Филимоновская игрушка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:56, реферат

Описание

Изготовление глиняной игрушки - едва ли не древнейший промысел. Русская народная глиняная игрушка известна по разным промыслам, или местности, где ее делали: дымковская, каргопольская, скопинская. В Тульской области - это филимоновская по деревне Филимоново. Ее красота - в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов. Главное в ней - свисток. Сейчас Филимоновская игрушка всемирно известна.

Содержание

Филимоновская игрушка- история появления.
Лепка филимоновских игрушек.
Основные образы
Элементы росписи
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

филимоновская игрушка.doc

— 1.49 Мб (Скачать документ)

  В 2009 году  в Одоеве открылся музей Филимоновской игрушки, в экспозиции можно увидеть работы и фотографии  талантливых мастериц прошлого и нынешнего века,  изделия из глины других промыслов, а так же купить игрушку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лепка филимоновских игрушек

Последовательность лепки женской фигурки мало, чем отличается от общепринятой. Скатайте между ладонями шар (рис. 1.1 а) и наденьте его на указательный палец (1.16). Затем шар вытяните и начинайте расширять углубление, сделанное указательным пальцем (1.2). Сплющивая между большим и указательным пальцами стенки юбки- колокола, постепенно добейтесь того, чтобы толщина их у края была примерно 5—6 мм (1.3). Теперь заготовку можно поставить на дощечку и приступать к лепке туловища и головы, которые первоначально намечают лишь в общих чертах (1.4). Вслед за этим наметьте головной убор и приступайте к лепке рук. Их “вытягивают” из кома глины, находящегося в средней части фигуры (1.5). На следующей стадии поля шляпки слегка прижмите с двух сторон, а сверху приклейте так называемую тулью — цилиндрическую часть шляпы. Такие шляпки, тулья которых едва прикрывала пучок волос на голове, были модными в конце прошлого века.

 
 

Теперь на некоторое  время фигурку “барыни” отставьте  в сторону и принимайтесь лепить птичку-свистульку, которую сами мастерицы называют “курицей” (рис. 2). Возьмите кусок глины величиной примерно с грецкий орех, раскатайте из него пластину и оберните ее вокруг указательного пальца (2.1). Уплотните глину вокруг пальца, придав ей форму цилиндра. Помогая указательному пальцу левой рукой, расплющьте слегка стенки цилиндра, чтобы получился кувшинчик с толстым донышком (2.2). Донышко кувшинчика проткните тонкой деревянной палочкой (“пичужкой”) так, чтобы ее кончик упирался в ноготь. Над ногтем сделайте клиновидный вырез. Вначале стекой или ножом нарежьте глину под прямым углом до кончика ногтя, затем сделайте второй надрез под острым углом и удалите подрезанную глину. Постепенно сближайте пальцами края кувшинчика до тех пор, пока они не соединятся (2.3), Из выступа, образованного сближенными краями кувшинчика, слепите голову птицы (2.4).

 
 

Свисток готов, но будет ли он свистеть? Звук возникает  в свистке оттого, что воздух, вдуваемый с силой в канал  мундштука, рассекается об острый клиновидный  срез стенки. Часть воздуха выходит наружу, другая часть попадает в полость свистка (2.5). Опытные мастера делают свистульку “на глазок”, при этом она издает звонкий и чистый звук даже тогда, когда глина еще не высохла. Заставить свистульку свистеть тем, кто взялся за ее изготовление впервые, не так-то просто. Поэтому на рисунке даны точные размеры свистка, вылепленного опытным мастером. Но это не значит, что, стоит только выдержать все размеры, и свистулька тут же запоет соловьем. Другой раз, чтобы она зазвучала, нужно что-то где-то подправить. Если свисток, после того как в него дунули, не засвистел или издал вялый глухой звук, нужно найти причину неисправности. Она может заключаться в том, что клиновидный срез стенки притупился и опустился относительно воздушного канала или, наоборот, слишком приподнят. Не исключено и то, что в канал попали глиняные крошки. Возможно, что канал сузился от случайного сдавливания мундштука. Могут быть еще и другие неисправности, но обычно достаточно устранить эти основные, и свисток будет издавать сильный и чистый звук. После сушки и обжига звук не только сохраняется, но и усиливается. Если по бокам свистульки сделать одно или два отверстия, то звук будет менять тон. Закрывая и открывая пальцами в определенной последовательности боковые отверстия, можно извлекать из свистульки незатейливые переливчатые трели.

После того как  голос у птицы-свистульки будет  поставлен, ее сажают на руки “барыне” (рис. 1.6). После этого игрушку нужно  разгладить влажной тряпкой, подправить стекой отдельные детали и отправить  сушить, а затем и обжигать.

Если игрушка  выполнена из красножгущейся глины, то после обжига ее нужно обязательно  загрунтовать мелом, разведенным на молоке. Роспись выполняют красителями  для шерсти, разведенными на яичном желтке. 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  образы:

Женская глиняная фигурка. Этот образ -  продолжение  рода всего живого. Фигурка женщины  олицетворяет великую богиню «Природу». Весна, Берегиня, Мать-кормилица, Лада, Купава, Доможириха – вот имена  и смыслы, которыми народ наделял  глиняную фигурку женщины.

Медведь – один из главных персонажей народных сказок.  Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы.

Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла  и плодородия.

Конь – слуга  Солнца. В языческой Руси конь был  очень важным символом в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и культ воды. Древние славяне считали, что впряженный конь возил по небу бога-солнца и приносил людям его благодать.

Птицы. Это вестники богини Матери земли. Они обязательные спутники женских изображений. Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи.

Корова символизирует  плодородие, могущество и бодрую силу.

В древней Руси от сил природы зависело благополучие человека, его счастье и достаток. Поэтому для человека было характерным поэтическое одушевление сил природы, наивная вера в добро и зло. При создании игрушке мастер старался передать именно смысл того или иного образа, а не его точное изображение.

 
 
 
 
 
 
 
 

Вот основные узоры, которые  используются в филимоновской росписи:

 

 

 
 
 
 
 
 

А вот древние  символы:

 

Мы видим, что  символы солнца, земли, воды, плодородия широко используются в филимоновской  росписи 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. — М.: Искусство, 1975.
  2. Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. — М.: Современник, 1978.
  3. Под ред. В. А. Барадулина Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979.
  4. И.А  Лыкова  "Филимоновская игрушка"
  5. статья С.В. Калинкиной "Филимоновская игрушка: образы, сюжеты и роспись"
  6. Юный Художник №3-4 /1992. “Филимоновская игрушка” О.Яковлева.
  7. интернет ресурсы

www.filimonovo-museum.ru

http://www.megabook.ru

http://ru.wikipedia.org

http://kids.moy.su

http://www.igrushkin.ru

http://rosdesign.com

http://www.babyzone.ru

http://www.tula.rodgor.ru

http://festival.1september.ru 
 

Информация о работе Филимоновская игрушка