Формирование мотивации учения у учащихся старшего подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 23:11, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить психолого-педагогические условия формирования мотивации учения у учащихся подросткового возраста и разработать методические рекомендаций по ее формированию.
Задачи исследования:
ü изучить теоретические подходы формирования мотивации учения;
ü изучить мотивацию учебной деятельности;

Содержание

Введение
Глава 1. Общие подходы к изучению мотивации учения в ходе её формирования и к формированию под контролем изучения
1.1 Психологические принципы формирования мотивации учения школьников
1.2 Методы изучения мотивации учащихся
1.3 Пути формирования мотивации
Глава 2. Исследование мотивов учебной деятельности у старших подростков
2.1 Методика и ход проведения исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Программа по формированию мотивации учения
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Работа состоит из  1 файл

++Формирование мотивации учения у учащихся старшего подросткового возраста++.docx

— 137.33 Кб (Скачать документ)

Новый тип отношения к  другому человеку выступает как социальная активность. Социальной активностью будем называть все виды активного отношения к учению как к общению, к взаимодействию, к сотрудничеству: наличие смысла, значимости для ребенка учения как взаимодействия с другим человеком; все виды социальных мотивов (мотивы общественного долга, стремление занять позицию в отношениях с другими людьми, стремление осознать способы сотрудничества и др.); цели, обслуживающие эти социальные мотивы; эмоции, сопровождающие социальные мотивы учения. На основе этого школьник формируется как субъект взаимодействия, общения с другим человеком.

Новый тип отношения к  себе выступает как умение осознавать и перестраивать свою мотивационную сферу, соподчинять мотивы нескольких видов деятельности, изменять свои цели и т. д. Здесь закладывается основа для становления школьника как субъекта своей мотивационной сферы.

На основе всех этих изменений, вместе взятых, ученик формируется  как субъект обучения и воспитания в широком плане.

4. Показателями наличия  новообразований в мотивационной  сфере является не общее возрастание  положительного отношения к учению, а качественное изменение её  отдельных сторон, усложнение их  отношений и, следовательно, строения  мотивационной сферы, более произвольная, т. е. регулируемая волей, её  организация. Можно считать, что в мотивационной сфере наступили необходимые качественные изменения, если выпускника школы удается воспитать как активную личность, движимую системой действенных мотивов, где доминируют социально-значимые мотивы с коллективистической направленностью, имеющую возможность реализовать эти мотивы через самостоятельную постановку гибких, перспективных целей и их достижение, т. е. обладающую высоким уровнем целеполагания, занимающую вследствие этого активную жизненную позицию и могущую включиться в общественную практику, умеющую преобразовать общественную практику и осознанно совершенствовать самого себя в ходе этих преобразований, принять на себя всю меру ответственности за свои поступки и действия в системе общественных отношений. Конечно, эти особенности присущи зрелой личности, они не всегда представлены даже у взрослого человека, но стремиться к их воспитанию надо в течение всего школьного детства. 

 

1.2 Методы изучения  мотивации учащихся

Объективность изучения и  формирования мотивации учащихся достигается  тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных  психологических методов и методических приёмов. Объективность изучения возрастает при соблюдении учителем ряда условий.

I. Методами, наиболее надёжными для изучения мотивации учащихся и наиболее приемлемыми для учителя, могут быть:

а) Длительное (так называемое лонгитюдное) изучение, в том числе наблюдение учителя за повторяющимися поступками и различными проявлениями мотивации учащихся.

б) Индивидуальный формирующий эксперимент в виде дополнительного занятия с учеником при той или иной степени дозированной помощи при решении задач. Общий ход такого занятия состоит в предъявлении задания повышенной сложности, затем обучении ученика с помощью подсказок и предъявлении аналогичного задания для того, чтобы выявить обучающий эффект занятия.

в) Одним из вариантов формирующего индивидуального эксперимента является постановкашкольников в ситуации реального нравственного выбора, например соподчинения мотивов. Такие ситуации либо создаются учителем специально, либо учитель умело использует ситуации такого рода, возникающие в реальной жизни.

