Формирование корпоративной культуры учащихся инновационных учебных заведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:33, автореферат

Описание

На современном этапе развития России обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются динамизмом, конструктивностью. Начальным звеном формирования таких качеств личности, норм поведения является среднее учебное заведение, которое отличается особой морально-психологической обстановкой, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера. Если раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, умений, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», то теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития, обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности в изменяющемся обществе.

Работа состоит из  1 файл

корп. культура.doc

— 42.00 Кб (Скачать документ)

2.3.Формирование корпоративной культуры 
учащихся инновационных учебных заведений

     На  современном этапе развития России обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются динамизмом, конструктивностью. Начальным звеном формирования таких качеств личности, норм поведения является среднее учебное заведение, которое отличается особой морально-психологической обстановкой, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера. Если раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, умений, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», то теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития, обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности в изменяющемся обществе.

     Современные инновационные учебные заведения должны подготовить новый «пласт», поколение учащихся, которые с уверенностью смотрят в будущее, стремятся развивать идеи модернизированного общества. Формирование у учащихся особого поведения, внутреннего состояния, развитие тех компетенций, которые становятся мощной движущей силой личностного роста, что позволит им легко конкурировать в социуме, на наш взгляд будет более эффективно при наличии в учебном заведении соответствующей обстановки, особого «духа». Сегодня можно с уверенностью говорить о возникновении в учебных заведениях новой культуры, так называемой корпоративной культуры. Но как приобщить учащихся к этим идеальным моделям поведения, стратегиям деятельности таким образом, чтобы и после окончания учебного заведения положительный эффект сохранялся длительное время.

     Корпоративная культура в учебных заведениях в силу своей высокой практической и экономической значимости вызывает все больший интерес исследователей, педагогов-новаторов, а также практических работников. Еще в XIX веке Г. Мольтке ввел термин «корпоративная культура», позволивший дифференцировать это понятие с близкими по содержанию категориями ( "организационная культура", "деловая культура", "внутренняя культура учебного заведения") и включить в него новые смыслы. С этого времени проблема корпоративной культуры активно разрабатывается как зарубежными (Р. Акофф, М. Бурке, Т.Е. Дейл, А.А. Кеннеди, Л. Розенштиль, Р. Рюттингер, С. Ханди, Г. Хошфед, К. Штольц), так и отечественными исследователями (О.С. Виханский, П.В. Забелин, Н.К. Моисеева, А.И. Наумова, Н. Крылов). В современной литературе существует довольно много определений понятия “корпоративная культура”.

     Корпоративная культура - это набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются всеми членами организации (Д.Ньюстром, К.Дэвис).

     Корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.

     Наиболее  яркими примерами наличия корпоративной культуры в учебных заведениях могут являться Оксфорд, Кембриджский университет, в г. Волгограде – Гимназия №1, Лицей №8 Олимпия.

     Мы можем выделить основные черты «корпоративной культуры», которые могут быть присущи учебным заведениям:

     1. - учебное заведение имеет образцы поведения, символы, ритуалы, мифы, ценности, понимаемые и разделяемые всеми субъектами образовательного процесса (учителями, персоналом и учениками);

       2. – осознание того, чем учебное заведение является (какова его миссия и как она реализуется учебным заведением внутри и вне самого себя);

       3. - это идеи, взгляды, основополагающие ценности, которые разделяются всеми педагогами и которые являются отличительной чертой одного учебного заведения от другого.

     Опираясь на выше сказанное, мы можем отметить, что формирование «корпоративной культуры» играет важную роль, так как она помогает достичь в учебном заведении единого командного духа, основанного на устоявшихся крепких традициях, на взаимном уважении участников образовательного процесса, на тех установившихся в коллективе ценностях, которые способствуют формированию положительного имиджа учебного заведения. Чем сильнее и активнее корпоративная культура образовательного учреждения, тем эффективнее и результативнее образовательный процесс. Тем самым корпоративная культура образовательного учреждения представляет собой не только синтез ценностей, отношений, норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов, характерных для него, но и конкретное социальное окружение, в котором образовательная корпорация самореализуется, вырабатывая стиль отношений и поведения в социуме.

     Мы  попытались определить сформированность корпоративной культуры у выпускников гимназий и лицеев г. Волгограда. Для этого нами была проведено анкетирование с целью выявления признаков корпоративной культуры и влияния ее сформированности на дальнейшее обучение в вузе.

     В роли респондентов выступали учащиеся 10-11 классов гимназии №14.  Большинство учащихся выделяли основные признаки корпоративной культуры, которые были присущи их учебному заведению. Среди основных признаков  наиболее часто упоминались:

  1. сплоченность класса;
  2. традиции учебного заведения (общие праздники – «День семьи и гимназии»);
  3. правила, нормы поведения;
  4. взаимоотношения между учителями и учениками;
  5. структура деятельности преподавателей;
 

     Около 35 % респондентов считают, что в их учебном заведении корпоративная культура сформирована частично или полностью. Ученики отмечают, что корпоративная культура развивает нравственные понятия, чувство ответственности за решение проблем, лидерские качества, активную жизненную позицию.

     Выпускники  учебных заведений с элементами корпоративной культуры сохраняют приверженность, преданность своим учебным заведениям. Они стремятся  привнести опыт, полученный в среднем учебном заведении в свою с жизнь, охотно соглашаются принять участие в различных учебных инновационных программах.  Нормы, стратегии и умения, выработанные в школе помогают при адаптации в социуме например, выстроить контакты  как с учебной классом, так и с преподавателями.

     Внешние проявления корпоративной культуры учебного заведения не только привлекательны для окружающего социума, но и являясь неотъемлемой частью образовательного процесса, позволяет более эффективно развивать у школьников социальной компетенции. Социальная компетенция – способность устанавливать социальные контакты и осуществлять взаимодействие в больших и малых социальных группах, брать на себя гражданскую ответственность, участвовать в решении проблем страны и региона, проявлять нравственное отношение к другим людям, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических принципов.

     Формирование  корпоративной культуры может осуществляться в учебном заведении по следующей структуре:

     1.Формирование корпоративной культуры начинается с педагога как руководителя, так как он может сплотить коллектив вокруг конкретной цели, тем самым, демонстрируя организаторские качества.

     2.Диагностика  корпоративной культуры. Сильная или слабая, хорошая или плохая, корпоративная культура есть в любом учебном заведении. Тщательный анализ покажет, от чего нужно отказаться, а какие традиции лучше сохранить и усилить. Они-то и послужат связующим звеном между старой и новой культурой.

     3. Разработка плана. Необходима  разработка плана мероприятий  по внедрению новых ценностей  и правил поведения. Каждый  из учащих должен взять на  себя ответственность за организацию  и проведение того мероприятия,  которое кажется ему наиболее  интересным. Не нужно забывать праздновать даже маленькие победы. Наглядная демонстрация полученных результатов снимает психологические барьеры, уменьшает сопротивление нововведениям, вызывает доверие со стороны коллектива, и вдохновляет на новые трудовые подвиги. Поощрение учеников, которые с энтузиазмом приняли новые правила, подкрепляет нужное поведение.

     Корпоративная культура, на наш взгляд, неотъемлемый компонент современного общества, являешься ли ты учеником или студентом учебного заведения или руководителем в банке. Корпоративная культура должна формироваться в каждом учебном заведении как элемент инновационной деятельности.

Информация о работе Формирование корпоративной культуры учащихся инновационных учебных заведений