Филимоновская игрушка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:56, реферат

Описание

Изготовление глиняной игрушки - едва ли не древнейший промысел. Русская народная глиняная игрушка известна по разным промыслам, или местности, где ее делали: дымковская, каргопольская, скопинская. В Тульской области - это филимоновская по деревне Филимоново. Ее красота - в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов. Главное в ней - свисток. Сейчас Филимоновская игрушка всемирно известна.

Содержание

Филимоновская игрушка- история появления.
Лепка филимоновских игрушек.
Основные образы
Элементы росписи
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

филимоновская игрушка.doc

— 1.49 Мб (Скачать документ)

Департамент образования города Москвы.

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет». 
 

Реферат на тему:

«Филимоновская  игрушка». 
 
 
 

                                                                                                                       ВЫПОЛНИЛА:

                                                   Сухойваненко Елена Александровна

                                         Студентка 502 группы. Кафедра логопедии

                                                   Факультет специальной педагогики.  
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011

Оглавление. 

  1. Филимоновская игрушка- история появления.
  2. Лепка филимоновских игрушек.
  3. Основные образы
  4. Элементы росписи
  5. Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Филимоновская игрушка 

Изготовление  глиняной игрушки - едва ли не древнейший промысел. Русская народная глиняная игрушка известна по разным промыслам, или местности, где ее делали: дымковская, каргопольская, скопинская. В Тульской области - это филимоновская по деревне Филимоново. Ее красота - в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов. Главное в ней - свисток. Сейчас Филимоновская игрушка всемирно известна.

Кто и когда  сделал  первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Местные глинистые  почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и  стало гончарное ремесло на основе богатых здесь запасов глины. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. Только в одном ближайшем городе Одоеве проходило семь ежегодных ярмарок, и к ним филимоновские мастерицы готовили лучший товар.

Мужчины делали горшки, а женщины яркие, нарядные игрушки свистульки.  Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой  в свободное от сельских трудов время.  Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками.

Обжиг был необыкновенно  красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая  раскаленные горшки и игрушки. Для  всех жителей деревни день этот был  торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий.

Основную массу  изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.

Все персонажи  животного мира имеют тонкую талию  и длинную, с изящным изгибом  шею, плавно переходящую в маленькую  голову. Только форма головы да наличие  или отсутствие рогов и ушей позволяют  отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдаленно напоминает медвежью.

Сохранялся без  изменений диковинный облик животных, которых они лепили коровки, кони, собачки, баранчики и олени имели вытянутые шеи. Раскрашены были яркими разноцветными полосками. И еще игрушки эти делались обязательно со свистом, все, кроме медведя. Считается, что изначально свистулька вовсе не была детской забавой. Наши предки- язычники использовали ее для связи с духами. Известно, например, что вятичи встречали Ярилу (бога солнца) пением дудок, сделанных из глины. Магические знаки на игрушках и пронзительный свист отгоняли злые  силы от душ умерших. Считалось, что если посвистеть дома, то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. Свистульки часто вещали на шею детям: это был и поющий оберег и забавная игрушка. Известное в наше время суеверие «не свисти – денег не будет» - это миф, который выдумали, чтобы отучить народ от языческих привычек во времена борьбы с язычеством. Со временем свистулька утратила свой магический символизм и стала просто игрушкой.

Форма филимоновской  игрушки столь изящна, что напоминает скорее фарфоровые статуэтки. Связано  это с особыми свойствами местной глины, называемой синикой. Цвет ее – иссиня – черный. Глина вязка, тягучая. Легко принимает нужную форму, отлично мнется, позволяет вытягивать фигурку целиком, а не лепить по частям. В нижней части Филимоновская игрушка устойчивая, а дальше начинается удлиненная изящная форма, с гибкими длинными шеями и маленькими головками, животных или людей. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

Глину для изготовления игрушек  и сегодня готовят  вручную, как в старину. Добывают ее в виде больших комьев, затем  рубят мелко и заливают холодной водой на несколько дней. Глина  напитывается влагой, потом ее снова рубят лопатой и старательно месят. В конце глину перетирают руками, тщательно удаляя из «глиняного теста» все комочки и камешки.

Но сказочной  и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После  обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, который не "глушит" краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком".

Расписывать филимоновскую  свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми. Для росписи брали гусиные, куриные или утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно. Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов.

Начинают мастерицы  писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Роспись строится по традиционной схеме:

сначала накладывают  желтые полосы и пятна;

потом их обводят  красным;

затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Несмотря на относительную скупость их палитры игрушки получаются яркими и веселыми.

Филимоновские игрушки украшены узорами- полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.  В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Животные и  птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи  идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или  красным.

Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.  В отличие от дымковских все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу.

Производство  филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20 в., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Пройдя долгий и сложный путь филимоновская игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц).

Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская  свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего

Все игрушки  очень веселые, и когда их много - это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские  игрушки, то невольно появляется радостное  настроение.

В настоящее  время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре (до 800 С) и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки здесь не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски разведенные на яйце. Старейшие мастерицы промысла, сохраняя традиции мастерства, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные.

На сегодняшний  день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла. Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Кехаиди Елена Ивановна, Кехаиди Платон Константинович, Левитина Ирина Константиновна. 

  В Одоевской  детской школе искусств на  протяжении двадцати лет обучает  детей работе на гончарном  круге Кехаиди Константин, а супруга  Елена (член союза художников  России народный мастер) преподает  лепку из глины игрушек. 

  Филимоновскими  мастерами в течение многих  лет проводится детский фестиваль  народного творчества «Поляна»  ставший своеобразной школой  ремесел. Взрослые и дети знакомятся  с народными промыслами, древними  художественными  ремеслами, участвуют в мастер - классах по лепке филимоновской, хлудневской, скопинской, романовской, липецкой, сапожковской, рязанской игрушки. Чередуются древние и современные ремесла, обучение гончарному ремеслу и батику, плетение из лозы и бересты, фольклор и народные игры. Своеобразный город мастеров весело живет и активно работает в течение недели. Все детские работы, изготовленные на мастер - классах, экспонируются на выставке, так же в программе конкурс и ярмарка  декоративно - прикладных изделий.

Информация о работе Филимоновская игрушка