г) Индивидуальный формирующий эксперимент должен проходить в форме диалога, сотрудничества учителя и учащихся, для чего целесообразно овладение учителем так называемыми "диалогическими техниками”.

д) Каждый из названных выше методов изучения (индивидуальный формирующий эксперимент, постановка в ситуации выбора) лучше облекать в привычные для учащихся формы регулярно проводимых учебных работ (устный опрос, письменная проверка, индивидуальное дополнительное занятие).

е) Полученные с помощью разных методических приемов данные учителю необходимо сопоставлять с жизненными показателями учащихся.

II. После того как с помощью различных методов будут получены определенные факты, учителю важно уметь их правильно трактовать, интерпретировать. Для этого при оценке отдельных проявлений мотивации надо иметь некоторые точки отсчета, эталоны. Они содержатся в теориях мотивации, возрастных особенностей учения. Так же необходимо рассмотреть, как устроены мотивация, сам процесс учения. Эти особенности учения и мотивации (их виды, уровни, этапы, качества, проявления) образуют как бы "сетку" параметров, на которые можно накладывать реальные факты, наблюдаемые у учащихся, и оценивать их. Иными словами, оценивая мотивацию конкретного ученика, учителю недостаточно сказать о том, что "интерес к учению слабый", "учиться не хочет", а надо назвать, что именно в мотивации отсутствует, какие именно её уровни не развиты и т.д.

III. При изучении и формировании мотивации ученика важно видеть не его застывшие психологические особенности, т.е. то, что уже достигнуто учеником, а самое главное-процесс становления мотивации, зону её ближайшего развития. Поэтому учителю важно выявлять не только успешность выполнения задания, но и затруднения ребенка в нём; не только фиксировать результат решения, но и способы его получения; определять не только уровни, но и переходы от одного к другому.

IV. Психологическое изучение и формирование мотивации учащихся можно проводить как на заданиях с неучебным содержанием (шахматные задачи, головоломки), так и на заданиях с учебным содержанием (математическим, языковым и т. д.). Первые задания хороши тем, что, будучи незнакомыми для детей, они уравнивают всех учащихся, сводят к минимуму роль прошлого опыта. Вторые важны тем, что они позволяют изучать школьников в естественных условиях учебного процесса.

V. Мотивацию учения можно не только изучать, но и "измерять". Это придает изучению большую объективность, позволяет сопоставлять характер выполнения заданий школьниками на разных этапах обучения.

VI. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика с учётом перечисленных выше требований.

Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений  между учителем и учеником. При  этом желательно ориентироваться на следующие требования:

1. Главной задачей изучения  в школе является не отбор  детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся.

2. При изучении психологических  особенностей конкретного ребёнка  надо сравнивать его не с  другими детьми, а с ним самим,  его прежними результатами, оценивать  его по индивидуальному вкладу  в то или иное достижение.

3. Учителю необходимо  подходить к психологическому  изучению и формированию мотивации  учащихся с оптимистической гипотезой.  Она означает определение оптимальной  зоны, в которой ребенок, несмотря  на внешне небольшие успехи, проявляет  больший интерес, добивается несколько  больших достижений, чем в других  сферах.

4. Желательно стремиться  за внешне одинаковыми проявлениями (например, отсутствие положительной  мотивации к учению) увидеть разные  причины этого и их сочетание,  неповторимое для каждого ребёнка  (неумение учиться, несформированность умений постановки целей).

5. Очень важно изучать  и формировать мотивацию не  только у неуспевающих и трудновоспитуемых  учащихся, но и у каждого, даже  внешне благополучного ребёнка.  При изучении мотивации у каждого  школьника надо выявить состояние  его познавательной сферы (умение  учиться и обученность, возможность учиться и обучаемость), мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации.

6. Заключение, суждение об  ученике, его характеристика должны  формулироваться учителем в щадящей  форме, с опорой на положительные  стороны и возможности ребенка.

7. В ходе изучения мотивации  учения школьников учителю надо  обладать психологической грамотностью. Она включает наряду с психологической  информированностью (осведомленностью в возрастной и педагогической психологии, в ее методах) еще и личностные качества, интерес к другому человеку, оптимистическую убежденность в возможностях другого человека, высокую терпимость к непохожести человека на других.

8. Формировать мотивацию  - значит не заложить готовые  мотивы и цели в голову учащегося  (это могло бы привести к  манипулированию другим человеком), а поставить его в такие  условия и ситуации развертывания  активности, где бы желательные  мотивы и цели складывались  и развивались бы с учетом  и в контексте прошлого опыта,  индивидуальности. [Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - С. 5-11]

 

1.3 Пути формирования  мотивации

Необходимо наметить самые  общие, принципиальные пути формирования мотивации.

Первый путь — его называют иногда путем «сверху вниз» —  состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система  нравственного воспитания в обществе, в школе. Здесь школьник усваивает  «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение, производит отождествление своих мотивов  с мотивами, предлагаемыми обществом. Недостаточность этого пути состоит  в том, что есть опасность чисто  формального усвоения требуемых  побуждений. Второй путь — «снизу вверх» — состоит в том, что ребенок  включается взрослым в реальные различные  виды деятельности и так приобретает  практический опыт нравственного поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы. Недостаточность  этого пути состоит в том, что  воспитатель не всегда уверен, что  сложатся именно те побуждения, которые  необходимы.

Единство же этих путей  воспитания должно дать правильное сочетание  и «знаемых» и реально действующих  мотивов, обеспечивающих зрелость личности школьников, единство слова и дела. Обучение в школе включает оба  эти вида воздействия на мотивацию  учения, причём воспитание мотивации  через виды деятельности предполагает использование не только учебной, но и общественно полезной, общественно-политической и других видов деятельности.

Путь воспитания мотивации  через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования (П. Я. Гальперин и П. Голу, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и А. К. Дусавицкий, Н. Ф. Талызина и В. Ф. Моргун, А. К. Маркова, Л. К. Золотых, Т. И. Лях и др.) показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое знание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве её компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.

Опираясь на эти оптимистические  выводы психологических исследований, учителю вместе с тем надо соотносить их с реальностью и учитывать, что воспитание мотивации — это  длительный процесс, связанный со становлением личности школьников в целом. Проходит порой много месяцев кропотливого труда, пока удаётся зафиксировать  зримое и устойчивое изменение в  мотивационных установках школьника. Психологи показали, что познавательные мотивы у школьников перестраиваются  легче и быстрее, чем социальные. Например, за несколько месяцев при  систематической отработке учебной  деятельности, её компонентов, у школьников удаётся вызвать достаточно чёткую ориентацию не только на результаты, но и на способы работы, т. е. развить  учебно-познавательные мотивы. Требуются  дополнительные усилия педагога, чтобы  сделать эти новые мотивы «смыслообразующими», т. е. придать им личностную значимость. Социальные мотивы требуют для своего формирования комплексной воспитательной работы, однако и для их становления в ходе учебной деятельности можно многое сделать.

В учении школьник осуществляет и предметные преобразования, и взаимодействия с другим человеком, изменяет свою деятельность и самого себя. Соответственно здесь  складываются новые виды познавательной и социальной активности, действенное  отношение к своей мотивационной  сфере.

 

 

 

ГЛАВА 2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся  

 

2.1 Методика и  ход проведения исследования

Для изучения мотивационной  сферы старших подростков было проведено  исследование, которое проводилось  на базе школы № 1 п.г.т. Ижморского в следующих классах.

класс 9"А"  - 22 человека;

класс 9"Б"  - 24 человека.

Цель исследования: провести анализ мотивационной сферы у учащихся школы.

Информация о работе Формирование мотивации учения у учащихся старшего подросткового возраста