Формирование мотивации учения у учащихся старшего подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 23:11, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить психолого-педагогические условия формирования мотивации учения у учащихся подросткового возраста и разработать методические рекомендаций по ее формированию.
Задачи исследования:
ü изучить теоретические подходы формирования мотивации учения;
ü изучить мотивацию учебной деятельности;

Содержание

Введение
Глава 1. Общие подходы к изучению мотивации учения в ходе её формирования и к формированию под контролем изучения
1.1 Психологические принципы формирования мотивации учения школьников
1.2 Методы изучения мотивации учащихся
1.3 Пути формирования мотивации
Глава 2. Исследование мотивов учебной деятельности у старших подростков
2.1 Методика и ход проведения исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Программа по формированию мотивации учения
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Работа состоит из  1 файл

++Формирование мотивации учения у учащихся старшего подросткового возраста++.docx

— 137.33 Кб (Скачать документ)

Курсовая работа: Формирование мотивации учения у  учащихся старшего подросткового возраста

Оглавление 

 

Введение

Глава 1. Общие подходы к изучению мотивации учения в ходе её формирования и к формированию под контролем изучения

1.1 Психологические принципы  формирования мотивации учения  школьников

1.2 Методы изучения мотивации  учащихся

1.3 Пути формирования мотивации

Глава 2. Исследование мотивов учебной деятельности у старших подростков

2.1 Методика и ход проведения  исследования

2.2 Анализ результатов  исследования

2.3 Программа по формированию  мотивации учения

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения  в практику психологических исследований, выход к реальному поведению  человека, к его регуляции требует  сегодня познания закономерностей  поведения человека и особенно в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной детерминации его психики.

Формирование мотивации  учения в школьном возрасте без преувеличения  можно назвать одной из центральных  проблем современной школы, делом  общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве патриотического, трудового, нравственного  воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного  среднего образования. Социальный заказ  нашего общества школе состоит сегодня  в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в  оценке результатов труда учителей и учащихся. [28, 312]

Проблема мотивации и  мотивов поведения и деятельности — одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов, например, отмечает, что в  психологических исследованиях  деятельности вопросам мотивации и  целеполагания принадлежит ведущая  роль. «Трудность здесь состоит в  том, — пишет он, — что в  мотивах и целях наиболее отчетливо  проявляется системный характер психического; они выступают как  интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают  мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач». Неудивительно, что мотивации  и мотивам посвящено большое  количество монографий как отечественных (В.Г. Асеев,В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М. Ш.Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др). [16, 54]

Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу, что вынуждает некоторых  психологов впадать в излишний пессимизм  и говорить о практической неразрешимости проблемы. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой  фактор, влияющий на возникновение  побуждения и принятие решения, объявляется  мотивом. Очень мало внимания (особенно в отечественной литературе) уделяется анализу причин столь значительного расхождения авторов в понимании сущности мотивации и мотивов; как правило, имеет место либо простое изложение взглядов других авторов на проблему, либо довольно поверхностная критика всех отличных от собственной точек зрения, без поиска и развития того рационального, что имеется в подходах предшественников. Между тем непредвзятый анализ позволяет увидеть в различных гипотезах и формулировках много ценной информации, которую можно использовать при построении целостной и непротиворечивой концепции мотивации и мотива. [10, 7 - 8]

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и  родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а  желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика  не сформировались потребности в  знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности  в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для  формирования у учащихся мотивации  к получению знаний? Эти вопросы  волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника  нельзя успешно учить, если он относится  к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности  к ним. Поэтому перед школой стоит  задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации  к учебной деятельности.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты  им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким  образом, отклик и опорную точку  в его переживании.

Цель работы: выявить психолого-педагогические условия формирования мотивации учения у учащихся подросткового возраста и разработать методические рекомендаций по ее формированию.

Объект: процесс формирования мотивации учения.

Предмет: психолого-педагогические условия формирования мотивации учения у подростков.

Гипотеза исследования: формирование мотивации учения будет успешным, если используются:         

I.             Методы психологической коррекции.        

II.             Методы стимулирования и мотивации.

Задачи исследования:

ü   изучить теоретические подходы формирования мотивации учения;

ü   изучить мотивацию учебной деятельности;

ü   провести исследование мотивов учебной деятельности у старших подростков и проанализировать полученные результаты;

ü   дать методические рекомендации по формированию мотивации учения у учащихся подросткового возраста

Формирование мотивации  учения немыслимо у «ученика вообще», вне возраста и его специфических  психологических характеристик. Возрастные особенности школьников надо не только учитывать (а иногда это означает, что возрастные особенности просто приговариваются после того, как  вся система методов работы учителя  уже отобрана, построена), из возрастных особенностей надо исходить с самого начала. Это означает, что всякий раз, начиная обдумывать работу по формированию мотивации учения в данном классе, у данного ученика, первые вопросы, которые должен задать себе учитель, — каковы задачи воспитания мотивации  именно в этом возрасте? Какие особенности  мотивации учения надо сформировать к концу этого школьного возраста (младшего, среднего, старшего), чтобы  подготовить ученика к решению  задач следующего этапа развития его личности? Только после этого  и на основе этого правомерен выбор  форм современного обучения. В связи  с раскрытием резервов возрастного  развития мотивации осуществляется и индивидуальный подход к учащимся. [18, 12-15]

Эффективное формирование мотивации  учения предполагает соответствующее  методическое обеспечение этого  процесса.

В работе использовались две  группы методов: теоретические и  экспериментальные. Теоретические  методы: анализ литературы, обработка  результатов педагогического эксперимента и их анализ. Экспериментальные методы: наблюдение за учебным процессом, опытное  преподавание, экспертная оценка.

Резюмируя предшествующие рассуждения, можно утверждать, что формирование мотивации учения – неотъемлемая часть развития познавательной активности учащихся.

Это возможно при наличии  следующих факторов:

ü   учителя, влияющего на процесс познания ребёнка;

ü   участие всего коллектива учителей в работе по данному направлению;

ü   среды, позволяющей реализовываться учителю;

ü   наличие соответствующего методического обеспечения и оборудования.

 
 

 

Глава 1. Общие  подходы к изучению мотивации  учения в ходе её формирования и  к формированию под контролем  изучения 

 

Учителю, стремящемуся к  психологическому изучению и формированию учения школьников, важно опереться  на общую стратегию и ход этой работы. При организации такой  работы учителю важно принимать  во внимание следующие общие положения:

v  психологическое изучение мотивации и её формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление её реального уровня и возможных перспектив, зоны её ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые её резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. Значит, в реальной работе учителя изучение и формирование мотивации неразрывно связаны;

v  организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощённого их понимания. Изучение не следует рассматривать как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза ("хочет" или "не хочет" школьник учиться), а следует строить как проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности. Формирование также неверно понимать как "перекладывание" учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует её развитие системой психологически продуманных приёмов;

v  изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждений и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования. Предлагаемые ниже приемы изучения и формирования мотивации вполне доступны любому учителю. Вместе с тем вся их совокупность не является, разумеется, обязательной для учителя, а представляет собой возможный набор методических приёмов, из которых учитель может выбрать то, что ему подходит.

Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный  характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме - с другой.

 

 

1.1 Психологические  принципы формирования мотивации  учения школьников

Учитель не может довольствоваться в учебно-воспитательном процессе только наличным уровнем мотивации, ибо  это означало бы исходить из вчерашнего дня развития ребёнка и не ориентироваться  на завтрашний день его развития. Поэтому  необходима особая работа по воспитанию мотивации. Сформулируем те психологические  требования, которым она должна удовлетворять.

 

Психологические принципы формирования мотивации учения школьников.

1. При формировании мотивации  учителю следует ориентироваться  на перспективы, резервы, задачи  развития мотивации учения в  данном возрасте. Для этого надо  исходить из возрастного своеобразия  деятельности и мотивации как  важной личностной характеристики  в данном возрасте, в возрасте, предшествующем данному, в возрасте, следующем за данным. Поэтому формирование мотивации должно опираться на её реальный уровень, сложившийся в предыдущем возрасте, предполагает определение ближайших перспектив её развития (в данном возрасте) и далеких перспектив её развития (в последующем возрасте).

2. Для мобилизации резервов  мотивации в каждом возрасте  необходимо организовать включение  ребенка в активные виды деятельности (учебную, общественно полезную, общественно-политическую и др.) и виды общественных взаимодействий  его с другим человеком (учителем, сверстниками).

3. В ходе осуществления  этих видов деятельности и  социальных контактов у школьника  возникают новые качества психического  развития — психические новообразования.  Эти новообразования состоят,  по данным психологических исследований, в проявлении у ребёнка нового, действенного отношения, новой  позиции:

v  к изучаемому объекту (математическому, лингвистическому и др.);

v  к другому человеку;

v  к себе и деятельности.

Применительно к мотивации  эти новые психические качества выглядят следующим образом: новый  тип отношения к изучаемому объекту  выступает как познавательная активностьшкольника. Познавательной активностью будем называть все виды активного отношения к учению как к познанию: наличие смысла, значимости для ребёнка учения как познания; все виды познавательных мотивов (стремление к новым знаниям, к способам их приобретения, стремление к самообразованию; цели, реализующие эти познавательные мотивы; обслуживающие их эмоции. На основе этого школьник формируется как субъект учебной деятельности.

Информация о работе Формирование мотивации учения у учащихся старшего подросткового возраста