Формирование ключевых компетенций у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:14, реферат

Описание

Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по педагогике.docx

— 56.70 Кб (Скачать документ)

 

знать и применять правила  личной гигиены, уметь заботиться о  собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;    

 

владеть элементами психологической  грамотности, половой культуры и  поведения;    

 

 иметь многообразие  двигательного опыта и умение  использовать его в массовых  формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха  и досуга;    

 

уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих  физических качеств. [2]

 

11. Особенности  учебной   деятельности младших школьников  принципиально отличаются от  особенностей учебной деятельности  учащихся средней школы. Поэтому  при переходе из начальной  школы в среднюю учащиеся часто испытывают затруднения. Кроме того, знания, умения, навыки, которые ученик получил в процессе обучения на индивидуальной модели педагогического процесса, часто оказываются несопоставимыми с реальными жизненными ситуациями. Эта особенность выдвигает специфические требования к содержанию обучения младших школьников: формировать гибкие, мобильные знания, а также умение применять их в нетипичных ситуациях.

 

 

12. Компетентностный подход в УМК «Перспективная начальная школа»

 

В связи с этим мною используется УМК «Перспективная начальная школа», в котором определены цели образования, соответствующие требованиям Концепции  модернизации российского образования  на период до 2010 года, и который позволяет  применять компетентностный подход. 

 

 

В связи с этим мною используется УМК «Перспективная начальная школа», в котором определены цели образования, соответствующие требованиям Концепции модернизации российского образования, и который позволяет применять компетентностный подход. 

 

 

Коммуникативные компетенции:

 

Умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, с авторами учебников, вести переписку с  ними.internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации. Однако, поскольку для многих школ использование internet-адресов является перспективой, УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками. Психологические характеристики героев настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться (переписываться) с ними. Вступают в клуб и ведут переписку с героями учебников те ученики, которые испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке. Это, как показал эксперимент, каждый четвёртый ученик в классе. Интерактивность – это ещё и требование реализации интерактивных проектов внутри таких образовательных областей, как «Язык и литературное чтение», «Естествознание. Обществознание» и «Технология».

 

К отличительным особенностям УМК ПНШ относится максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы  работы, в корпусе самого учебника, использование единой системы условных обозначений во всём УМК, систему перекрёстных ссылок между учебниками, использование единых сквозных героев (брата и сестры). Комплект рассчитан на малокомплектную школу, поэтому даны развёрнутые формулировки заданий вместе с указанием форм выполнения работы (самостоятельно, в паре и другие). Именно ориентация на учащихся малокомплектной школы побудила разработчиков комплекта сделать упор на повышение роли и статуса самостоятельной работы.[8]

 

Социокультурные компетенции:

 

применение на практике и  в жизни ЗУНов прописаны в Программе по каждому учебному предмету.

 

Курс «Русский язык»:    

 

 работа со словарями;    

 

соблюдение орфоэпических  норм;    

 

устное повседневное общение  со сверстниками и взрослыми с  соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание);    

 

написание записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением  речевого этикета.[8]

 

Курс «Литературное чтение»:    

 

 определение содержания  книги по её элементам;    

 

самостоятельное чтение книг;    

 

работа со словарями.[8]

 

Курс «Математика»:    

 

решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара при расчёте между продавцом  и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);    

 

вычислять площади земельных  участков прямоугольной формы с  проведением необходимых измерений.[8]

 

Курс «Окружающий мир»:    

 

 постоянно обогащать  жизненный опыт, решать практические  задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска  информации в словарях, справочниках, Интернете;    

 

выполнять правила поведения  в природе,    

 

рассказывать о родном крае, родной стране, столице.[8]

 

Курс «Технология»:    

 

поиск, преобразование, хранение и применение информации (в том  числе с использованием компьютера) для решения различных задач;    

 

использование компьютерной программы для решения учебных  и практических задач;    

 

выполнение домашнего  труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта);    

 

соблюдение правил личной гигиены и другое.[8]

 

Курс «Информатика»:    

 

поиск в текстах, на рисунках, в списках, в таблицах и деревьях информации, необходимой для решения  поставленной задачи;    

 

фиксация информации, собранной  путём наблюдений, опросов, полученной из книг;   

 

планирование бытовой  и учебной деятельности;    

 

безопасная работа с компьютером;    

 

создание творческих работ (мини-сочинения, рисунки) на компьютере.[8]

 

Ценностно-смысловые компетенции  предполагают умения:

 

Осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при  работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.

