Формы и методы работы с трудновоспитуемыми детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выд­винули целый ряд проблем, одной из которых является про­блема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заклю­чается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к уве­личению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат по­литической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных

Содержание

Введение
Глава 1. Основы работы социального педагога для решения проблемы « трудных» детей.
1.1. Проблема «трудных» детей
1.2.Основные направления работы социального педагога с трудновоспитуемыми детьми.
Глава 2. Технология работы социального педагога.
2.1. Формы и методы работы социального педагога с трудновоспитуемым ребенком как один из путей решения «трудных детей».
2.2 Творческие формы и методы работы с трудновоспитуемыми детьми.
Заключение
Литература
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая чистовик.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

Итак, мы рассмотрели различные способы влияния на трудного ребенка. Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик -это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему — вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, чтобы правильно понять его, принять и вовремя помочь, более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:

1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).

2. Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).

3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.

4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.

При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов.

Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются:

•       стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;

•       формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;

•       постоянное внимание к положительным поступкам ученика;

•       проявление доверия к ученику;

•       формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;

•       оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;

•       учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.

В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

•       преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;

проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;

•       приобщение педагогом ученика к добру и доброте;

•       защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;

•       постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;

•       формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.

 

Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик. Условиями реализации данного принципа являются следующие:

•       учет особенностей социального окружения подростка при решении воспитательных и коррекционных задач;

•       координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;

•       обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощи подростку;

•       учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения и т.д.);

•       коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.

В практической деятельности педагога и психолога этот принцип отражается в следующих правилах:

•       воспитательная и коррекционная работа строится с учетом особенностей социальных отношений подростка;

•       воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;

•       необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;

•       все участники воспитательно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.

Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

•       оценка изменений индивидуальных качеств ученика;

•       выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;

•       учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;

•       предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

•       работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;

•       поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;

•       постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ученика.

 

Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.

В психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

•       включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;

•       выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;

•       стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

•       оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

•       проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;

•       подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;

•       не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

•       волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;

•       нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.

 

2.2 Творческие формы и методы работы с трудновоспитуемыми детьми.

Помимо основных и общеизвестных форм и методов работы с трудновоспитуемыми детьми, существуют ещё так называемые творческие. На некоторых из них хотелось бы остановиться подробнее – это игротерапия, сказкотерапия, психологический театр, тренинг творческой психотехники, обращение к искусству.

Игротерапия и сказкотерапия помогают ребёнку в простой, доступной и близкой ему форме выразить своё отношение к миру, людям, разрешить конфликтные и сложные для него ситуации, смоделировать ролевые ситуации и определить своё место в них. В игре ребёнок чувствует себя на равных с остальными участниками, разрушает барьер субординации, ведь это не ученик совершает какие – либо действия и поступки, а его кукла. Если ребёнку трудно объяснить своё поведение педагогу наедине, из-за боязни, что учитель будет его ругать, напишет замечание в дневник и т.д., то в игре сама по себе личность каждого участника отступает на второй план и дети обыгрывают волнующую их ситуацию вместе с педагогом, находя в процессе пути решения проблемы.

Сказкотерапия имеет схожесть с игротерапией, различие лишь в том, что эта форма работы обращена не только к подсозноанию ребёнка, но и к его фантазии. Когда ученику без предварительной подготовки предлагается сочинить сказку, что называется на ходу, он невольно проговаривает аспекты волнующих его вопросов и сам даёт ответы на них. Метод сказкотерапии можно использовать как в индивидуальном занятии с ребёнком, так и на групповых занятиях, вместе анализируя поступки героев и причины этих поступков.

Психологический театр является наиболее сложной формой работы. Здесь в качестве этюда на заданную тему выступает постановка проблемы, а ученики ищут пути её решения, выстраивают взаимоотношения между собой, проживают данную ситуацию и ведут себя так как поступили бы в жизни. Нередко такой этюд достигает масштабов «спектакля».Психологический театр способствует возникновению чувства уверенности в себе, ощущению и утверждению себя как личности, имеющей собственное мнение, раскованной, взрослой, отвечающей за себя и свои поступки, умеющей рассуждать и отстаивать свои убеждения. Ведь внешняя свобода - это отражение внутренней свободы. Как правило, психологический театр представлен двумя этапами: тренингом творческой психотехники и этюдной работой.

Тренинг творческой психотехники помогает ребёнку раскрыться, освобождая его от внутренних (психологических) и внешних (физических) зажимов, адаптирует его к жизненным ситуациям через игру, способствует сплочению коллектива (уравнивая достоинства всех учеников, при этом не унижая их), развивает воображение и фантазию, тренирует память и внимание. Тренинг творческой психотехники представлен целым комплексом упражнений для всех аспектов, приведённых выше, и подробно описан в работе Крайзеля Е.З. «Тренинг творческой психотехники учителя».

Этюдная работа является наиболее сложной. Она синтезирует в себе все аспекты первого этапа. Этюды могут быть без слов, когда ученику предлагается именно прожить заданное состояние, не используя слов, а передавая его мимикой, жестами, позой, дыханием и т.д. Заданное состояние (тревога, переполняющая радость, ожидание и т.д.) педагог коротко пишет на листочке, а ученики тянут жребий. Также используются этюды со словами, когда ученику задаётся ситуация и он должен отреагировать на неё так как в жизни, взаимодействуя при этом с другими людьми. В обоих случаях очень важно не поверхностное ощущение ситуации, а глубокое внутреннее переживание, оправданное в конкретных действиях.

Обращение к произведениям искусства является сложным, но достаточно продуктивным методом работы с трудновоспитуемыми детьми. Искусство способствует не только рациональному, но и эмоциональному постижению школьниками нравственных истин, психологических закономерностей. Центральным методом используемой социальной технологии служит этико-психологическая беседа в сочетании с выразительными возможностями различных видов искусства.

Ещё одной своеобразной формой работы является памятка, предложенная педагогами Ростовского областного центра реабилитации для работы с трудновоспитуемым детьми. Её можно расположить в классе в качестве наглядного пособия или раздать каждому ученику распечатанный вариант.

 

Памятка .

1. Помни, что в мире есть не только лужи, но и солнце (хорошее в жизни). В плохие минуты вспоми­най о солнце (о хорошем в мире).

2. Если придет неприятность или несчастье, по­мни, что со временем душевная боль пройдет (это за­кон психологии). Говори себе «Все пройдет» и пере­ключайся на какое-нибудь дело, не «зацикливайся» на страданиях.

3. Помни, что твои главные враги - отрицатель­ные эмоции — злость и уныние. Всю жизнь гони их от себя: юмором, мужеством, позитивным мышлением.

4. Выбери себе в друзья оптимизм, умей радовать­ся мелочам. Помни, что человек может стать счастли­вым независимо от внешних обстоятельств, если вы­берет оптимизм и будет прогонять злость и уныние.

5. Помни, что у всех людей (и у тебя тоже) есть недостатки. Всегда понимай это и не злись.

6. Помни, что каждый человек имеет право на любую внешность (полнота, худощавость, рост. нос. уши и т.д.) и на застенчивость тоже.

7. Помни, что лентяи редко достигают успеха в жизни.

8. Помни, что человек может быть счастлив в лю­бом возрасте (и в старости тоже). Все зависит от не­го самого.

9. Помни, что человек (и ты тоже) - важная и не­обходимая часть мира (независимо от профессии). Гордись тем. что ты - человек, и помни, что в каждом от природы есть сила, помогающая преодолеть лю­бые трудности.

Информация о работе Формы и методы работы с трудновоспитуемыми детьми