Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание

Изучение и анализ психолого–педагогической литературы показывают, что у детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова).

Работа состоит из  1 файл

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

«Формирование коммуникативных способностей у  детей дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи»

 

 

 

“Ввести ребёнка в  мир человеческих отношений —  одна из важных

 

 задач   воспитания   личности  ребёнка  дошкольного   возраста”

 

                                                                                  В.А.Сухомлинский

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

          На сегодняшний день одним  из ведущих приоритетов в образовании  является коммуникативная направленность  учебно-воспитательного процесса. Это  является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

 

   Содержание воспитательного  процесса в детском саду определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания, где оно уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах.

           Дети   с нарушениями  речи  в  большей  степени нуждаются  в формировании коммуникативной  компетенции.   Нарушения речевой  функции не могут не сказаться  отрицательно на развитии процесса  коммуникативной компетентности. Такое отклонение в развитии как общее недоразвитие речи, которое сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывают на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что в свою очередь, затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.

 

    Недоразвитие  речевых средств снижает уровень  общения, способствует возникновению  психологических особенностей, порождает  специфические черты общего и  речевого поведения

 

          Условиями развития коммуникативной  компетентности дошкольников являются:

социальная ситуация развития ребенка;

 формирующаяся потребность  в общении со взрослыми и  сверстниками;

совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

 

            Коммуникативная коррекция, опирающаяся  на коммуникативную компетентность,  ориентированна на изменение  системы ценностных ориентацию  личности ребенка  включает в себя воздействие на мотивационную сферу дошкольника с ОНР, его коммуникативную деятельность, коммуникативную культуру.            

 

      К особенностям  коммуникативной компетентности  детей старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи относятся:

 

-  наличие развернутой  фразовой речи с элементами  недоразвития лексики, грамматики  и фонетики;

 

- характерно неточное  понимание и употребление обобщенных  понятий, слов с абстрактным  и отвлеченным значениями;

 

- словарный запас ниже  чем у детей без речевой патологии;

 

- трудности в воспроизведении  слов и фраз сложной слоговой  структуры;

 

- недостаточная дифференциация  звуков на слух;

 

- низкая речевая активность  и недостаточная критичность  к своему дефекту; 

 

- нарушение фонематического восприятия;

 

- снижение потребности  в общении, несформированность  способов коммуникации (диалогической  и монологической речи), незаинтересованность  в контактах, неумение ориентироваться  в ситуации общения и негативизм.

 

Указанные проблемы в  развитии коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми.

 

         Изучение и анализ  психолого–педагогической  литературы показывают, что у  детей с ОНР отмечаются такие  психологические особенности как  замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова).

 

      Характеризуя  состояние изученности проблемы  применительно к дошкольному  возрасту, приходится констатировать, что в психолого-педагогической  литературе многие аспекты формирования  коммуникативных умений остаются  мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированное у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, формы организации деятельности детей вне занятий. Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и неразработанностью педагогической технологии и методического инструментария формирования данных умений, в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования.

 

 

 

В исследованиях  педагогов, психологов рассматривается коммуникативная  компетентность дошкольников с ОНР  как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения) с учетом специфики протекания речевого нарушения, включающих воздействие на мотивационную сферу (изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры), а также правила регуляции коммуникативного поведения дошкольника и средств его коррекции.

 

         В структуре коммуникативной компетентности дошкольника с ОНР выделены внешние и внутренние характеристики:

Внешние  

Внутренние 

 

- общение со взрослым,

 

- формирование коммуникативных  навыков, 

 

- формированиемотивационной  включенности в речевое высказывание 

- развитие произвольной  регуляции сенсомоторной (двигательной) активности; - развитие вербально-логических  компонентов познавательной деятельности, - формирование речевой и языковой  компетентности ребенка.

 

 

            Коммуникативная компетентность  детей дошкольного возраста с ОНР развивается во времени и пространстве, обусловлено социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией учебно-воспитательной работы, спецификой пространства общения.          Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР.   

