Физическое воспитание и здоровый образ жизни учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является приобщение учащихся к физической культуре, к здоровому образу жизни, а также подготовка учащихся к жизни и к выполнению социальных функций.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие конкретные задачи:
1. Оздоровительные задачи физического воспитания. охрана и укрепление здоровья учащихся. достижение полноценного физического развития, гармоничного телосложения. повышение умственной и физической работоспособности.
2.Образовательные задачи физического воспитания.
формирование двигательных умений и навыков.
развитие двигательных способностей.

Содержание

I.Введение
стр. 5-6
II.Теоретическая часть
стр. 7-27
III.Материалы и методы исследования
стр. 28-30
IV.Практическая часть
стр. 30-43
V.Результаты и их обсуждения
стр. 43-46
VI.Выводы
стр. 47
VII.Заключение
стр. 47-48
VIII.Приложение
стр. 48-57
IX.Список литературы
стр. 58-

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 79.23 Кб (Скачать документ)

Это качество можно развивать  с помощью выполнения простей-ших гимнастических упражнений, выполнение которых необходимо производить без перерыва. Такой способ выполнения упражнений на выносливость называется "поточное" выполнение упражнений. Используя этот метод необходимо акцентировать внимание занимающихся на теоретико-практических занятиях, что именно он является основным на первых парах развития этого качества. Продолжительность такого комплекса упражнений также должна составлять 10-15 минут. Обратить внимание учащихся и на то, что при выполнении упражнений на выносливость необходимо концентрировать свои усилия на правильном ды-хании: не задерживать его, в случае необходимости дышать через нос и рот одновременно. При этом необходимо расслабить просто нижнюю челюсть, акцент сделать на полноценный выдох (при произвольном вдохе).

Интенсивность упражнений на выносливость учащимся младших классов  объяснить трудно. Вместе с тем  при этом можно дать такую рекомендацию: скорость выполнения должна быть такой, чтобы учащийся при выполнении упражнения мог разговаривать или дышать через нос ( см. Приложение 5, стр.67 и Приложение 6, стр.69 ).

Гибкость.

Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющих амплитуду различных  движений человека. Этот термин более  приемлем для оценки суммарной подвижности  в суставах тела. При рассмотрении гибкости в отдельных суставах, правильнее говорить о подвижности в них (под-вижность в голеностопных, локтевых, плечевых суставах и др.). Это качество человека является необходимой основой эффективного совершенствования в виде деятельности, связанной с техническим совершенствованием в большинстве локомоций движения. При недостаточной гибкости у человека резко усложняется и, конечно же, замедляется про-цесс освоения двигательных навыков, столь необходимых в спортив-ной деятельности и быту индивида.

Недостаточная подвижность  в суставах ограничивает уровень  проявления силы, скоростных и координационных  способностей, приводит к ухудшению  внутримышечной и межмышечной координации, сниже-нию экономичности работы. При этом часто является причиной повреждения мышц и связок, т.е. спортивного травматизма.

В качестве методических основ  развития гибкости можно широко использовать в занятиях общеподготовительные упражнения, с элемента-ми сгибаний и разгибаний, наклонов и поворотов туловища. Эти упражнения направлены на повышение подвижности во всех суставах и осуществляются без учета специфики вида деятельности. Вспомогательные уп-ражнения подбираются с учетом специфики рода деятельности (например, вида спорта).

Упражнения на гибкость могут  носить активный, пассивный и сме-шанный характер. Арсенал средств, применяемых для развития гибкости, также разделяется на развивающие пассивную, активную и смешанную гибкость. Развитию активной гибкости способствуют упражнения, выполняемые как без отягощении, так и с отягощениями. К ним относятся маховые и пружинящие движения, рывки и наклоны. Отягощения повышают эффективность упражнений вследствие увеличения амплитуды движения, за счет использования силы инерции.

Наряду с использованием таких упражнений в отдельных  частях урока, они могут составлять программы отдельных тренировочных  занятий. Однако упражнения на гибкость часто включаются в комплексные  занятия, в которых наряду с развитием  гибкости планируется развитие и  других качеств, например, силы. Упражнения на гибкость мо-гут составлять и значительную часть утренней гимнастики и мероприятий, проводимых в режиме дня учащихся. При планировании работы по развитию гибкости необходимо иметь в виду, что активная гибкость развивается в 1,5-2 раза медленнее пассивной (с помощью партнера, отягощении и др.). Разное время требуется и на развитие подвижности в разных суставах. Этот показатель зависит от многих факторов: от структуры сустава и мышечной ткани, возраста ребенка, а в конечном счете - от построения тренировочных воздействий.

В зависимости от характера  упражнений, применяемых для развития гибкости, особенностей конкретного  сустава, возраста и пола уча-щегося, темпа движений продолжительность упражнений может колебаться в пределах от 20 секунд до 2-3 минут. При этом активные статические упражнения непродолжительны. Пассивные сгибательные и разгибательные движения могут выполняться длительное время ( см. Приложение 2, стр.64 ).

Координационные способности.

Координационные способности  это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно  и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных  и неожиданных ситуаций.

В структуре координационных  способностей человека выделяют:

а) способность к овладению  новыми движениями;

б) умение дифференцировать и управлять различными характерис-тиками движений;

в) способность к комбинациям и импровизации в процессе проявления конкретной двигательной деятельности.

При разучивании новых  двигательных действий (основополагающие принципы построения программ в Общеобразовательных  средних школах) необходима способность  к сложно координационной двигательной сфере (спортивных играх, единоборствах  и др.), т.е. там, где двигательная деятельность учащегося характеризуется  особенно боль-шим разнообразием и значительной координационной сложностью.

Способность школьника дифференцировать и управлять различны-ми характеристиками движений проявляется в плавности движений, способности удерживать равновесие и др.

Способность к комбинациям  и импровизации в процессе выполне-ния конкретного двигательного задания является одним из важнейших факторов, определяющих результативность и скорость в овладении сложно координационными действиями индивида.

Высокий уровень координационных  способностей позволяет учащемуся  более быстро овладевать новыми двигательными  навыками, рационально к тому же использовать имеющийся запас навыков  и двига-тельных качеств силы, быстроты, гибкости в конкретных ситуациях и сложно координационных двигательных заданиях. Чем больше количество, разнообразие и сложность основных навыков у человека (что обычно называют его двигательной базой), тем быстрее и эффективнее приспосабливается он к неожиданным условиям, при решении сложных двигательных задач, тем адекватнее реагирует он на требования возникающей ситуации.

Основными методическими  подходами и особенностями упражне-ний, направленных на совершенствование координационных способностей, являются их нетрадиционность, сложность, новизна, возможности решения многообразных и неожиданных двигательных задач. Состав средств для повышения координационных способностей определя-ется тесной связью накопления большого многообразия двигательных навыков и выработкой необходимых связей с оперативностью их объединения в сложные двигательные действия.

Учитывая некоторую "обеднённость" специальных средств в видах деятельности учащихся в циклической работе (лыжные гонки, плавание, конькобежный спорт и др.) основой методических подходов координационных способностей становятся использованием факторов разнообразия привычных, а в подавляющем большинстве заимствованных действий с тем, чтобы обеспечить возрастающие требования к более широкой координации движений.

Относительно сложно координационной  деятельности (спортивные и подвижные  игры, единоборства и др.) отмечается исключительное многообразие характерных  для них специальных упражнений, которые позволяют успешно решать задачи повышения координационных  способностей учащихся, параллельно  с развитием базовых физических ка-честв и др. видами их подготовки. При этом необходим постоянный контроль за темпом и ритмом движений, за динамическими и пространственно-временными параметрами.

V. Полученные результаты.

Возрастные нормы двигательных(моторных)тестов для оценки физических качеств учащихся (сводный вариант) (В.И.Харитонов.1996).

 

Возраст (лет)

(см)

Быстрота (см)

Динамическая сила (см)

Скоростная

Выносливость

(раз)

Скоростно-силовая выносливость (раз)

(6-ти минутный бег) (метры)

 
 

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

 

б

9

13

16

17

25

20

11

9

10

10

650-730

550-700

 

7

9

12

16

17

25

20

11

9

13

12

730-900

600-800

 

8

8

12

17

19

25

20

12

9

15

14

800-950

650-850

 

9

8

14

17

19

30

25

13

10

17

15

850-1000

700-900

 

10

10

15

16

18

30

26

13

10

19

15

900-1050

750-950

 

11

10

16

15

17

30

26

14

11

20

17

1000-1100

850-1000

 

12

10

18

15

17

35

27

15

11

22

17

1100-1200

900-1050

 

13

9

18

15

17

35

28

16

12

22

17

1150-1250

950-1100

 

14

12

20

14

16

40

28

16

13

24

18

1200-1300

1000-1150

 

15

13

21

14

16'

42

30

17

14

26

18

1250-1350

1050-1200

 

16

13

21

14

16

43

30

17

14

27

17

1350-1400

1050-1200

 

17

18

21

13

15

44

31

18

15

29

18

1300-1400

1150-1200

 

18

15

17

13

15

50

37

18

.15

28

19

1300-1400

1100-1200

 
                           

Примечание: Показатели в  тестах - М - мальчиков - юношей, Д - девочек-девушек.

Мало значимые признаки, в комплексном тестировании, представлены незначительным максимальным числом баллов (гибкость, быстрота, динамическая сила скоростная и скоростно-силовая  выносливость), которые существенно-го влияния на общую сумму баллов, а следовательно и уровень физического развития и состояния тестируемого не оказывают.

Многие годы, и до последних  лет, ученые считали, что одной из главных причин риска для здоровья человека, связанного с избыточной массой тела, является чрезмерное количество жира в организме. Избыточную массу тела без чрезмерного содержания жира в организме не рассматривали как угрозу для здоровья человека (В.Италли, 1985). Вме-сте с тем, анализ влияния избыточной массы тела на риск для здоровья детей можно классифицировать у каждого человека в соответствии с его состоянием и уровнем развития отдельных показателей:

степенью лишней и недостаточной  массы тела использовав относительную массу тела и индекс массы тела;

степенью худощавости  или ожирения на основании суммы измерений толщины складок кожи в участках трехглавой мышцы и под лопаткой.

При этом население, по приведенным  данным автора, разделено на три  группы, на основе суммы измерений  толщины складок кожи: худощавые (< 15 перцентиля), средние (15-85 перцентиля), страдающие ожи-рением (> 85 перцентиля).

Особый интерес представляют показатели двух групп людей - не являющиеся тучными с избыточной массой тела и тучные, не имеющие избыточной массы тела. Обе группы, по данным автора, характеризу-ются повышенным риском развития определенных заболеваний. При этом риск развития вследствие избыточной массы тела, главным образом гипертензии, даже при отсутствии ожирения. Ожирение и избыточная масса тела связаны с повышенной смертностью. Эта связь носит криволинейный характер. Резкое увеличение степени риска отмечается при индексе массы тела, превышающего 30 кг/м. Причины высокой смертности, связанные с ожирением и избыточной массой тела включают:

заболевание сердца;

гипертензию;

определенные формы рака;

заболевание желчного пузыря;

диабет.

Эти же проблемы имеют место  и для детского населения нашей  страны. Следует иметь в виду, что проблемы эмоционального или  психологического характера могут  лежать в основе развития ожирения у значительной части людей. Более  того они могут возникать вследствие само-го ожирения.

В обществе ожирение отмечается клеймом насмешек и подначек, что  существенно усугубляет проблему борьбы с избыточной массой тела у детей  в силу их закомплексованности. К  тому же и средства массовой информации, как правило, в своих репортажах отдают предпочтение людям с почти  идеальной фигурой.

Информация о работе Физическое воспитание и здоровый образ жизни учащихся