Формы организации деятельности учащихся младших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание

История развития форм обучения. Сущность понятия «форма» организации познавательной деятельности.
В истории школы длительное время преобладало индивидуальное обучение. Ещё первобытный человек передавал свои знания об окружающем мире, свой жизненный опыт младшим в процессе повседневного общения сначала с помощью мимики и жестов, а затем, с появлением письменности, возникает потребность в обучении письму. Это обучение было индивидуальным: жрец обучал каждого ученика отдельно, кузнец или сапожник учили своих учеников-подмастерьев тоже поодиночке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы использования различных форм
организации обучения …………………………………………………..….6
1.1. Сущность и виды организационных форм обучения…………….....6
1.2. Фронтальная форма организации обучения…………………..…….8
1.3. Индивидуальная форма организации обучения………………..…...18
1.4. Групповая форма организации обуче-ния..….…………………...….25
1.5. Сочетание форм организации обучения………………………….....31
Глава II. Методические рекомендации по организации групповой работы учеников начальной школы……………………………………………………35
2.1. Групповая работа. Ее необходимость в обучении………………..35
2.2. Методика организации учебного сотрудничества…………………37
2.3. Общие правила организации групповой работы…………………43
2.4. Основные противопоказания………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………...52
Список использованной литературы…………………………………………..54

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по МПМ.doc

— 289.00 Кб (Скачать документ)

    Фронтальная форма учебной работы наряду с её положительными сторонами, которые были отмечены выше, имеет ряд существенных недостатков.

    Во-первых, она рассчитана на некого абстрактного ученика, побуждения учащихся к единому темпу работы. Эта форма обучения рассчитана на равную подготовленность учащихся, единый фонд знаний, одинаковый уровень работоспособности.

    При фронтальной работе чаще всего страдают ученики с низкими учебными возможностями. Они работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания, больше времени на выполнение различных заданий, поэтому либо они отстают от класса, либо, пристраиваясь к их уровню работы, остальные учащиеся работы не в полную силу7.

    Делая вывод, можно сказать, что применять фронтальную форму работы можно в случаях, если:

    - перед учениками стоит одна и та же цель;

    - задания по содержанию одинаковы для всех;

    - всем учащимся оказывается помощь со стороны учителя в виде общих  

      указаний без учёта особенностей типологических групп школьников и

      индивидуальных особенностей каждого;

    - если руководство по выполнению задания осуществляется полностью

      учителем.

 

       1.3. Индивидуальная форма организации обучения

 

    Обучение - это составная часть общения. Вся учебная работа на уроке

происходит  при определённом взаимодействии обучающего и обучаемого,  т.е. учителя и  ученика, а в какой-то мере и учащихся между собой. Учитель оказывает  на учеников воздействие словесно, с помощью интонации,  мимики, жестов и т. д., учащиеся воспринимают эти воздействия, реагируют на них, в зависимости от чего учитель строит свою дальнейшую  деятельность. Характер этого взаимодействия и определяет форму работы на уроке.

    Сложность организации при построении урока математики объяснятся  тем, что учитель, работая с целым классом, управляет процессом учения  каждого отдельного ученика. При этом, хотя в классе находятся ученики  примерно одного возраста и обучающиеся по одной программе, но и  различаются по уровню сформированности знаний, умений и навыков, по  отношению к учебным занятиям, у всех свои индивидуальные черты  характера, различные типы темперамента.

    И эти различия невозможно не учитывать в процессе обучения, как в старших классах, так и в начальных. При этом можно эффективно влиять на развитие каждого ученика. Это возможно и целесообразно осуществлять путём организации индивидуального подхода к учащимся, который может дополняться занятиями в кружках и другими видами внеклассной работы.

    Говоря об индивидуальном подходе, в первую очередь нужно затронуть такую сторону вопроса, как цели индивидуализации.

    В современной дидактике различают три категории целей обучения: обучающие или общеобразовательные, развивающие и воспитательные. Каковы же специфические цели индивидуального обучения?

    Обучающая цель – средствами индивидуализации усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ повышения уровня знаний, умений и навыков каждого учащегося в отдельности и, таким образом, уменьшить его абсолютное и относительное отстаивание (под последним понимается учение ниже своих способностей).

    Развивающая цель – формирование и развитие логического мышления, умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика.

   Третья специфическая цель охватывает воспитание личности в широком значении этого понятия.

    Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы. Говоря об индивидуальном подходе, следует отметить, что он динамичен. Динамичность состоит в учёте индивидуальных особенностей, склонностей и интересов на различных этапах обучения.

    Индивидуальный подход предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. В наибольшей степени этой цели отвечает индивидуальная форма организации обучения. В настоящее время она достаточно быстро внедряется в практику работы школы, Препятствием для широкого внедрения индивидуальной деятельности в учебный процесс является главным образом то, что необходима тщательная и большая предварительная работа по её организации. Однако учителя, осуществляющие такую деятельность, на своём опыте убеждаются в эффективности этой формы работы, в её влиянии на все стороны личности ребёнка, а главное – на активное и сознательное усвоение знаний.

Индивидуальная работа на уроках математики в начальных  класса может быть дифференцированной и недифференцированной. Организация дифференцированной индивидуальной работы на уроках математики позволят вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень, ученики оказываются не ущемлёнными, и, не теряя в объёме и содержании предмета, вместе движутся в освоении учебной программы. Различные уровни сложности дают возможность охватить всех детей, организовывать учебный процесс, посильный для всех, адоптированный к способностям ученика.

Материал учебника по математике позволяет  дифференцировать задания для различных  групп школьников с учётом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальная работа может быть организована как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений.

В связи с этим учителю предоставляется  возможность по-разному использовать материал учебника в работе со школьниками, учитывая их способности.

При выполнении упражнений, направленных на формирование умений и навыков, сильные  учащиеся могут выполнять не все  задания, а только те из них, которые  представляют определённую трудность. Ученикам, у которых умения и навыки сформированы не прочно, предлагается выполнить задания для повторения изученного материала.

На уроках математики учащимся даются отдельные примеры, задачи. Наиболее сильным ученикам – составить  свои задачи и примеры и записать их на специальные карточки, лучшие из них можно использовать в дальнейшей работе.

 Г.Ф. Суворова (заслуженный учитель) говорит об общих условиях, соблюдение которых обеспечивает реализацию принципа индивидуального подхода к обучению, воспитанию и развитию младшего школьника.

    - Обязательное условие успешного обучения – привлечение детей к актив

      ному изучению материала и индивидуальный подход на всех этапах уро

     ка.

   - Добиваясь усвоения учебного материала всеми учащимися, учитель ис

      пользует различные приёмы, варьируя их с учётом индивидуальных осо

      бенностей: активных, сильных привлекает к выводам; пассивных вызыва  

      ет для ответов на вопросы в процессе первичного закрепления; ученикам

      со слабой памятью даёт возможность воспринимать материал второй,

      третий раз и т.д.

   - Учитель всегда находит возможность отметить успех ребёнка, его про

     движение8.

    Так же описывает различные группы учащихся: учащиеся с преобладанием нервных процессов торможения над процессами возбуждения, для них необходимо выполнить ряд заданий, направленных на выделение узловых вопросов, наиболее существенных в пройденном материале; дети с преобладанием нервных процессов возбуждения над процессами торможения, у которых процесс написания решения, ответа опережает процесс обдумывания, анализа, необходимы упражнения с комментариями; ученики третей группы – уравновешенные. Приведём примерные виды заданий, которые предлагаются Г.Ф. Суворовой в качестве образца. Они применяются с использованием индивидуализации обучения:

 

 

 

 

I группа                                           II группа                         III группа

        1.реши пример                            реши пример                        реши пример

           разными способами                                                                                разными спосо

                                                                                                                    бамии, какой ра

                                                                                                                    циональней

(2+3)19=                                              (2+3)19=                                      (2+3)19=

 2. Сравни выражения:

I группа                                         II группа                               III группа

3(9+7)*3*9*7                                    4(10+7)*4*10*7                              2(15+6)*2*15+8

 

3. Сравни числа:

127     133                                           144     140                                        354     356 

 

    Индивидуальные задания по степени трудности близки заданиям с различной степенью оказания помощи, которая может быть оформлена в виде написания правила, схемы, образца.

    Например: задание общее для всех: начертить прямоугольник со сторонами 3 и 7 сантиметров. Вычислить его периметр.

I группа                                     II группа                              III группа

Вычисли, опираясь                      Рассмотри чертёж.                    Выполни задание

на чертёж                                      Вспомни! Периметр                 самостоятельно

                                                       прямоугольника =

                                                      сумме длин всех сторон.

                                                        Вычисли Р.

При решении примеров на порядок действий: 24 : 6 * 8 + 9 – 29

I группа                                    II группа                               III группа

Вспомните правило: сначала выполняем действия                               Вычисли

умножения и деления, потом – сложения и вычитания.

Вычисли, опираясь                            Вычисли

на правило                                          Работай так:

                                                     1. 24 : 6  =     2.     *8 =

                                                     3.  +9  =         4.     -29 =

    Такого рода памяток, предписаний много. Важно, чтобы ученики пользовались ими постоянно. Это дисциплинирует мысль, приучает планировать свою деятельность. С течением времени памятки сокращаются.

    Главным достоинством индивидуальной работы является то, что она позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребёнка к его способностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность учащегося. Всё это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальная работа позволяет ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Такая форма организации  работы на уроке даёт возможность:

  1. Сохранить и далее развивать индивидуальность ребёнка, его потенциальные возможности (способности).
  2. Содействовать средствами индивидуализации выполнение учебных программ каждым учащимся, предупреждать неуспеваемость учащихся.
  3. Формировать учебные и навыки при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.
  4. Улучшить учебную мотивацию и развитие познавательных интересов.
  5. Формировать личностные качества: самостоятельность, трудолюбие, творчество.

   Индивидуальная работа в «чистом» виде применяется на уроках математики весьма ограниченно. А.С. Границкая рассматривает следующую нелинейную конструкцию урока:

    - часть первая – обучение всех;

    - часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа с отдельными учениками9.

    Недифференцированная же работа предполагает деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе.

    Индивидуальная форма учебной работы применяется во всех этапах процесса обучения. Так, учитель может предложить ученикам составить краткое условие задачи, начертить схему поиска ее решения, составить условие по рисунку к задаче, решить пример, неравенство, начертить геометрическую фигуру или осуществить измерение отдельных элементов данной геометрической фигуры.

Информация о работе Формы организации деятельности учащихся младших классов