 

Курс «Технология», 4 класс:

 

Первоначальные умения проектной  деятельности (4 часа)

 

Сбор и анализ информации о создаваемом изделии с последующим  уточнением у учителя. Поиск и  построение плана деятельности, выбор  лучшего варианта, определение последовательности изготовления изделия, выбор средств  достижения поставленной задачи с последующей  конкретизацией учителем. Изготовление изделия под наблюдением учителя. Проверка изделия в действии. Представление и оценка результатов деятельности при участии учителя.

 

Варианты проектов: сборка моделей архитектурных сооружений из бумаги и картона и технических  устройств из деталей конструктора. [8]

 

Курс «Окружающий мир»:    

 

Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия осенью с  целью наблюдения за изменениями  в природе. Опыт, доказывающий, что  лёд – это замёрзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лёд опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников зимой.(1 класс)

 

Практические работы, наблюдения, экскурсии: опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания  семян и развития растений. Опыт «Передвижение воды по стеблю от корня  к листьям» (2 класс).    

 

Экскурсия по родному краю:»Почвы родного края». Практические работы: определение примерного состава почвы.(3 класс).    

 

Работа с гербариями –  классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания.(4 класс).[8]

 

Информационные компетенции 

 

В УМК ПНШ организована специальная работа по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом  и за его пределами. Используется единая для всего УМК система  условных обозначений. Значков довольно много, но учащиеся легко запоминают их, самостоятельно ориентируются в  учебном материале. Есть словари  разного назначения: Толковый словарь, «Пиши правильно», «Произноси правильно», Обратный словарь, словарь происхождения  слов. В учебнике «Литературное чтение» - «Музейный дом», где представлены картины художников.

 

 

Программой предусмотрено  использование ЗУНов в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Курс «Литературное чтение»:    

 

Самостоятельный выбор книг в библиотеке;    

 

Определение содержания книги  по её элементам;    

 

Самостоятельное чтение выбранных  книг;    

 

Работы с разными источниками  информации (включая словари разного  направления).

 

Курс «Окружающий мир»:    

 

 Общение с родителями  и родственниками с целью получения  информации для составления генеалогического  древа (родословной семьи) (2 класс).    

 

Экскурсия в краеведческий, художественный  музей. (3 класс).    

 

Выступления с докладами  о растениях и животных природной  зоны родного края перед учащимися 2-3 классов. (4 класс).[8]

 

Курс «Информатика» и  «Технология»

 

учат приёмам работы с  клавиатурой и дополнительными  устройствами компьютера, их включению  и выключению, работе с документом с помощью простейшего текстового редактора (сохранять и открывать  документ, выводить документ на печать)

 

Культуроведческая и природоведческие компетенции

 

Курс «Литературное чтение»  является базовым гуманитарным предметом  в начальной школе, с помощью  которого можно решать не только узкопредметные, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаружить смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым, в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.[8]

 

Здоровьесберегающая компетенция

 

Воспитание у младших  школьников сознательного отношения  к здоровому образу жизни, охрана и укрепление их  психического и  физического здоровья – основные учебно-воспитательные задачи курса  «Окружающий мир».

 

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу четвёртого года обучения Учащиеся должны знать, понимать:    

Основы личной гигиены;    

Влияние образа жизни и  окружающей среды на здоровье.

Уметь:    

Соблюдать правила охраны и укрепления здоровья.[8]

 

Учебно-познавательные компетенции 

 

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях социально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Педагогическая поддержка  индивидуальности ребёнка при обучении выводит на первый план проблему соотношения  обучения и развития. Система заданий  разного уровня трудности, сочетание  индивидуальной учебной деятельности ребёнка с его работой в  малых группах и участием в  клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идёт впереди развития, то есть в зоне ближайшего развития каждого ученика  на основе учёта уровня его актуального  развития и личных интересов. То, что  ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью  соседа по парте или в малой  группе. а то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциация вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего развития и создают возможности его индивидуального продвижения.[8]

 

Межпредметная связь: в интегрированном курсе «Окружающий мир» органично сосуществуют и взаимно увязываются представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию подчиняется курс литературного чтения, где интегрируются такие образовательные области, как язык, литература, искусство

 

III.     Заключение 

 

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования  на период до 2010 года УМК «Перспективная начальная школа» решает следующие  задачи:    

Информация о работе Формирование ключевых компетенций у младших школьников