 

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д. Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

 

          Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме,  коммуника бельным, необходимо  овладеть коммуникативной компетенцией.

 

     Из обязательного  содержания образовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных  учреждениях, коммуникативная компетентность  дошкольника включает распознавание  эмоциональных переживаний и  состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.  К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:

сотрудничать;

слушать и слышать;

воспринимать и понимать информацию;

говорить самому.

 

      Коммуникативная  компетентность дошкольника во  многом определяется развитием  речи. Речь – одна из важнейших  психических функций, “зеркало”  протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими.

 

       Анализ  речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с речевыми нарушениями. У таких детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходно- бытовой тематики, качественно не полноценен.   Дети  используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), характерные для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами. Поэтому в систему коррекционной работы необходимо включать различные игры, упражнения, тренинги, через которые дети учились бы различным средствам невербальной коммуникации и определять разные эмоциональные состояния людей.

 

           Учитывая    психофизиологические особенности детей дошкольного возраста  межличностные отношения рассматриваются  как динамическая игровая деятельность.  Важнейшие стороны развития личности,  формирования коммуникативной культуры ребёнка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях: игротерапия, психологический игротренинг, сказкотерапия, изотерапия,  ритмопластику,  музыкальная терапия, ролевые игры, дидактические игры и т.д..

 

 

           Цель технологии:  формирование коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР на основе интегрированного подхода и учёта особенностей состояния их коммуникативной сфер в воспитательно-образовательном процессе.

 

Основные задачи:

 

1. Способствовать процессу  самораскрытия и познания друг друга.

 

2. Обучать способам  конструктивного взаимодействия  с окружающими людьми.

 

3. Развивать способность  детей к рефлексии, волевой  саморегуляции поведения.

 

4. Развивать эмоциональную  сферу детей, способность к  эмпатии, сопереживанию.

 

5. Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.

 

Формирование коммуникативных  способностей  детей в ДОУ осуществляется при условиях:

 

-наличия базы, создание  условий для работы  с детьми , организацию предметно-развивающей среды, эмоциональной атмосферы;

 

-использования самых  разнообразных форм работы с  дошкольниками;

 

- взаимосвязи работы  всех педагогов ДОУ (медицинская  сестра, воспитатель, музыкальный  руководитель, руководитель изостудии,  учитель-логопед, педагог – психолог, физинструктор);

 

-работе с родителями, т.к. без участия родителей  невозможно заложить фундамент  коммуникативной культуры у детей.

 

 

Задача педагога - вырастить  здорового ребёнка, умеющего адаптироваться в социуме, владеющего коммуникативными навыками. разработать комплекс педагогических условий по формированию коммуникативной готовности к школе детей с ОНР

 

Пути реализации:

 

- совместно с медицинским  сопровождением обеспечить систематическую  реабилитацию психического здоровья  детей с ОНР с целью устранения или сглаживания аффективных состояний, повышенной возбудимости;

 

– развивать социальный интеллект дошкольников, т.е. способствовать их правильному пониманию окружающих, учить сопереживать другому, адекватно  оценивать себя;

 

– обучать агрессивных детей навыкам бесконфликтного общения, подчинения, а также терпимости и компромиссу;

 

– развивать у замкнутых  и неуверенных в себе детей  вкус к общению, потребность в  расширении адекватных социальных контактов, умение снимать у них коммуникативную тревожность;

 

– закреплять в духовном сознании ребенка с ОНР групповые  нормы гуманного отношения, миролюбия, гуманистических установок и  привычек через доступные формы  социального поведения;

 

– целенаправленно создавать  личностную привлекательность каждого ребенка путем моделирования ситуаций успеха, общей для класса радости;

 

– включать изолированных  и отверженных детей в совместную разноплановую деятельность коллектива;

 

– одобрять, обсуждать  любые проявления доброго, внимательного  отношения к сверстникам;

 

– обеспечивать каждому  ребенку индивидуальную компенсаторную психологическую поддержку.

 

 

Особенности технологии:

Информация о работе Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи