обобщающие (например, при подготовке к зачетам или экзаменам) консультации. Они могут проводиться в индивидуальной или групповой форме.

     Лекция — это развернутое, продолжительное и системное изложение Сущности какой-либо учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции — теоретическое обобщение, где конкретный фактический материал служит лишь иллюстрацией или необходимым отправным моментом.

     Традиционно лекции (наряду с семинарами) являются формой организации учебного процесса в высшей школе, но уже в старших классах общеобразовательной школы используются адаптированные варианты элементов лекционно-семинарской системы. Школьные лекции (вводные или обобщающие) применяются при изучении как гуманитарных, так и естественно-научных дисциплин. На таких занятиях учитель не только сообщает или обобщает теоретические знания, но и учит школьников приемам конспектирования.

     Семинары, проводимые в старших классах школы при изучении гуманитарных дисциплин, могут проводиться в форме заранее подготовленных докладов и сообщений или в опросно-ответной форме. Важной задачей педагога при проведении семинаров является организация коллективного обсуждения изучаемой темы [2].

     Практические и лабораторные занятия применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Такие занятия проводятся в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, в учебно-производственных комплексах. Обычно работа учащихся организуется индивидуально или небольшими подгруппами и представляет, собой выполнение заданий по предложенным алгоритмам (изучение функциональных возможностей приборов и механизмов, измерение, сборка, наблюдение и т.п.).

     Диспут — организуемое педагогом столкновение мнений с целью формирования у обучающихся суждений и умения защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Ценность диспута заключается в том, что знания, полученные в ходе столкновения мнений, отличаются глубиной, обобщенностью, прочностью и сознательностью усвоения. Диспут требует от педагога тщательной подготовки, так как важно чтобы вопросы, выносимые на обсуждение, содержали значимую для учащихся проблему.

Информация о работе Формы организации обучения