Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание

Изучение и анализ психолого–педагогической литературы показывают, что у детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова).

Работа состоит из  1 файл

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

 

-преемственность лучших  традиций отечественного и зарубежного  опыта в обновлении  содержания  образовательного процесса;

 

-интегрированный подход в организации воспитательно-образовательного   процесса;

 

    - формирование у дошкольников  активной жизненной позиции в  познании ок ружающего мира  через чувственно-эмоциональные  реакции;

 

        -активизация  интеллектуально-познавательной деятельности и творческого самовыражения.

 

Методы, приемы, средства реализации технологии: индивидуальные и групповые  консультации,  семинары, семинары-практикумы, педагогические советы, обобщение  и распространение опыта работы, открытые мероприятия.

 

 

Ожидаемые результаты: получить положительные тенденции в развитии навыков общения у детей с общим недоразвитием речи, а также увеличения уровня коммуникативной готовности к школьному обучению в целом.

 

 

Деятельность в рамках  технологии:

 

1.Обсуждение проблем организации работы на педагогических советах, конференциях.

 

2.Создание консультативной службы  для оказания помощи педагогам,  родителям.

 

3.Повышение квалификации по  внедрению современных педагогических  технологий.

 

 

Работа по данной технологии позволяет:

 

.   - повысить профессиональную  культуру педагогов;

 

- создать позитивное  отношение к применению и освоению  нововведений, способствующих обновлению  содержания дошкольного образования;

 

- формировать активную  жизненную позицию в познании  ок ружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;

 

- активизировать интеллектуально-познавательную  деятельность и творческое самовыражение.

 

 

            Технология состоит из трех  этапов:

 

1 этап – развитие мотивационно - потребностной сферы 

 

Задача - создать мотивацию  общения и приобретения коммуникативных  умений.

 

 

         На первом этапе (2009-2010гг.) осуществлялся  теоретический анализ проблем  формирования коммуникативных умений  у старших дошкольников, формулировались  проблема, цель,  задачи исследования.

 

          Для исследования особенностей  развития коммуникативной компетентности  старших дошкольников с общим  недоразвитием речи был использован  комплекс диагностических методик,  с помощью которого можно исследовать  разные стороны коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР -  уровень речевого развития (фонематический слух, словарное развитие), личностную сферу ребенка, сформированность коммуникативных навыков детей, с учетом анализа межличностных отношений каждого ребенка с окружающими людьми (педагогами, родителями, сверстниками), уровня развития коммуникативной культуры.                                                                                                                          Диагностика развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР позволила нам разработать систему работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР, используя полученные в результате проведенной диагностики данные. (Приложение 1).                        Система развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР включает в себя: подобранный диагностический инструментарий (развития связной речи, формирования коммуникативных навыков, мотивационной включенности в речевое высказывание, развития вербально-логических компонентов речевой деятельности, формирования речевой и языковой компетентности ребенка);  повышение самостоятельности в освоении коммуникативных навыков, развитие готовности к коммуникации, формирование коммуникативной культуры; а также целенаправленную работу с педагогами и родителями по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР (изучение семей детей с ОНР; привлечение родителей к активному участию в развивающих занятиях дошкольного учреждения, изучение семейного опыта по развитию коммуникативной компетентности детей, просвещение родителей в области организации коммуникативной деятельности дошкольников, учет психолого-педагогических рекомендаций, предъявляемых к воспитателям дошкольного учреждения).

 

 

 

«Педагогические условия развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР» рассматривается система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи

 

 

2 этап - ознакомление  со средствами и способами  общения и формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности

 

Задача - формировать  представления о правилах эффективного общения.

 

       На  втором этапе (2010-2011 гг.) были определены  и апробированы содержание, средства  и приемы формирования коммуникативных  умений.

 

Основные методы и  формы работы с дошкольниками  с ОНР, которые активно были использованы нами в работе: развивающие и дидактические  игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые  игры, игры-соревнования, подвижные  игры, творческие игры, игры-инсценировки и др.); беседа; сказкотерапия; библиотерапия; музыкотерапия; психогимнастика моделирование и анализ ситуаций и др.

 

      Проводимые  занятия по развитию коммуникативной  компетентности дошкольников с  ОНР включали в себя разнообразные  формы и задания: проигрывание этюдов; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; свободное и тематическое рисование; музыкальное сопровождение; чтение художественных произведений и обсуждение стихов; упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера); импровизация; рассказы детей; сочинение историй; мини-конкурсы и т.п.

 

 

 

      Процесс  развития коммуникативной компетентности  у дошкольников с ОНР подразумевает  совместную, взаимосвязанную работу  всех педагогов, т.е. коррекции  речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Успех развития коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений. Перед воспитателем группы для детей с общим недоразвитием речи стоят и коррекционные и общеобразовательные задачи. Для их решения максимально использовался материал общеобразовательных занятий и режимных моментов.

 

     С целью  оптимизации работы педагогов  детского сада по развитию  коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР мною и педагогом - психологом проводилось психолого-педагогическое просвещение педагогов работа по изучению: возрастных особенностей дошкольников с ОНР; оптимальных путей организации общения между детьми с ОНР; принципов коммуникации детских групп; методов работы с родителями.

 

        С этой целью использовались  такие формы работы как лекции, беседы,

 

групповые консультации, анкетирование, подбор психолого-педагогической литературы, а так же тренинги профессионально-педагогической компетентности, межличностного общения.                              (Приложение 2)

 

     Помимо  проведения специально подобранных  и организованных мероприятий  с педагогами, с учетом разработанных  рекомендаций в общении и взаимодействии с ребенком с ОНР необходимо сотрудничество  с семьей с целью взаимопомощи и взаимоподдержки в развитии коммуникативной компетентности дошкольника с ОНР.

 

Эффективность работы по формированию компетенций дошкольников возрастет во много раз, если семья  и педагоги работают в тесном контакте.   Считаю первостепенными вопросы реализации компетентностного подхода в педагогическом просвещении родителей и взаимодействии ДОУ с семьей. С этой целью организовывались родительские собрания по различным проблемам, дни открытых дверей, проводится анкетирование родителей, индивидуальные беседы, консультации («Развиваем способности детей», «Развитие творческого воображения и мышления детей», «И тогда он будет говорить»…), совместные праздники, выставки, конкурсы;  сотрудничество с родителями  в  реализации групповых проектов («От песчинки до ракушки», «Детское кафе», «Путешествие денежки», «Музей часов», «Сырный домик» и др.).

 

 

 

3 этап. Организация педагогической  деятельности по формированию  коммуникативных умений у детей  дошкольного возраста

 

 

  Задачи :  формировать  коммуникативные умения у детей  старшего дошкольного возраста  в совместной взросло-детской  (партнерской) деятельности, творческое  применение коммуникативных умений;

 

 

Третий этап (2010-2011 гг.) направлен на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через создание благоприятных условий для всестороннего развития дошкольников. Формированию ключевых компетентностей  будет способствовать предметно-развивающая среда, обеспечивающая единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых умений.  Эффективность созданных педагогических условий  в наибольшей степени способствуют эффективному развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР и более оптимальному развитию связной речи, её предпосылок.

 

 

    Детям с  общим недоразвитием речи необходима  комплексная работа по формированию  полноценной коммуникативной компетенции,  которая включала бы в себя  не только традиционные, но новые  технологические подходы к организации учебно-воспитательного процесса.

 

Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетенции  называются: диалог (Е. А. Белова, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова), создание сюжетных ситуаций (И. О. Рыжкова, В. Ф. Толстова, З. Я. Футерман), организация самостоятельной деятельности (H. H. Галигузоьа, O. E. Смирнова), игровые ситуации (Н. Е. Короткова, С. Л. Новоселова); развивающие и дидактические игры и др.

 

 

 

В группах имеются  игровые, физкультурные, музыкальные  уголки. После дневного сна проводятся профилактические мероприятия: воздушные процедуры, точечный самомассаж, имеются ножные массажеры.

 

Успешная организация  игр невозможна без устройства игровых  уголков в группах, которые включают стеллажи с игрушками, а также  ковровое покрытие, где размещена часть игрушек. В игровых уголках проводятся занятия по сюжетно-ролевым и дидактическим играм и организуются свободные игры детей.

 

Наиболее важным условием формирования игры дошкольников является последовательное руководство ими со стороны воспитателя. Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, старалась ориентироваться на воспитательно-образовательные задачи игровой деятельности:

– Развивать средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию.

– Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации.

– Учить определять эмоциональное  состояние и отражать его с  помощью выразительных движений и речи.

– Воспитывать доверительное отношение друг другу.

– Развивать невербальное воображение, образное мышление.

 

игровые методы, направленные на развитие коммуникативных навыков  детей дошкольного возраста имеют  своей основной целью активизацию  коммуникации в детской группе:                                                                                                                                                                   - для развития умения устанавливать контакт с собеседником;

 

- для совершенствования  у детей общаться без слов;

 

- для совершенствования  умения ясно и четко произносить  слова;

 

- для развития у  детей умения вести себя в  конфликтной ситуации;

 

- для развития у  детей эмпатии и эмпатийного  поведения;

 

- для закрепления коммуникативных  умений у детей.          (приложение 3).                                                                                                                                                                Наиболее значимым условием формирования навыков общения в игре дошкольников является последовательное руководство ими со стороны воспитателя. Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, воспитатель ориентируется на задачи обучения игре детей данного возраста и возможности каждого ребенка.

 

 

           Тесные связи установлены между  игрой и занятиями по развитию  речи, когда  проводятся беседы  об играх детей, составляются  рассказы, подготавливаются книжки-самоделки.  Разработанный учебно-тематический  план коррекционной работы  включает в себя задачи по формированию коммуникативных навыков у детей.                                       (Приложение 3)

 

Игры-драматизации, предполагает тесную взаимосвязь педагога и воспитателя, так как основой для инсценирования становятся сказки, с которыми дети познакомились на занятиях по развитию речи.

 

 

 

          Итог:

 

В ходе систематической, целенаправленной работы произошли  изменения показателей уровня сформированности навыков игрового взаимодействия и  усвоения социальных норм и правил у дошкольников, посредством использования системы работы, собственного активного и заинтересованного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста  как одного из средств социально-нравственного воспитания детей.

 

        Результаты позволили определить  необходимые коррекционно-педагогические  условия повышения уровня коммуникативной  готовности к школе детей с  ОНР

 

– введение специальных  коррекционно-педагогических приёмов, направленных на повышение социальной компетентности ребёнка, в основные разделы программы;

 

– реализация личностно  – ориентированного подхода в  общении педагогов с детьми, основанного  на принципах гуманистической психологии и педагогики;

 

– создание условий для  формирования позитивности и адекватности самовосприятия и коррекции неадекватной самооценки;

 

– создание положительно окрашенной, радостной, доброжелательной атмосферы в ДОУ.

 

      В результате  коррекционного воздействия многие  коммуникативные трудности, свойственные  детям с ОНР значительно уменьшились. В дальнейшем это  поможет детям реализовать свой потенциал и постепенно овладеть более высоким уровнем общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Азарова, Т.В. Развивающая  работа психолога на этапе адаптации  детей в школе [Текст] / Т.В. Азарова, М.Р. Битянова // Мир психологии, № 1,1996. - С. 147 - 170.

Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева // Дошкольное воспитание, № 6, 2006. - С. 13 - 15.

Информация о работе Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи